Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мебельный щит своими руками – тонкости и нюансы изготовления

Мебельный щит своими руками – тонкости и нюансы изготовления

Успешные занятые люди должны иметь хобби. Это снимает стресс и уменьшает опасность инфаркта. Можно собирать фантики и монетки, а можно заняться серьезным ремеслом. Например, склеить мебельный щит своими руками. Процесс не так сложен, как может показаться, однако требует хотя бы минимального владения инструментом.

мебельный щит своими руками

Инструменты и материалы для изготовления мебельного щита

  • Дисковая пила.
  • Фрезерный станок.
  • Дрель.
  • Молоток.
  • Электрорубанок.
  • Ленточная и плоскошлифовальная машинки. Можно зачищать дерево наждачной шкуркой, навернув ее на колодку. Правда, это будет немного дольше.
  • Рейсмус.
  • Струбцины или самодельные приспособления для стягивания досок.
  • Длинная металлическая линейка, карандаш, рулетка.
  • Пиломатериал.
  • Фанера и тонкие рейки для сплачивания щита.
  • Клей.

Подготовительные работы

Сначала определимся, какого размера мебельный щит нам нужен, чтобы запастись достаточным количеством материала. Заготовки в любом случае должны быть длиннее и толще, чем окончательные параметры щита. Доски выбираем из дерева одной породы, сухие и ровные, с минимумом сучков. Необходимо также знать основные свойства древесины. Предлагаем небольшой словарик столяра, чтобы не путаться в понятиях:

  • Пласти – широкие продольные стороны досок.
  • Делянки – отдельные бруски, планки, выпиленные из широкой доски.
  • Ламели – цельные, несрощенные заготовки. Фактически то же самое, что и делянки.
  • Свилеватость – беспорядочное расположение древесных волокон в заготовке. Встречается, когда доска выпилена из комля дерева.
  • Заболонь – наружный слой древесины, расположенный сразу под корой.

По советам старых мастеров, как сделать мебельный щит хорошего качества, берутся делянки, имеющие соотношение ширины к толщине, как 3х1. Такая ламель стабильна, поскольку внутреннего напряжения древесины не хватает, чтобы расколоть рейку. Все мы видели доски, треснувшие с торца. Это тот самый случай, когда напряжение материала, вызванное неправильной сушкой, раскалывает заготовку. Значит, сначала распускаем пиломатериал на рейки шириной не более 15 см. В процессе распила заодно удаляем все дефектные участки досок.

Перед сборкой щита учитываем, что древесина при усушке коробится в разных направлениях. Сильнее всего – по направлению годичных колец (тангенциальное направление), в два раза слабее – по направлению сердцевинных линий (радиальное направление). Напиленные заготовки склеиваем в порядке, указанном на самом первом фото:

Щиты a и b: сердцевина сплачивается с сердцевиной, заболонь с заболонью. Это позволит избежать коробления при усушке щита, снижающего прочность клеевых соединений.

Щиты c и d: заготовки с выраженной свилеватостью ориентируем по линиям годовых колец, тогда деформация готового щита будет намного меньше.

Пошаговая инструкция по изготовлению мебельного щита

  1. Укладываем доски в нужное положение, добиваясь оптимального расположения годовых колец. Перед тем, как разобрать конструкцию, помечаем материал понятным нам образом (например, начертив треугольник). Разметка поможет в дальнейшем быстро найти нужную ламель. Торцы досок перед склейкой необходимо отфуговать.
    как сделать мебельный щит
  2. Чтобы изготовление мебельного щита своими руками пошло быстрее, складываем доски в пачку и промазываем торцы клеем. Если уложить делянки в полиэтиленовый мешок, клей будет схватываться медленней, и мы успеем собрать заготовки в щит.
    изготовление мебельного щита
  3. Если в хозяйстве имеются большие струбцины, стягиваем склеенную древесину ими. Многие мастера применяют такое приспособление, как вайма, собранная из обрезков досок. Стягивающий момент обеспечивается забиванием клиньев между упором и торцом доски. Можно сжать доски между кронштейнами металлических стеллажей. Принцип тот же самый – сплачивание кромок происходит при помощи клиньев и деревянных брусков.
    как самому сделать мебельный щит
  4. Тщательно, не жалея времени, просушиваем склеенный щит. Для получения ровной и гладкой поверхности древесину стругаем, шлифуем, одновременно удаляя следы клея.
    шлифуем готовый щит

Способы соединения делянок в щите

Как сделать мебельный щит своими руками, чтобы в дальнейшем древесина сохраняла первоначальную стабильность? Справиться с короблением щита, вызванным свилеватостью пиломатериала, можно несколькими путями.

Склеиваем ламели на шпонках (нижний щит на фото 6) или используем завершающие наконечники, по примеру чертежной доски. Для фиксации недлинных досок применяем наконечник с узлом паз-гребень (верхний щит на фото), соединенный с ламелями заподлицо. Наконечник может иметь выступ над одной (средний щит) или обеими пластями, в зависимости от назначения изделия.

изготовление мебельного щита своими руками

Если мебельный щит намечено использовать в условиях постоянного колебания влажности, целесообразнее будет не склеивать доски. Компенсация древесины при частом разбухании достигается различными способами сплачивания делянок. Верхний щит на фото 7 соединен в четверть, средний – в четверть со снятием фаски с верхних кромок. Доски нижнего щита сплочены также в четверть, но уже с выборкой профильных кромок на лицевой стороне.

различные способы сплачивания делянок

Еще один вид сопряжения делянок без использования клея – это применение нащельных планок. Верхний щит на фото 8 стянут обычной рейкой, средний – профилированной планкой без пазов, нижний – профилированной планкой с пазами.

применение нащельных планок

Если мебельный щит будет эксплуатироваться при постоянной механической нагрузке, в условиях высокой влажности и перепада температур, то доски должны иметь более мощное сопряжение. На фото 9 показаны примеры подобных соединений. Верхний щит собран на шкантах, средний – на фанерную рейку. Ширина рейки должна равняться толщине делянок, толщина рейки – одной трети толщины делянок.

как сделать мебельный щит своими руками

На примере нижнего щита показано соединение в шпунт, применяемое при настилании пола или облицовке перегородок. Все эти методы могут быть использованы при изготовлении разборных щитов (к примеру, для раздвижной мебели). Клей в указанных соединениях не применяется.

Склеивание ламелей на шкантах требует идеальной точности расположения отверстий, иначе геометрия щита будет нарушена. Разметка гнезд производится маркерами. Сверлить торцы лучше всего с использованием сверлильной стойки и упора. Глубина обеих отверстий в сумме должна превышать длину крепежного элемента на 2-3 мм.

сделать мебельный щит

Если нет фрезерного станка, пазы и профили на торцах выводят с помощью дрели, закрепленной на стойке. На инструмент устанавливают соответствующую фрезу и включают высокие обороты.

Читайте так же:
Принцип работы проволочного электроэрозионного станка

выведение пазов и профилей на торцах с помощью дрели

Собранный, просушенный и отшлифованный щит опиливаем до нужных размеров. Теперь можно пускать его в работу – делать мебель, двери, подоконники, обшивать стены и потолки. Прочность, эстетичность, натуральность мебельных щитов – это лучшие рекомендации для строительного материала.

Мечи гладиаторов – почему самым ценным был деревянный меч рудис?

Мечи гладиаторов – почему самым ценным был деревянный меч рудис?

Гладиаторские игры на протяжении всей истории Древнего Рима пользовались огромной популярностью. В 105 году до нашей эры гладиаторские бои возвели в особый ранг, и сделали зрелищем официальным и публичным. С той поры кровь гладиаторов полилась рекой. Сегодня мы узнаем, какие воины дрались мечами, и почему самым ценным был рудис – деревянный клинок.

Откуда взялась традиция гладиаторских боёв

До появления на Апеннинском полуострове братье Ромула и Рема, там жили этруски. Так как основанный Ромулом город был, по сути, сборищем наёмников без рода и племени, они полностью скопировали высокую культуры этрусков. Гладиаторские бои – это древнейший похоронный обряд коренных жителей Апеннинского полуострова, когда воины с оружием в руках бились на похоронах знатного человека.

Суровым наёмникам понравился кровавый обычай, и они усовершенствовали его, превратив в культ гладиаторских боёв. Чтобы заставить пленников и рабов драться друг с другом, победителю турнира часто давали свободу или щедро вознаграждали.

Гладиаторами иногда становились не только рабы и преступники, но и римские граждане. Естественно, что они могли выбирать, с кем вступать в бой, поэтому редко проигрывали.

Самым известным знатным гладиатором Рима был император Луций Коммод, который выступал в роли секутора – воина с мечом и щитом. Заставлял фиксировать все свои бои, благодаря чему мы знаем, что он провёл не менее 735 поединков.

Настоящие гладиаторы и меч из дерева

Подавляющее количество гладиаторов были рабами, вынужденными сражаться за свою жизнь и обречённые на смерть. Богатые римляне организовывали специальные гладиаторские школы, где обучались воины для смертельных боёв на арене. Обученных бойцов продавали знатным римлянам для очередных гладиаторских боёв.

Настоящие гладиаторы и меч из дерева

В школах царила атмосфера жестокости и дисциплины. За малейшую провинность воинов наказывали плетьми и кандалами, непокорных продавали для сражения с дикими животными, где шанса уцелеть не было. Единственным способом получить свободу был выигрыш на императорских гладиаторских боях. Тогда император мог лично вручить триумфатору деревянный меч рудис, что означало дарование свободы и разрешение закончить карьеру гладиатора с чемпионским титулом.

Настоящие гладиаторы и меч из дерева

Несмотря на трудности получения чемпионского титула, некоторые гладиаторы продолжали учувствовать в боях, так как больше ничего не имели. Самым известным чемпионом гладиаторских боёв был бывший сирийский раб, со звучным именем Фламма (Пламя). Он четыре раза выигрывал гладиаторские бои, и становился чемпионом, после каждого раза вновь и вновь перезаключая контракт. В итоге, Фламма так и погиб на арене в возрасте около 30 лет.

Деревянный меч рудис, скорее всего, символизировал превосходство чемпиона над остальными гладиаторами. Он как бы говорил, что этот воин способен побеждать даже клинком из дерева.

Действительно, в истории Древнего Рима зафиксировано несколько случаев, когда гладиаторы сражались деревянными мечами и побеждали врагов.

Основной меч гладиаторов

Секутор, провокатор и мурмиллон сражались стандартным боевым мечом легионеров — гладием. Именно от него древние бойцы и получили своё общее название. Благородные граждане Рима, выступавшие иногда на арене, сражались именно такими мечами, так как виртуозно владели ими благодаря службе в армии. Судя по древним фрескам и барельефам, мечи гладиаторов по своей форме полностью копировали военный гладий.

Основной меч гладиаторов

Меч был длиной около 60 см вместе с рукоятью. Он прекрасно подходил для нанесения колющих и рубящих ударов. Баланс клинка был смещён к рукояти, что позволяло наносить быстрые точечные уколы в разные части тела противника. В отличие от профессиональных легионеров, которые очень редко рубили мечами, такие удары часто использовались в гладиаторских боях. Это происходило из-за того, что ин приходилось драться вне строя.

В более поздние времена мечи гладиаторов стали короче, их клинки уменьшились до 20-30 см. в длину, что позволило увеличить зрелищность поединков и их продолжительность.

Меч фракийца

Кроме гладия, у гладиаторов был меч совершенно другой формы. Это сика, кривой фракийский меч, ведущий свою родословную от древнегреческого кописа. Археологи нашли несколько таких клинков, и смогли сделать вывод, что общая длина оружия составляла около 40-50 см. Лезвие имело характерный изгиб в виде «крыла сокола», что увеличивало его режущие свойства.

Во время раскопок на месте предполагаемого римского лагеря в Германии археологи обнаружили меч фракийца из дерева. Оружие имело клинок изогнутой формы длиной в 30 см. Скорее всего, это было оружие для тренировки гладиаторов, которое потеряли во время дислокации.

Меч фракийца

Не только в Древнем Риме деревянный меч символизировал свободу и являлся знаком чемпиона. В средневековой Японии деревянный меч бокен тоже использовался для демонстрации превосходства воина над своим противником.

Лучшая сборка меча и щита в New World: навыки, пассивы, дерево мастерства.

Классическая комбинация Меча и Щита разрушительна в PvE и PvP в New World, поэтому навыки и пассивы этой сборки – лучший выбор, если вы хотите доминировать на поле битвы.

Дуэт классов «Меч и Щит» в MMORPG Amazon Game Studios – одно из первых видов оружия, к которому вы получаете доступ во время игры, и оно оказалось одним из лучших.

Мы собираемся изучить лучшие навыки, которые вы должны использовать при построении своего дерева мастерства Меча и Щита, а также то, какие пассивы нужно использовать, чтобы создать лучшую сборку Меча и Щита в New World.

Бета-версия нового мира

New World меча и щита

Комбинация меча и щита из двух рук идут рука об руку друг с другом и считаются очень мощными в PvP-действиях. В основном это связано с тем, что вы можете блокировать входящие атаки, нанося серьезный урон своим мечом.

Читайте так же:
Сталь 40х содержание углерода

Использование Меча в вашей сборке идеально подходит для боя с близкого расстояния , а добавление щита в смесь позволяет вам поддерживать его, продолжая защищать себя от входящих атак.

Древо владения мечом и щитом

После того, как вы решили бежать со сборкой Меча и Щита, вам нужно будет выбрать, на каком из двух разных Дерева мастерства сосредоточиться. Хотя каждый из них по-прежнему специализируется на ближнем бою наряду с дополнительной защитой щита, они оба подходят к нему немного по-разному.

Древо мастерстваОписание
ЗащитникОборонительный стиль игры, основанный на использовании вашего щита, усилении общей брони для уменьшения любого входящего урона.
Мастер мечаЭто билд, ориентированный на мобильность, увеличивающий атакующий урон и использующий оглушения.

меч и щит изображения

Лучшие навыки меча и щита

  • Leaping Strike: это может быть отличным вариантом для скрытой атаки из кустов или когда вы бросаетесь на поле битвы и хотите сразу же нанести быстрый удар.
  • Обратный удар: поворачивая вашего персонажа, чтобы разрезать его мечом, эта способность нанесет большой урон. Хотя время восстановления немного больше и составляет 25 секунд, вы сможете уничтожить здоровье вашего оппонента этим ходом.
  • Shield Rush: эта способность отлично подходит для оглушения врагов и отбрасывания их, пока ваши маги или другие игроки уничтожают их.
  • Whirling Blade: эта способность отлично подходит для одновременного нанесения урона нескольким врагам быстрым ударом на 360 градусов.

Лучшие пассивные умения меч и щит

Чтобы максимально использовать эпическое комбо Меча и Щита и его навыки, мы рекомендуем брать пассивные умения, такие как Контр-атака, Усиленный удар и Освобождение правосудия. В сочетании с вышеперечисленными навыками они обеспечат вам подушку для усиления, усиления и дебаффов.

Творческий проект по технологии на тему «Меч»

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Меч Творческий проект семёнов Илья.doc

МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»

творческий проект

ученик 8 класса

Руководитель:

Волоконовка 2014

1.1 выбор темы проекта …………………………………………………4

1.2 исторические сведения о мечах …………………………………..5

1.3 требования к изделию……………………………………………… 14

1.5 описание изготовления изделия…………………………………… 16

1.6 описание изделия

1.7 выбор материалов, оборудования, инструмента………………. 17

1.8 экологическое обоснование…………………………………… … 18

2.1 технический рисунок……………………………………………… 20

2.5 технологическая карта……………………………………………… 24

2.6 правила безопасности ……………………………………………… 25

3.1 экономический расчёт……………………………………………… 27

3.2 экологическое обоснование…………………………………………. 28

3.3 экологическая оценка готового изделия……………………………. 29

3 4 экономическая оценка готового изделия ……………………… 30.

поиск проблемы

Окружающий нас мир ставит перед человеком множество требующих

решения проблем, как глобальных так и частных.

Для определения проблемы применяю модель ситуации:

Направление поиска

Истории России в далёком прошлом

Область из сферы

Вооружение древнего воина

Мечи Копья Щиты

Меч сувенирный из дерева

Выбор темы проекта.

Выбирать тему творческого проекта бывает очень трудно, но я её выбрал быстро и легко, потому что меня интересует прошлое нашей родины, обычаи и традиции наших предков.

Тему я начал искать в сфере «Прошлое человечества», которое можно представить в разных областях. Я выбрал область «Истории России в далёком прошлом».

В этой области у меня вызвал интерес как был древний воин — «Вооружение древнего воина». — Холодное оружие – Мечи. Так я выбрал тему проекта — «Меч сувенирный из дерева» который должен быть максимально похожим на настоящий.

Исторические сведения о мечах

hello_html_m7341db75.jpg

Гладиус — латинское слово, обозначающее « меч »

hello_html_25b9296c.jpg

Название « gladius » происходит от латинского существительного «стебель», множественное число которого «gladii»

Такими мечами были вооружены в древности римские солдаты.

Характеристики меча, который показан на фото: общая длина около 65-70 см, длина клинка – 50-55 см, ширина лезвия – 7 см, приблизительный вес – 800 г.

Имперский меч.

hello_html_3d50f45b.jpg

Имперский меч был изготовлен в 12 веке.

Общая длина меча составляет 110 см, при длине клинка — 95,3 см. Имперский меч появился в эпоху высокого средневековья, при этом его конструкция и внешний вид не раз претерпевали изменения в период позднего средневековья

Готический меч

hello_html_271855cf.jpg

Был популярен на рубеже XIII — XIV столетий,

клинок достигал 70, а то и 80 сантиметров

Сабля

hello_html_135a4600.jpg

Сабля – это одна из разновидностей палаша , которая обычно имена искривленный, однолезвийный клинок

Впервые сабли появились в Западной Европе с приходом туда венгров в 10 веке. Оригинальным видом польской сабли была карабела. Это название произошло от турецкого слова «kara», означающего темноту, и «bela», означающего проклятие.

Европейцы стали проявлять интерес к саблям вследствие их конфронтации с Мамлюками в конце 18 — начале 19 веках. Одноименные сабли – «мамлюки» — изначально имели турецкие корни, египтяне носили турецкие сабли сотни лет. Во время Наполеоновских войн французское завоевание Египта.

Меч — вид холодного оружия с прямым клинком , предназначенный для рубящего удара или рубящего и колющего ударов [2] , в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.

. Оружие с односторонней заточкой клинка относится к палашам . [2]

Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина, часто из привилегированного (благородного) сословия. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:

мечом вооружались и пешие и конные воины, а в качестве вспомогательного оружия даже лучники ;

рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (эффективную защиту от меча обеспечивали только латные элементы доспехов);

Читайте так же:
Расчет теплового реле по мощности двигателя

мечом можно наносить как рубящие, так и колющие удары;

меч было удобно постоянно иметь при себе (без помощи оруженосца ) и в опасности быстро приготовить к бою.

Меч от античности до позднего средневековья был настолько известным видом оружия, что, наряду со щитом , стал символом воина и воинского дела.

Русский меч

hello_html_m21507348.jpg

Главный знаток древнерусского оружия, академик Анатолий Кирпичников, уверен: русские дружинники вооружались мечами, откованными на Руси.

hello_html_m5d9e39cb.jpg

Меч найден между 1872 и 1891 годами в кургане археологом Л. Ивановским, тем самым, что откопал меч из окрестностей деревни Хотынцы. Меч так же имеет обломанный клинок, его длина из-за этого 77 см. Из них 62 см. приходится на клинок, 15 — на рукоять с навершием.

hello_html_22d11d77.jpg

Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.
Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.

Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.

Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы — будущие лезвия.

После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.

Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.

Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия — сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.

Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. «Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен».

Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных («из шапуркана») лезвий на железную («из нормохана») основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о ревосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников.

При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.

Итак, древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовлявших мечи из булатной стали.

Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: «что же касается купцов русских — они же суть племя из славян — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Так арабы в средние века называли Черное море) морю».

Итак, мы видим, что технологии производства мечей русскими оружейниками перекликаются с технологией дамасской стали (кузнечная сварка прутьев стали с различным содержанием углерода, использование нескольких пластин, булатный рисунок), но все же сильно отличаются от нее. Также мы видим, что качество этих мечей ничем не уступало, а иногда и превышало качество зарубежных аналогов.

Читайте так же:
Схема подключения двухклавишного выключателя legrand

В связи с оружейным делом X века история донесла нам имя Людоты Коваля. Мало что известно о жизни этого легендарного оружейника, кроме того, что он ковал великолепные мечи, за которыми знатные воины выстраивались в очередь. До нас дошли несколько экземпляров, на которых сохранились его клеймо.

Ю. Никитин в своем романе «Князь Владимир» подробно описал процесс изготовления меча великим оружейником. Разумеется, это только художественное произведение, но процесс описан настолько детально и реалистично, что я рекомендую всем желающим с ним ознакомиться.

Найти изображения меча дружинника тысячелетней давности в хорошем состоянии мне не удалось, поэтому я привожу снимки современных аналогов. Мечи сделаны ныне живущим мастером, имя которого я не смог выяснить.

требование к изделию:

меч должен быть

2 эксклюзивным

3 похожим на настоящий меч

4 экологически безопасным

5 рукоятка меча должна удобно ложиться в руку и не натирать ладонь.

Как сделать меч своими руками: секреты и техника кузнецов, дамасская и булатная сталь, инструкция по изготовлению, основные сложности

Современный меч

Холодное оружие

Современный меч

Современная реплика меча

Увлечение старинным оружием — совсем не редкость в наше время «высоких технологий». Сегодня без особого труда можно купить сабли, топоры или доспехи как в исключительно декоративных целях, так и для многочисленных любителей фехтования с «историческим» уклоном. Такое оружие производится многими кузницами, успешно сочетающими древние и современные методики его изготовления. Конечно, подобные образцы оружия стоят недёшево. Но сделать меч в домашних условиях — не настолько сложно, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, для этого потребуются определённые навыки по обработке металла, не говоря уже про нужные для этого дела оборудование и материалы.

Как сделать меч своими руками

Самостоятельное изготовление меча без использования кузнецы вполне допустимо. В таком случае клинок просто вырезается из листового металла. Всерьёз назвать такой меч оружием нельзя, но придать ему вполне достойные характеристики можно, сделав его из хорошей стали и закалив.

Основные материалыНазначениеСвойства и особенности
Листовая стальИзготовление клинкаРазмеры заготовки зависят от конкретного типа оружия, намечено изготовить. В этих целях часто используют бывшие в употреблении автомобильные рессоры толщиной 5-10 мм.
ДревесинаИзготовление рукоятиТрадиционно применяют прочные породы (бук, дуб и т.п.). Два бруска-заготовки после обработки должны зеркально охватывать хвостовик клинка
Алюминиевый брусокИзготовление гарды и навершия рукоятиАлюминий мягок, хорошо поддаётся обработке, что позволяет оформить заготовку в любой требуемый профиль

В перечень необходимого оборудования входят:

  • Фрезерный станок;
  • Болгарка (желательно и большая, и малая);
  • Сверлильный станок и/или дрель;
  • Тиски и зажимы;
  • Шлифовальная машина (по возможности, также полировальный круг).

Параметры заготовки для изготовления клинка могут составлять: около 1 метра длины, 5-7 см ширины. Толщина металла должна быть не менее 5 мм. Применив заранее подготовленный чертёж меча, с помощью болгарки с режущим диском заготовке клинка придают нужную форму. Затем используется абразивный диск для шлифовки металла и удаления волнистой кромки по краям лезвия.

Когда форма клинка станет совершенной, по центру лезвия следует наметить «дол» (центральный жёлоб). либо при его отсутствии в требуемой конструкции меча (например, в варианте японской катаны) начертить линию. Далее изготавливается дол, и лучше всего это делать при помощи фрезерного станка.

Скосы с обеих сторон удобнее всего сформировать на ленточном шлифовальном станке, подобный ручной агрегат потребует крайне тщательной разметки. В самом крайнем случае можно проделать эти операции и болгаркой с абразивными шлифовальными дисками. Конец лезвия в результате должен стать толщиной около 1 мм. В завершение при помощи болгарки вырезается хвостовая часть клинка, где будет находиться рукоять меча.

Клинок должен получиться идеально прямым, без зацепок и волнистостей. Это достигается ручной шлифовкой и полировкой. После изготовление гарды и рукоятки с навершием все части меча скрепляются эпоксидным клеем. Такое оружие потребует защиты от влаги и коррозии. Для полной готовности остаётся лишь заточить лезвие клинка, а также своими руками изготовить подходящие по стилю ножны для меча.

Полноценный кузнечный процесс изготовления меча занимает достаточно много времени и состоит из нескольких этапов, каждый из которых — это кропотливая и трудоёмкая работа. Но красота и мощь получившегося в итоге меча станут самой достойной наградой.

Закалка меча

Закалка меча

Основные способы получения железа и стали

С древности основным способом получения железа был так называемый «сыродутный» процесс, когда в печь с рудой (горн или домницу) загружали большое количество руды, древесного угля, флюсов и для поддержания горения вдували неподогретый («сырой») воздух. При этом большая часть железа уходила из руды вместе со шлаком. Серьёзный технологический прорыв в металлургии произошёл лишь в начале XVI века, с открытием «прямого» передельного процесса получения качественной стали из руды.

Традиционная «железоделательная» печь представляла собой усечённый конус высотой от 1 до 2 метров, с диаметром в основании примерно 60-80 см. Горн сооружался из огнеупорного кирпича или камня, сверху его обмазывали глиной, которую затем обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, который нагнетался с помощью мехов, а в нижней части горна находилось отверстие для отвода шлаков.

Однородность сырью придавали с помощью повторного пережигания фракций крицы (чугуна) в сталь и обработкой полученного железа и стали методом ковки. Этот процесс решал сразу несколько задач:

  • Очистку железа и стали от лишних примесей;
  • Сварку разных слоёв стали;
  • Изготовление клинка;
  • Тепловую обработку при доводке и закаливании готового изделия.

Кузнецы-оружейники для придания стали нужных свойств насыщали сплав углеродом либо, напротив, выжигали его избыток. Необходимая температура нагрева металла при всех процессах высчитывалась мастерами исключительно по цвету его накала.

Заточка меча

Заточка меча ленточной шлифовальной машиной

Читайте так же:
Наждак своими руками из стиральной машины видео

Инструкция по кузнечному изготовлению меча

В процессе изготовления меча в кузнице первоначально формируется заготовка: пластины различных марок катаной листовой стали складываются в несколько слоёв, образуя «пакет». Режущая кромка будущего клинка выполняется из более твёрдой и жёсткой стали, а сердцевина — из более мягкой и гибкой. В итоге клинок приобретает все необходимые боевые качества и хорошо держит заточку.

После этого размечается форма будущего клинка и начинается сам процесс ковки. Заготовку помещают в печь, где под воздействием чрезвычайно высоких температур она становится достаточно мягкой, чтобы можно было сформировать лезвие. В современных кузнях для этого используют гидравлический молот, который мало похож на привычный инструмент кузнеца. Но обыкновенному молоту в любом случае найдётся применение — только с его помощью осуществляется более тонкая и деликатная ковка меча.

Когда заготовка приняла необходимую форму, клинок нужно закалить. Это — одна из самых важных стадий всего процесса, так как если материал не пройдет закалку, он будет хрупким и легко сломается в первом бою. Для закалки используется раскалённое масло, после погружения в которое будущий меч охлаждается в воде. Этот процесс повторяется несколько раз, пока высокоуглеродистая сталь не станет твёрдой, прочной и упругой.

Дамасская сталь

Этот тип стали получается за счёт использования технологии кузнечного сваривания множества слоёв из стальных пластин с разным содержанием углерода. Особые свойства дамасской стали — прочность, эластичность способность клинка долго сохранять остроту, а также наличие особых узоров на лезвии. Они достигаются путём многократных проковок и дальнейшей термической обработки.

Булатная сталь

Булатом принято называть высококачественную оружейную сталь, расплавленную в тигле и остуженную особым способом. Полученное из такого материала холодное оружие обладает высокой прочностью с одновременным сохранением гибкости клинка. Он также обладает характерным узором на поверхности, но это является результатом кристаллизации. Булат представляет собой высокоуглеродистую матрицу, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Скрепление меча

Скрепление частей меча в тисках

Особенности ковки и гравировки

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Обустроив горн в своей мастерской, в наше время можно выковать меч с использованием рессорно-пружинных сортов стали (марок 65Г, 55ХГР, 55С2ГФ и подобных им аналогов). Подбирая материал, следует учесть, что при ковке будет утрачена часть объёма, потому размеры заготовки должны быть чуть большими в сравнении с выбранным образцом.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть её отвалится сама, но всю поверхность потребуется периодически зачищать, пользуясь щёткой по металлу. Спуски будущего меча можно сформировать и в процессе ковки, но начинающим мастерам лучше сделать это приблизительно и далее использовать наждачный круг.

На конце клинка со стороны рукояти делается хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус. В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют «плечи» меча. Долы вдоль плоскостей лезвия проковывают, используя подбойники или шаблоны.

Заготовку клинка после проковки очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом. Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок, а остужать — опуская в воду полностью.

Гарда и другие металлические элементы рукояти обычно изготавливается отдельно и собираются в конечную конструкцию меча при помощи клея либо пластмассы с дальнейшей запрессовкой горячих металлических частей.

Для выполнения гравировки существует несколько способов, самыми распространёнными из которых являются: механический, химический и электрохимиический. Тем не менее ручная резцовая гравировка считается самой красивой и ценной с художественной точки зрения. Для нанесения рисунка таким способом необходимо использование специальных инструментов (штихелей), изготовленных из легированной или инструментальной стали. Здесь необходим инструмент, который называется штихелем.

Есть и другие методы декорирования кованого металла:

  • Скань — припаивание узоров, выполненных из металлической проволоки;
  • Зернь — декорирование мелкими металлическими шариками («зерном»);
  • Просечка — нанесение и последующая высечка ажурных орнаментов.

После нанесения декоративного оформления обязательно требуется сделать шлифовку и последующую полировку.

Клинок меча

Меч, сделанный из рессоры, в процессе шлифовки и полировки

Какие могут возникнуть трудности при работе

Сложнее всего при самостоятельном кузнечном изготовлении меча будет правильно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Эти процессы крайне важны для получения достаточно качественного оружия. Перекалив металл, получится очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Следует помнить, что нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей находится в температурных диапазонах 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами:

  1. При определённой температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишнёвые тона;
  2. Когда сталь нагревается до температуры 768 градусов Цельсия и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются. Проверить наличие либо отсутствие этих свойств можно обычным магнитом.

Закаливание производят, когда металл станет едва красным. После этого нужно снова «отпустить» (стабилизировать) металл. Для этого клинок предварительно зачищают и греют до золотистого цвета, а остывание проводят на открытом воздухе.

Современный российский меч

Современное российское кузнечное изделие

Самые популярные мастерские кузнецов в России

Россия издавна считалась одной из ведущих стран мира в плане кузнечного и оружейного дела. Свои лидирующие позиции основные центры российского кузнечного производства, расположенные в городах Ворсма и Павлово (Нижегородская область), Златоуст (Челябинская область), Кизляр (Дагестан), сохраняют вплоть до настоящего времени. Их продукция считается наиболее распространённой и традиционно лидирует в рейтингах лучших кузниц России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector