Как правильно домкратить машину
Как правильно домкратить машину?
Замена колес — это та операция, которую приходится выполнять каждому водителю. Даже при многообразии придорожных сервисов и шиномастерских приходится самому засучивать рукава и браться за домкрат. В этом случае главное соблюсти правильную технологию выполнения работ, иначе есть риск повредить кузов автомобиля или даже пострадать самому.
Техника безопасности
Каждый водитель слышал истории о том, как автомобили падают с домкрата. Такое происходит нечасто, но эффект настолько сильный, что автомобилист долго не забывает об этом и охотно рассказывает друзьям и знакомым. В результате падения машина может повредить порог или помять свесы. Хуже всего, если под удар попал человек. Тогда дело может закончиться плохо, в особенности, если водитель полез под машину для осмотра.
При работе с домкратом важно соблюдать технику безопасности.
Важно убедиться, что машина не стоит на наклонной плоскости и не покатится после подъема.
Необходимо затянуть ручной тормоз и поставить коробку передач на первую ступень или в режим паркинга, если это автомат.
Перед подъемом необходимо ослабить болты на колесе, чтобы предотвратить раскачивания машины в вывешенном состоянии при активной работе балонным ключом. Это делается, чтобы машина не упала с домкрата от производимых рывков.
Нельзя устанавливать ножку домкрата в зыбкий грунт, в мягкую грязь или в мерзлую землю, которая со временем продавливается. Домкратить кузов можно только на асфальте. В этом случае риск свалиться с подпорки минимален.
Если уклон есть, то под колеса надо поставить упоры, такие как кирпичи или бревнышки.
После подъема снятое колесо необходимо подложить под машину таким образом, чтобы диск подпирал ступицу. При падении ступица ляжет на колесо и предотвратит удар порогом об асфальт.
Если необходимо произвести осмотр днища, то автомобиль нужно выставлять только на специальные опоры, которые предотвращают падение. Но лучше всего воспользоваться ямой или эстакадой.
Как уберечь пороги?
При подъеме автомобиля необходимо правильно установить домкрат. На пороге есть два специально укрепленных места, которые находятся у переднего или заднего колеса. Лапа домкрата имеет специальную выемку для фиксации за кантик порога.
Домкрат необходимо крепить точно в подготовленные места и только по краям кузова в местах, обозначенных небольшими вырезами.
Также важно следить за молодыми работниками сервисных станций, которые только начали работать. Если кто-то подкатывает мощный гидравлический домкрат к середине кузова, то лучше попросить его больше так не делать.
Нельзя поднимать автомобиль, упирая домкрат в задний или передний свес. Там нет опорных площадок и металл легко продавливается.
Нельзя применять гидравлические подкатные домкраты без резиновых подушек. Они нужны, чтобы предотвратить контакт металла лапы с днищем автомобиля, в результате чего появляются глубокие царапины. Резиновая прокладка помогает сохранить краску и антикоррозионную защиту в целости.
Ремонт подкатного гидравлического домкрата (2 т)
Старый-добрый подкатной домкрат уже давно стоит на полшестого и не желает поднимать лифтованный рыбалкомобиль до заслуженных высот. При последнем кузовном ремонте я часто оставлял авто в поднятом положении на домкрате — так делать категорически нельзя! Об этом даже написано в предупреждающей наклейке на самом домкрате.
Сразу скажу, что ремонт я начал "для себя", и лишь потом пришло осознание принести пользу людям, поэтому фотографии делал задом наперёд, то есть на этапе сборки.
Первое, что нужно сделать — это снять пружину, которая возвращает домкрат в исходное лежачее положение. Для этого просовываем под неё проволоку, делаем петлю и просовываем туда что-то, чем можно тянуть. Упираемся в основание домкрата, используем его как рычаг и снимаем пружину без особого труда.
Поехали теперь разбирать! Кладём домкрат на бочок и откручиваем болты, вынимаем оси, которые стягивают опору домкрата. Затем поднимаем одну сторону опоры вверх, чтобы получить доступ к стопорному кольцу шпильки, к которой крепится шток поршня домкрата.
Поддеваем его чем-то острым, далее сдвигаем шпильку в сторону и вынимаем гидравлику, предварительно открутив оставшиеся болты с другой стороны домкрата.
Сбоку в стакане домкрата есть резиновая пробочка, аккуратно её достаём и сливаем масло. У меня эта пробка была закрашена той же краской, которой красили домкрат. Масло в ужасном состоянии, его будем менять. Также разбираем насос подкачки и стравливающий клапан, который опускает домкрат. Под стравливающим клапаном есть железный шарик! Не потеряйте его! Оставляем только клапан с красной крышечкой и надписью Do not adjust!
Теперь домкрат нужно разобрать. Сначала снимаем стакан. Проще всего это сделать, закрепив тисками гайку сверху стакана и продев монтажку через заднюю ось домкрата. Получается приличный такой рычаг. Оттуда тоже сливается немного масла. Снимаем стакан, вынимаем поршень из цилиндра.
Стакан служит резервуаром, из которого насос качает масло в цилиндр. Далее нужно открутить рабочий цилиндр. Чтобы это сделать мне пришлось использовать ключ, который чуть больше самого домкрата! Чтобы не царапать цилиндр, обернул его в автомобильную камеру, но ключ её прожевал и выклюнул, поэтому пришлось откручивать, держась за голый цилиндр. На нём остались следы, но нам важно сохранить целым именно внутреннее зеркало цилинда. Поэтому пофиг. Под цилиндром на дне есть шайба с отверстиями, под ней в углублении есть ещё один железный шарик, не потеряйте его!
Теперь всё нужно тщательно промыть и продуть! Любая песчинка или металлическая стружка может застрять под шариком и насос будет стравливать! Промывал всё жидким ключом BBF. На мой взляд, освобождает он резьбу хуже WD’шки. Единственный его плюс — удобная крышка, которая без труда встаёт на WD’шку! А то задолбали теряться эти красные маленькие трубочки…
Собирам всё в обратной последовательности. Вверху цилиндра есть углубление, через которое сбрасывается лишнее давление, когда домкрат находится в верхней своей точке.
Чтобы не накидать новых опилок в домкрат, закрыл нижнюю часть малярным скотчем. Не забудьте положить шайбу и шарик под цилиндр! Шайба ставится выпуклой стороной наверх!
После сборки заливаем масло в домкрат. Рекомендуют заливать масло для автоматических коробок передач, оно жидкое и не густеет на морозе. Я залил от ниссана 5W40. Не припомню, чтобы я зимой работал домкратом. Также некоторые заливают тормозную жидкость, но она очень агрессивна и можнет навредить сальникам домкрата, я не стал этого делать.
Для домкратов, работающих в вертикальном положении, масло заливается до уровня заливной горловины сливной пробки. Я именно столько и залил, зажам домкрат в тисках (это был косяк, об этом далее). Теперь начинаем прокачивать. Закрываем стравливающий клапан и качаем в холостую до самого верхнего положения, чтобы вышел воздух. Потом откручиваем стравливающий клапан и жмём рукой поршень вниз, создавая избыточное давление в стакане домкрата. И вот из-под него показалось масло, ок, подтянем посильнее) Главное, не перетянуть, чтобы не испортить уплотнительные пластмассовые прокладки стакана!
При установке стакана старайтесь, чтобы заливное отверстие было сверху, чтобы не мудохаться потом, как я)
Собранный домкрат до верхнего уровня опять не дошёл… А в конце накачки опять пошёл воздух, судя в по звукам в гидравлике… То есть, домкрат прокачал масло, потом стал качать воздух? Похоже, я не долил масла, хотя заливал в 2 раза больше, чем слилось! Кладу на бок, до пробки уже не так легко добраться, приходиться использовать шланг и шприц. Доливаю ещё столько же!
О, чудо! Теперь всё работает!
Немного о моих доработках домкрата. Сделал прокладку из шайбы (в Спортмастере купил), коронками вырезал прорезь под домкрат. Также сделал дополнительную короткую ручку накачки домкрата. Гараж с одной стороны не позволяет использовать длинную ручку, да и в полевых условиях часто мало места в колее, чтобы поднять машину.
Надеюсь, мой опыт кому-то пригодиться!
UPD: не проверил домкрат под нагрузкой, а зря… Колесо поменять не получится, придётся постоянно подкачивать.
Ищем, где травит. Масло нигде не подтекает. Проверяем стравливающий клапан. Выкручиваю его, подбиваю железный шарик, чтобы он плотнее притёрся. Закручиваю, проверяю — всё равно не держит. Придётся разбирать. Опыт есть, полная разборка занимает минут 5.
Откручиваю цилиндр, вынимаю шайбу.
Под ней шарик, тоже его подбиваю, чтобы плотнее сидел.
Теперь собираем и проверям. Поднимаю авто, вывешиваю колесо и жду. Домкрат стравливает ооочень медленно, почти незаметно! Отлично, теперь ремонт можно считать законченным!
Подлезть под машину и выжить. Почему ремонт под домкратом — зло
Во время ремонт автомобиль соскочил с домкрата и придавил своего владельца. Мы периодически сообщаем о таких случаях, которые, увы, происходят достаточно регулярно. Но по какой причине это случается? Как избежать беды? Будем разбираться!
Одна из основных причин, по которым происходят подобные трагедии, — опрокидывание или поломка домкрата, на котором во время работ был установлен автомобиль. В свое время мы подробно рассказывали о конструктивных особенностях, преимуществах и недостатках этих устройств, так что не будем повторяться. Но отметим несколько существенных моментов.
Самый главный из них — большинство домкратов НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО для проведения ремонтных работ. Их задача — поднять/опустить автомобиль. Это кратковременная функция для снятия-установки колеса или подъема машины на определенную высоту для дальнейшего использования опорных стоек. Оставлять машину на домкрате на длительное время и проводить под ней какие-то манипуляции нельзя.
Столь категоричная позиция специалистов как раз и вызвана риском «соскакивания» автомобиля с домкрата. Причин тому может быть несколько. В случае с механическими конструкциями (ромбовидными и Г-образными) это невысокая устойчивость домкратов такого типа, в том числе по причине малой площади контакта с опорной поверхностью. И эта проблема может быть усугублена еще и неправильной установкой, допускающей крен/перекос, — к таким ошибкам механические конструкции очень критичны!
Гидравлические домкраты, будь то вертикальный «бутылочный» или хорошо всем известный подкатной, и сами устанавливаются более надежно, и к перекосам не столь чувствительны, но и они 100-процентной гарантии не дают. Во-первых, в случае с гидравликой имеется риск самопроизвольного опускания (если нет страховочных устройств-блокираторов). Во-вторых, при перекосе завалиться может и бутылочный домкрат, и подкатной.
Почему вообще происходят перекосы? Здесь также может быть несколько причин. Конечно, одна из них — неправильная установка домкрата под углом, к чему (повторимся) особенно критичны механические конструкции.
Но не менее часто источником проблемы является опорная поверхность для домкрата. В идеале это должна быть ровная и твердая площадка с асфальтовым или бетонным покрытием. На мягком грунте домкрат просто провалится и завалится вбок.
Чтобы это предотвратить, можно использовать дополнительную опорную поверхность — прочную доску или плиту. Но громоздить домкрат на кирпич, как на фото, едва ли хорошее решение: весь конструктив может развалиться в самый неподходящий момент.
Отдельного упоминания требует подкатной домкрат. В процессе подъема он перемещается (подкатывается под автомобиль), так что при выборе площадки важно, чтобы она была твердой и ровной в месте как первоначальной установки, так и окончательной. Если в процессе перемещения подкатной домкрат соскакивает в мягкий грунт, риск перекоса, причем не всегда моментального, велик.
Не забываем и о том, что перемещаться в процессе поднятия/удержания на домкрате может и сам автомобиль. Поэтому оставляем его «на передаче», затягиваем «ручник», а под оставшиеся на земле колеса подкладываем упоры. Так мы существенно снижаем риск перемещения автомобиля, но не исключаем его полностью. Почему? Если предстоят слесарные работы по ходовой части, возможно, придется прилагать изрядные усилия к тем или иным деталям или крепежу — «расшевелить» при этом кузов проще простого.
Но если машину оставлять на домкрате нельзя, что же тогда использовать на время ремонта? Никаких кирпичей стопкой или деревянных чурок! Используйте специальные опорные стойки, которые более устойчивы и не рискуют сложиться или сломаться. Однако и при их установке следует тщательно выбирать опорную поверхность, избегать перекоса при установке и не забывать зафиксировать автомобиль.
Есть еще один нюанс, общий для любого из устройств. Важно правильно определить сначала для домкрата, а затем и для стойки место установки относительно кузова, чтобы обеспечить надежную опорную точку. Это могут быть как штатные места, предназначенные для установки домкрата (они специально отмечены, в случае с пластиковыми накладками на порогах скрываются за специальными заглушками). Можно использовать и силовые элементы кузова или подвески (например, балку или подрамник), но тогда важно убедиться в надежности таких точек, а также в том, что не будет риска неконтролируемого перемещения и срыва.
И не забываем про развесовку! Месторасположение штатных опорных точек рассчитано производителем, использование других мест при подъеме/удержании автомобиля может обернуться неустойчивостью вывешенного кузова. В любом случае в процессе подъема и фиксации необходимо убедиться в том, что автомобиль находится в уравновешенном положении, не стремится изменить свое положение или соскочить с опорной точки.
Но даже при этом не будет лишним подстраховаться и подложить под порог, скажем, колесо. Если по какой-то причина машина все же соскочит со стоек, она упрется в этот дополнительный буфер. Согласитесь, когда речь идет и жизни и здоровье, лишних мер не бывает.
Как поднять фундамент деревянного дома с помощью домкратов
Гидравлический домкрат — отличный выбор для поднятия дома
Работать с фундаментом готового дома обычно приходится не от хорошей жизни. Основных мотивов для этого всего два: фундамент разрушается или гниют нижние венцы. Для блочного дома проблема с фундаментом стала бы смертным приговором, но с деревом в этом случае ещё можно работать. Первое, чем стоит озаботиться, поиск инструментов и материалов. В первую очередь — домкратов, чем больше — тем лучше.
Набор инструментов
Перед тем, как поднять дом на требуемую высоту, вам необходимо будет основательно подготовиться к этой процедуре и запастись соответствующими подсобными материалами и инструментом. Для успешного проведения работ потребуются:
- гидравлический домкрат, выдерживающий не менее четверти массы поднимаемого сруба;
- заранее сколоченные деревянные щиты, подкладываемые под подъёмные механизмы в случае свайных и столбчатых оснований;
- специальная пила по бетону (она потребуется для подготовки к работе фундаментов распределённого типа);
- деревянные подкладки шириной порядка 20 см;
- дополнительные (страховочные) подставки, с возможностью регулировки их высоты;
- дисковая пила (болгарка), необходимая для строений с ростверком на основе металла;
- наборы ключей и отверток, нужные для демонтажа окладного (нижнего) венца.
При выборе подъёмного механизма вам следует исходить из двух основных параметров, а именно – возможной нагрузки на него (мощности) и типа изделия. Для определения первого из этих показателей достаточно высчитать ориентировочную массу дома и разделить этот показатель на четыре.
В случае небольшого по размерам и весу строения вы можете выбрать подъёмный инструмент с мощностью в половину его массы.
При проведении подъёмных работ с низко просевшими домами постарайтесь запастись специальными домкратами подкатного и надувного типа, используя их вместе с достаточно массивной (100 миллиметровой толщины) доской. В случае, когда расстояние между землёй и упором составляет более 30-40 см – можете выбирать любую разновидность домкрата (винтовую реечную, ножничного типа или ромбическую).
Общий порядок действий
Первая цель, которую мы стремимся достичь — поднять сруб на высоту, достаточную для выполнения поставленной задачи. Различные способы подъёма деревянной постройки на домкратах могут иметь небольшие отличия, однако общий порядок операций для большинства случаев одинаков. Рекомендую выполнять их в следующей, проверенной временем последовательности:
- прежде всего, подготовьте дом, отключите все подходящие к дому коммуникации;
- далее, подготовьте удобное для размещения домкратов место;
- после этого посредством подъёмных механизмов приподнимите дом и открепите сгнившие нижние венцы от несущего основания (фундамента);
- вслед за этим под уже поднятый дом подложите надёжные и прочные деревянные подпорки;
- затем приступайте к наращиванию (подъёму) фундамента на требуемую высоту;
- по завершении ремонтных работ опустите дом в прежнее положение.
Далее каждая из перечисленных выше операций будет рассмотрена более подробно.
Подготовка дома к подъёму, отключение основных коммуникаций
Перед тем как поднять дом с помощью домкратов, придётся произвести подготовительные работы.
Такое серьёзное вмешательство в конструкцию жилища потребует не один день, поэтому желательно заранее позаботиться о временном переселении всех жильцов. Оставаться в доме, пока он будет в приподнятом состоянии, совершенно небезопасно.
Дом будет «гулять» в вертикальной плоскости. Если он отапливается печью, расположенной на отдельном фундаменте, то необходимо разобрать пол возле неё, а также перекрытие и кровлю в районе выхода дымохода. В противном случае печь можно повредить.
Обязательно отключите все подводимые к основному строению коммуникации, включая электрическую подводку, водоснабжение, отводы от газовых и канализационных магистралей.
Важно! Последствия нарушения этого требования могут привести к серьёзной аварии, вызванной перекосом строения во время подъёма.
Помимо этого, отсоедините все металлические конструкции и проводники, связывающие дом с землей (да, про заземление почему-то часто забывают).
При наличии в доме котла, установленного на бетонном основании, обязательно отключите систему от всех подводящих коммуникаций. При настенном исполнении котельного агрегата делать это не обязательно.
Если в доме установлены металопластиковые или дорогие деревянные окна, то их лучше вынуть на время процедур. Подъём деревянного дома может вызвать перекос стен, достаточный для того, чтобы окно раздавило.
Подготовка подъёмников (домкратов)
Запаситесь пластинами и подкладками
Сразу хочу предупредить, что метод подводки домкратов под сруб дома напрямую зависит от конструкции его несущего основания. Для фундаментов распределённого типа (ленточных и плитных) в ближних к ним венцах строения следует подготовить дополнительные продольные вырезы, обеспечивающие возможность установки домкратов.
При столбчатых или свайных основаниях в качестве опор под домкраты используйте толстые деревянные бруски, уложенные один на другой или специально подготовленные для этих целей щиты. Толщина брусков должна быть не менее 20 см (оптимально – 40-50 см).
При подготовке места под подъёмные механизмы (домкраты) постарайтесь выбирать ровные участки земли с твёрдой почвой, способной выдерживать значительные нагрузки.
Для удобства работ рекомендую подготовить специальные металлические подставки (подпорки или тумбочки), регулируемые по высоте. Их без труда можно будет приобрести в ближайшем автомобильном магазине.
В том случае, если вы планируете полностью заменить фундамент – советую заранее запастись металлическими швеллерами или уголками для изготовления временной поддерживающей конструкции. Она необходима для того, чтобы принять на себя вес поднятого строения на время замены и полного застывания нового основания.
Позицию для домкратов постарайтесь выбирать с тем расчётом, чтобы расстояние от углов дома было примерно 1-2 метра, а шаг их установки – не менее 3-4-х метров. Для небольших по габаритам построек достаточно будет двух домкратов с предельной нагрузкой до 5 тонн. Для многоэтажных деревянных строений их может потребоваться от 4-х до 10-ти штук.
Подъём сруба
После размещения домкрата на хорошо подготовленном месте подложите под оголённую часть венца подходящие по толщине прокладки из древесных брусков и поднимите устройство до упора в нижний венец сруба.
Если под вашим домом смонтирован ростверк в виде металлического каркаса – вырежьте на рабочих участках пазы, достаточные для размещения прокладок.
Слегка приподняв строение на нескольких домкратах, вы можете отделить прогнившие венцы от основания, причём проделать это необходимо по всему периметру строения. В том случае, когда в наличии всего лишь один домкрат – вам придется поднимать дом постепенно. При этом под уже приподнятую часть строения (под угол, например) подкладываются деревянные прокладки, после чего домкрат переставляется в новое место.
Не торопитесь, поднимайте сруб постепенно
Во избежание сильного перекоса здания при каждом очередном поднятии величина вертикального перемещения не должна превышать 3-5-ти сантиметров. Возвращайтесь к месту первого подъёма лишь после того, как подняли все остальные точки.
Имейте в виду, что в случае срыва сруба с домкрата подкладываемые под него прокладки несколько смягчат силу удара. По мере подъема меняйте подкладки (планки) на более толстые, а по его завершении установите капитальные подпорки.
Желательно не оставлять дом на домкратах во время проведения работ. Мастера даже под автомобилями на домкратах не рискуют работать, что уж говорить о здании.
Опускание дома на новый фундамент
По завершении ремонта (подъёма) или полной замены фундамента вы можете перейти к обратной процедуре – опусканию дома на новое основание. Для этого сначала приподнимите его на всех домкратах до образования небольшого зазора и уберите поставленные ранее капитальные подпорки. Затем подложите вместо них уже использованные при подъёме наборы планок (толстых досок).
После фиксации на них сруба опять понемногу приподнимайте каждую из опорных точек и убирайте по одной подкладке.
При опускании, как и при подъёме на каждом отдельном проходе смещение по высоте не должно превышать 2-4-х сантиметров.
В ситуации, когда у вас имеется единственный домкрат – сначала приподнимите одну из сторон (или углов) дома и вместо подпорок установите набор из планок требуемой толщины. Затем ту же операцию повторите и для всех остальных участков строения. После каждого такого поднятия убирайте по одной тонкой планке и аккуратно опускайте дом до упора на оставшийся в наборе пакет.
Указанную процедуру выполните для всех опорных точек вплоть до того момента, когда от пакета из планок не останется ни одной. В завершении работ вам останется лишь прикрепить окладной венец к обновлённому фундаменту (ростверку) дома.
Напомню о том, что залогом успешного решения задачи по подъёму фундамента частного дома является тщательная подготовка к предстоящим работам, включая приобретение всего необходимого инструмента. Если вы не рискуете самостоятельно поднять фундамент деревянного дома или заменить сгнившие венцы, то лучше делегировать эту задачу мужикам из села, который много раз этим занимались, чем нанимать многомудрых профессионалов из строительных компаний.