Как запустить кондиционер зимой на обогрев
Как запустить кондиционер зимой на обогрев
Бытовые кондиционеры оказывают несомненную пользу летом, даря комфорт и прохладу в квартире. Закачанный в них хладагент забирает тепло из помещений, которое отправляется наружу и выбрасывается в атмосферу через наружный блок. Отдельные модели умеют работать не только на охлаждение, но и в качестве обогревателей. Можно ли включать в квартире кондиционер зимой на обогрев – этот вопрос задают многие люди, впервые сталкивающиеся с климатической техникой. Попытаемся дать на него развёрнутый ответ.
Некоторые мифы о кондиционерах
Первые кондиционеры, например, советские БК и многие другие оконные модели, умели работать исключительно на охлаждение. Они гудели как трансформаторные будки, но подавали в квартиры спасительную прохладу. Со временем традиционные кондиционеры были вытеснены сплит-системами, состоящими из двух блоков. Они более удобны в монтаже и отличаются пониженным уровнем шума. Кроме того, они научились работать в двух направлениях.
Именно с этим связан миф, что кондиционер летом охлаждает, а зимой греет. Это неправда – без должного дооборудования (если оно вообще предусмотрено производителем) он не сможет работать в зимнее время года. Обогрев возможен только в весенний и осенний периоды, когда температура наружного воздуха ещё не опускается ниже нуля. Как только она пересечёт нулевую отметку, включать его нельзя (или не рекомендуется – всё зависит от модели).
Ещё один миф заключается в том, что сплит-система забирает наружный воздух, охлаждает его и подаёт в помещение. Это неправда – подавляющее большинство кондиционеров гоняет по кругу воздух, находящийся в комнатах. Опция подсоса наружного воздуха присутствует лишь в дорогих моделях. Причём не очень понятно, почему столь простой функционал оказывает такое влияние на стоимость оборудования – оно просто взлетает в цене.
Доступные режимы работы
Специалисты по климатическому оборудованию и вовсе советуют не включать бытовые кондиционеры на обогрев зимой при температуре окружающей среды ниже +5 градусов.
Кондиционер с функцией обогрева (мы не берём в пример самые продвинутые модели с расширенным диапазоном рабочих температур), установленный в квартире, можно включать только в двух случаях:
- Летом, при любой жаре, даже самой сильной.
- Осенью или весной – при температурах не ниже нуля (иногда до -5).
То есть в большинстве случаев отопление кондиционером зимой невозможно – он просто сломается. Включить его на обогрев в зимнее время года можно разве что в самых южных регионах, где температуры редко опускается ниже нулевой отметки (зимы на юге обычно тёплые).
Включить кондиционер на обогрев легко – возьмите в руки пульт и кнопкой Mode выберите режим Heat, задайте требуемый температурный показатель. Прибор немного «подумает», после чего включится и начнёт нагнетать в квартиру тепло. Звук его работы немного меняется, но ничего страшного в этом нет – всё в пределах нормы. Первое время от аппарата может исходить неприятный запах, который исчезнет через 10-15 минут после включения.
Чем чревато включение кондиционера на обогрев зимой
Если включить кондиционер на обогрев зимой, при отрицательной температуре, то ничего хорошего не произойдёт – это точно. Вот перечень возможных поломок:
Включать кондиционер зимой на охлаждение при минусовой температуре нельзя. Причина банальна – замёрзнет масло в компрессоре.
- Сломается компрессор – вследствие банального замерзания масла, которое становится густым и мешает работать сердцу агрегата.
- Нарушение работы наружного блока вследствие замерзания конденсата – ему просто некуда деваться.
- Повреждение трубопроводов с хладагентом.
Вот три основные причины, по которым нельзя включать кондиционер зимой при температуре ниже нуля. А личный опыт многих пользователей говорит о том, что уже вблизи нулевой отметки эффективность обогрева быстро теряется. Минусовая температура и вовсе угробит агрегат – это уже не гарантийный случай.
Оптимальные условия эксплуатации
Кондиционер на обогрев можно включать при температуре выше 0 градусов, а лучше выше +5 градусов (зимой, весной и осенью) – таков вердикт специалистов. А лучше всего заглянуть в инструкцию к конкретному прибору, где будет указан рабочий диапазон. Существуют модели, умеющие работать в расширенном диапазоне – например, до -5 градусов. В мороз ниже этой отметки их использовать запрещается.
Использование зимних комплектов для кондиционеров
Для начала запомним одно правило – включать сплит-систему на обогрев в зимнее время нельзя. Это касается подавляющего большинства бытовых моделей. Их максимум – это -5 на градуснике. А в лучшем случае это ноль или +5. Во всём виноват принцип работы кондиционера – при работе на обогрев его наружный блок охлаждается, а зимой он и вовсе замерзает. Поэтому использовать его для отопления в сильные зимние морозы невозможно.
Некоторые могут возразить – мол, в продаже присутствуют так называемые зимние комплекты, позволяющие включить кондиционер даже зимой. Не будем отрицать, они действительно есть. Только рассчитаны они на кондиционирование воздуха, а не на обогрев. То есть зимний комплект – это оборудование, предназначенной для запуска кондиционера зимой на охлаждение.
Зимние комплекты включают в себя электронные блоки управления, контролирующие давление фреона и температуру окружающей среды, создавая условия для успешного запуска сплит-систем в режиме охлаждения зимой.
Зимние комплекты решают следующие задачи:
- Подогревают картер с маслом.
- Ограничивают скорость вращения вентилятора.
- Обеспечивают работу дренажа.
Особенности запуска на обогрев зимой
Предположим, что в вашем распоряжении находится кондиционер, который можно включить зимой, когда температура забортного воздуха находится в рабочем диапазоне прибора. Вы нажимаете на кнопку старта, выбираете рабочий и температурный режимы, но ничего не происходит – кондиционер не работает на обогрев.
Торопиться в этом случае некуда – система должна прогреться. Она может находиться в «раздумьях» до 15-20 минут. Компрессор в это время не работает, вентилятор не работает. После прогрева раздастся щелчок, система запустится в режиме реверса, радиатор во внутреннем блоке начнёт постепенно нагреваться. Обогрев работает чуть медленнее охлаждения, в квартире станет теплее через 15-20 минут.
Прежде чем включить кондиционер на обогрев, не забудьте пропылесосить радиаторы и удалить пыль с пылевых фильтров – это поможет избавиться от неприятного запаха. Кстати, мобильный кондиционер с обогревом работает так же, как и обычная сплит-система.
Модели зимних кондиционеров
Если вы хотите использовать кондиционер для обогрева своей квартиры, пройдёмся по моделям, которые можно включить даже зимой. Мы будем ориентироваться на образцы с диапазоном рабочих температур до -25 градусов.
Mitsubishi Electric MSZ-FH35VE / MUZ-FH35VEHZ
Ориентировочная стоимость этого кондиционера составляет 110 тыс. рублей. Он представляет собой настенную сплит-систему инверторного типа с мощностью воздушного потока до 13,2 куб. м/мин. Его можно включить на обогрев при температуре до -25 градусов, на охлаждение – при температуре до -10 градусов. Особенности модели:
- Встроенная фильтрация воздуха.
- Точное поддержание температурного режима.
- Низкий уровень шума.
- Система самодиагностики.
- Расстояние между блоками – до 20 метров.
Мощность обогрева составляет 4 кВт при потребляемой мощности в 800 Вт (никаких нарушений законов физики – это не КПД, а всего лишь результат работы термодинамической машины).
GENERAL ASHG09LMCA
Если хочется получить кондиционер, способный работать на обогрев в морозы до -25 градусов, но вы не готовы выложить за него более 100 тыс. рублей, то у нас есть решение. Это компактная сплит-система от GENERAL с тепловой мощностью 2990 Вт. Воздушный поток – до 10 куб. м/час, с возможностью регулировки скорости вращения вентилятора. Его можно включить в цепь управления «умным домом» или управлять им с пульта ДУ. Температура окружающей среды при работе на обогрев – до -25 градусов. Среди всех подобных кондиционеров данная модель является наиболее доступной.
Fujitsu ASYG12LMCB / AOYG12LMCBN
Ещё одна сплит-система инверторного типа. Её можно включить на обогрев при морозе до -25 градусов. Стоимость модели – около 85 тыс. рублей. Тепловая мощность – 4 кВт, воздушный поток – до 12,25 куб. м/мин. На борту кондиционера предусмотрены генератор анионов и воздушный фильтр. Он отличается компактным исполнением и низким потреблением электроэнергии – 970 Вт при режиме отопления.
Kentatsu KSGM61HFAN1 / KSRM61HFAN1
Перед нами совсем уже экстремальный кондиционер. Его можно включить в режим обогрева даже при самых трескучих морозах – до -40 градусов. При таких же морозах работает и функция охлаждения. Тепловая мощность составляет 6740 Вт при потребляемой мощности 2,1 кВт. Мощный вентилятор обеспечивает прохождение до 19,2 кубометров воздуха в час. Также предусмотрены функция осушения и встроенный воздушный фильтр. Модель ориентирована на использование в коммерческих помещениях, работая в режимах отопления и кондиционирования.
Вы будете удивлены, когда узнаете, как включенный отопитель влияет на прогрев мотора зимой
Итоги недели, ч.2: новый Nissan Ariya все ближе к России, Haval привезет в РФ кросс Dargo 2022 и как печь влияет на прогрев мотора?
Все, что нужно знать о новом кроссовере Nissan Ariya 2021 года — последние новости
Первый в истории пикап ОДА-2126 2021-2022 представили на фото: он мог бы быть действительно дешевым
Популярное за неделю
Совершенно новая Lada Niva Travel 2024 раскрывается на первых фото. Дебют уже скоро?
Совершенно новый пикап Ода-2126 2021-2022 рассекречен раньше срока. Опубликованы первые фото
Абсолютно новый кроссовер КрАЗ-255 2021-2022 полностью раскрыли на фото: 7-местный салон и 4WD
Чтобы проверить состояние аккумулятора в авто вам понадобится всего 1 минута. Проверенный способ
Категория «В» дает возможность управлять множеством видов транспорта. В перечне не только «легковушки»
Каждый автолюбитель имеет представление о том, что в зимнее время года без прогрева отправляться в путь на машине нельзя. Да и в целом, это некомфортное занятие. В свою очередь, чтобы сэкономить драгоценное время, которое требуется на прогрев двигателя в автомобиле, некоторые энтузиасты после запуска ДВС сразу же включают штатный отопитель салона. Подобное решение весьма противоречиво, так как существенно влияет на время, пока температура масла в моторе дойдет до рабочих показателей.
Среди автолюбителей бытует мнение, что в момент прогрева двигателя печка лишь отнимает тепло из подкапотного пространства, что продлевает время, необходимое для набора рабочей температуры. Чтобы развеять все сомнения по этому поводу, автолюбитель-энтузиаст решил на личном примере проверить, какая закономерность прослеживается в этом вопросе. Для измерения показателей автолюбитель вооружился прибором ELM 327. Эксперимент проходил в одинаковых условиях по температуре воздуха.
Изначально автомобиль без печки был поставлен на прогрев при температуре — 1 градус Цельсия. Что касается последующего эксперимента с работающим штатным отопителем, то он проходил при нулевой отметке термометра. По итогу эксперимента получилось, что с выключенным отопителем температура охлаждающей жидкости дошла до рабочих показателей за 13 минут. Речь идет про показатель в 66 градусов Цельсия. Во втором случае на прогрев до этой температуры потребовалось всего лишь 16 минут.
Автолюбитель в процессе прогрева машины заметил некую закономерность, что до температуры охлаждающей жидкости в 30 градусов удалось довести ОЖ в обоих случаях одновременно. Далее процесс набора в ситуации с активированной печкой замедляется, что и приводит к разнице в показателях. Таким образом, можно сделать вывод, что включенный штатный отопитель увеличивает время прогрева машины до рабочей температуры, но не столь критично, как это может показаться на первый взгляд.
Для того, чтобы сократить время прогрева двигателя, а также садиться сразу в комфортный по условиям теплый салон, можно прибегнуть к некому лайфхаку. Для этого потребуется оснастить свое транспортное средство системой дистанционного запуска с возможностью удаленного включения штатного отопителя. Таким образом, можно поставить машину на прогрев, а включение печки отложить на 5 — 7 минут. При таких обстоятельствах водитель сможет сразу же сесть в комфортный прогретый салон и без промедления отправиться в путь.
В свою очередь, когда отсутствует как таковая возможность установки дополнительного оборудования, необходимо придерживаться несколько иной стратегии. В данном случае не нужно после запуска двигателя сразу выставлять печку на максимум. Здесь следует постепенно наращивать обороты вентилятора отопления. Изначально печка ставится на единицу. Далее спустя пару минут ее можно переводить на двойку, а под конец уже можно выставлять максимальное значение. С климат-контролем дела обстоят несколько иначе.
Здесь придется выбрать оптимальный для сезона температурный режим, а после также вручную регулировать скорость работы вентилятора отопителя. Таким образом, есть возможность существенно сократить время, которое требуется на прогрев двигателя и на обогрев салона в автомобиле перед предстоящей поездкой автолюбителя по своим делам. Отдельно стоит поговорить, что перед наступлением холодов крайне важно оценить состояние системы охлаждения в целом и при необходимости провести соответствующую ревизию.
Нормы температуры на рабочем месте по СанПиН в 2022 году
Знойное лето-2022 и появление новых санитарных правил с нормами температуры при выполнении разных видов работ потребовало от работодателей более пристального внимания к вопросам обеспечения оптимального микроклимата на рабочих местах. Какой СанПиН обновили и с какой даты действуют новые санитарные правила? Как действовать работнику и работодателю, если температурные нормы нарушены? Ограничатся ли контролеры штрафом при выявлении температурных отклонений или могут приостановить работу компании? Ответы в нашем материале.
Какой СанПиН содержит температурные нормы
Температура воздуха — один из показателей микроклимата на рабочем месте в производственных помещениях, которые работодатель обязан контролировать в целях обеспечения безопасных условий труда (абз. 4 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 212 ТК РФ).
Кроме температуры микроклимат рабочего места характеризуется скоростью движения воздуха, его относительной влажностью, температурой поверхностей ограждающих конструкций (стен, потолка, пола), интенсивностью теплового облучения.
Обязанность работодателей обеспечивать оптимальный микроклимат на рабочих местах закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ.
Напомним, что соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) является обязательным для всех граждан, ИП и юрлиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Почему для разных работ и профессий разные нормы
СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает допустимые параметры микроклимата на рабочих местах в зависимости от категории работ по уровню энергозатрат организма.
Категории работ по уровню энерготрат организма
Категории работ | Энерготраты, Вт | Характер работ, примеры видов работ и профессий |
1 | 2 | 3 |
Iа | до 139 | Ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления |
Iб | 140 — 174 | Работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся физическим напряжением |
IIа | 175 — 232 | Работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения |
IIб | 233 — 290 | Работы, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением |
III | более 290 | Работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий |
В зависимости от уровня энерготрат с 01.03.2021 установлены следующие температурные режимы в помещении (п. 28-29 СанПиН 1.2.3685-21):
Категории работ | Температура воздуха, О С | |
Диапазон ниже оптимальных величин | Диапазон выше оптимальных величин | |
Iа | 20,0 — 21,9 | 24,1 — 25,0 |
Iб | 19,0 — 20,9 | 23,1 — 24,0 |
IIа | 17,0 — 18,9 | 21,1 — 23,0 |
IIб | 15,0 — 16,9 | 19,1 — 22,0 |
III | 13,0 — 15,9 | 18,1 — 21,0 |
Категории работ | Температура воздуха, О С | |
Диапазон ниже оптимальных величин | Диапазон выше оптимальных величин | |
Iа | 21,0 — 22,9 | 25,1 — 28,0 |
Iб | 20,0 — 21,9 | 24,1 — 28,0 |
IIа | 18,0 — 19,9 | 22,1 — 27,0 |
IIб | 16,0 — 18,9 | 21,1 — 27,0 |
III | 15,0 — 17,9 | 20,1 — 26,0 |
Чем выше энерготраты выполняемой работы, тем прохладнее должна быть температура в помещении, где эти работы выполняются.
От работодателя требуется обеспечить не только оптимальную температуру воздуха, не выходящую за пределы указанных величин по конкретным категориям работ, но и контроль за другими показателями микроклимата (перепадом температур воздуха по высоте и по горизонтали и т. д.).
Новые правила и рекомендации Роспотребнадзора
Чрезмерная жара или низкие температуры в производственных помещениях и офисах оказывают прямое влияние на работоспособность и здоровье работников. Санитарные нормы требуют обеспечивать на рабочих местах оптимальные температурные показатели вне зависимости от температуры наружного воздуха.
В СанПиН 1.2.3685-21 не применяются термины «высокая температура» или «низкая температура», а указаны диапазоны допустимых температур. При этом высокой считается температура, превышающая максимальное допустимое значение диапазона, низкой — опускающаяся ниже предельно минимальной температуры в оптимальном диапазоне.
В отличие от прежних правил, новый СанПиН 1.2.3685-21 не содержит указание на необходимость сокращения рабочего времени при превышении/снижении температуры воздуха за рамки допустимых параметров. Но это не означает, что температурные отклонения перестали влиять на продолжительность рабочего времени и работодателю можно не реагировать на них.
По рекомендациям Роспотребнадзора от 21.06.2021, в жаркую погоду работодателям следует организовать работу так:
На эти рекомендации ссылаются в своих ответах и специалисты портала «Онлайнинспекция.рф» (Ответ на вопрос № 150646 от 24.06.2021)
Чиновники рекомендуют работодателям при отклонении допустимых показателей температуры воздуха на рабочих местах и невозможности обеспечения для работников оптимального микроклимата, объявлять простой по причинам, не зависящим от сторон рудового договора. Оплата такого простоя должна производиться в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Что делать работнику, если на рабочем месте слишком жарко или холодно
Обязанность по поддержанию на рабочем месте нормативного микроклимата (в том числе температурного) лежит на работодателе. Именно он обязан установить в жарких производственных помещениях системы кондиционирования воздуха, а на холодных территориях обеспечить дополнительный обогрев, организовать рациональный режим работы и отдыха (установить перерывы в работе, сокращение рабочего дня и т. д.).
Если же температурный режим на рабочем месте не соблюдается, и здоровью работника может быть причинен вред (к примеру, существует угроза получения работником теплового удара или обморожения), а работодатель бездействует, работник вправе отказаться от выполнения работы в таких условиях, письменно известив работодателя об этом (ст. 379 ТК РФ).
Пока негативное температурное воздействие не будет устранено, работодатель обязан предоставить работнику другую работу. Если же предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии со (ст. 220 ТК РФ).
Объясняется такой подход нормами ст. 2 и ч. 1 ст. 21 ТК РФ, согласно которым работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности. Если оптимальный микроклимат работодатель на рабочем месте не обеспечил, такие условия труда можно признать опасными и вредными (п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96).
С целью защиты своих прав в части оптимальных условий работы работник также может обратиться (ст. 352 ТК РФ):
- в профсоюз (при его наличии на предприятии);
- государственную инспекцию труда (в том числе через портал «Онлайнинспекция.рф»);
- территориальный орган Роспотребнадзора;
- суд.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Образец заявления (жалобы) в государственную инспекцию труда о нарушении работодателем трудовых прав работника вы можете скачать из справочно-информационной системы (доступ бесплатный).
Действия работодателя при температурных отклонениях
Работодателю следует контролировать температуру воздуха и другие показатели микроклимата на рабочих местах, принимать своевременные меры, чтобы не пришлось из-за температурных перепадов вводить на производстве простой: устанавливать необходимое оборудование (стационарные или переносные кондиционеры, вентиляторы, обогреватели), отслеживать прогноз погоды и т. д.
Если работодателю не удалось обеспечить оптимальную температуру на рабочих местах, он может:
- перевести работников на дистанционную работу с их согласия;
- разделить рабочий день на части, приняв соответствующий локальный нормативный акт (ст. 105 ТК РФ) — к примеру, предусмотреть выполнение работы в утренние и вечерние часы, когда температура воздуха на рабочих местах не превышает допустимых значений;
- приостановить работу и ввести простой, если температурный микроклимат обеспечить не удалось, издав приказ.
Работодателю необходимо грамотно оформить введение простоя из-за несоответствия температурного микроклимата на рабочих местах. Единых специальных правил в законодательстве для таких случаев нет. На практике на рабочих местах работодатель замеряет показатели микроклимата с занесением результатов в протокол, на основании которого издает приказ о введении простоя или установлении дополнительных перерывов.
Как накажут за несоблюдение новых санитарных правил
Нарушение новых санитарных правил может повлечь следующие последствия:
Таким образом, из-за температурных отклонений на рабочих местах работодателя могут не только наказать рублем (оштрафовать), но и временно закрыть производство.
Секреты работы ГНБ зимой от «Современных Буровых Технологий»
Буртур продолжается в Уфе. После Тюмени я поехал в красивый край Урала — Башкирию. Договорился о встрече с крупной ГНБ компанией «Современные буровые технологии», у которых одним из главных направлений является работа в зимний период. Мне, как человеку связанного с локацией ГНБ, захотелось узнать их «фишки», как они работают в минус 30. О чем и расскажу.
СБТ — спецы работать в морозы
Приехал в офис, меня встретила Аэлита — прекрасный человек, представитель СБТ. Поговорив о компании, узнал, что ребята большие спецы работать в холода в промерзших грунтах. Аэлита молодец — сидит в офисе, но знает чем занимаются ее бригады в полях. Рассказала вкратце, что для зимы они готовятся особенно: обогревают кабину машиниста, ставят палатки для машины и для рабочих, договариваются с водовозами теплой воды.
Почему другие отказываются работать зимой
В особо холодные зимы многие коллеги ставят машину ГНБ на прикол. Заказов немного, да и, работая в холод, надо дополнительно подготавливаться. Потому что машины ГНБ не предназначены работать в таких условиях.В мороз возможен быстрый износ деталей и смазочных элементов. Учитывая возможную поломку и расходы на ремонт, выгоднее подождать более тёплой погоды. Бывают исключения, когда команды ГНБ из северных городов уезжают работать в более мягкий климат, например в Казахстан или в Сочи.
Причины работать в зимний период
Как показывает практика «Современных буровых технологий» — невыполнимых задач не бывает. Постоянно работают в условиях низких температур или в, так называемых, «некомфортных внешних условиях». Их техника готова к морозам, а команда знает как действовать. Огромный плюс, что в зимних условиях больше платят и конкуренции меньше. Команда СБТ, начиная с 2009 года, сформировала базу клиентов и зарекомендовала себя как надежная компания по работе в суровых условиях.
Аэлита посоветовала посмотреть их сайт. На нем я нашел работы в «тяжелых условиях» — десятки проходов под реками и в болотах.
Долгосрочная командировка, ГНБ под рекой
Хитрости работ при низких температурах
К сожалению, с командой ГНБ не удалось встретиться. Они уехали в в долгосрочную командировку в Якутию. Зато созвонился с Александром — мастером участка ГНБ. Он и рассказал, какая есть специфика работы при таких низких температурах.
Машинам и локаторщикам ГНБ — палатка с обогревом
Машину ГНБ в начале работы желательно спрятать под тент и не переохлаждать. Потому что в морозы в первую очередь выходит из строя гидравлика. Например на помпе подачи воды слабые прокладки, не предназначены для таких условий. Прокладки протекают, а трансмиссионные масла не дешевые. Для «укутывания» установки заказывают специальные тенты, например в фирме Новотент http://www.novotent.ru . Есть недостаток, что собирать долго, поэтому иногда покупают у ближайших фирм тенты с алюминиевым каркасом. В палатку ставят термопушки или обогреватели.
Для локаторщиков иногда ставят шатры, типа армейских палаток.
В работе используют «теплый» бентонит. По воде договариваются с пожарными организациями либо другими, чтобы вода всегда была теплой. Для приготовления буровых растворов должна использоваться вода с температурой от + 10 °С до + 40 °С и добавки, обеспечивающие их морозоустойчивость.
Локации ГНБ — шить чехол
СБТ работают с локацией DitchWitch SubSite 750 и DigiTrak Eclipse. С локаторами больше «проблем», чем с зондами. Зонд всегда под обогревом: во-первых земля теплее, во-вторых буровой раствор дает дополнительный обогрев. С локатором сложнее. У клюшки SubSite в мороз каждые полчаса замерзают элементы питания, а экран начинает «мутнеть». Приходится бегать по тент, отогревать. В запасе держат несколько заряженных аккумуляторов для Эклипса.
В особых случаях используют кабельный зонд для eclipse — постоянное электропитание и на повторителе всегда показания есть, даже если локатор перестает работать.
Ребята из СБТ чтобы утеплить локатор шьют «чехлы» из войлока. Жаль я не сфотографировал «чехол».
Из войлока своими руками шьют чехол для локации, чтобы согреть в мороз
Советы от Наговицына про локаторы в холода
Александр Леонидович Наговицын, подтвердил что с локаторами в холода есть две сложности: быстро садится аккумулятор и проблемы с «помутнением» экрана.
Чтобы продлить жизнь аккумуляторов в холода, нужно полностью зарядить его перед началом работы. Заряженный аккумулятор пока лежит уже теряет 20% заряда за месяц. Заряженный перед работой аккумулятор отработает на 90% своих возможностей. Остальные 10% это «недозаряд» из за технических особенностей оригинальных и китайских зарядных. Подробнее как зарядить на 100% аккумулятор мы писали в блоге.
Нигде нет сведений о диапазоне рабочих температур локаторов. О минимальной рабочей температуре можно судить по типу используемого в локаторе монитора/дисплея. «Помутнение» монитора связано с потерей подвижности жидких кристаллов экрана. У каждого локатора свои температурный минимум:
- Mark до минус 10ºC (хотя уже при 0ºC заметно «торможение»).
- Eclipse до минус 20ºC, более поздние модели работают до минус 30ºC (с подогревом).
- SE и F2 рассчитаны до минус 20C.
- F5 до минус 30ºC, современные TFT экраны уже работают при такой низкой температуре, но эффект «торможения» заметен.
Самые теплолюбивые локаторы Mark и Eclipse. При минус десяти градусах у Эклипса уже начинает замерзать дисплей. В последних моделях завод избавился от «детской» болезни и стал ставить подогревающие элементы — локаторы стали работать до минус 30ºС. Вопрос «работы» условный, когда замерзают кристаллы работать еще можно, но данные на экране очень медленно меняются или «зависают». Поэтому их носят обогревать в тепло, что вредно для электроники (отпотевание и роса на элементах схемы).
Если отогревать локатор под тентом — заносить из холода в тепло, то возможно образование конденсата. Конденсат может привести к замыканию и электрокоррозии. Не заносите в тент локатор, лучше встроить в экран подогрев. Или помещайте локатор в большой полиэтиленовый мешок перед тем, как внести его в теплое помещение для отогрева — избавитесь от конденсата на элементах локатора. Так же меняйте аккумуляторы на улице.
По заказу клиентов в «старые» локаторы и повторители марков, эклипсов устанавливали подогревающие элементы, расширяя рабочий режим до −30ºС. SE и F2 тоже дорабатываем.
Если у вас ожидаются работы с локатором в мороз ниже перечисленных температур, позаботьтесь заранее о подогреве экрана. Мы, делая профилактику локаторов и повторителей, по заказу добавляем обогрев экрана дополнительно к стандартным работам: восстановление герметичности, устранение не повторяющихся ошибок глубины и перепрошивка программы для Марков, чистка плат, проверка и калибровка антенн. Но рассчитывайте время для отправления локаторов на профилактику: срок профилактики неделя и прибавьте доставку. Плюс зимой мы «завалены» ремонтом локаторов, поэтому срок может увеличиться на неделю-две.
А что делают другие?
Есть популярная фраза про Россию и русский народ — «эту страну не победить». Это я к тому, что в нашей стране народ приспосабливается к любым условиям работы при любых обстоятельствах. Не всегда есть возможность утеплить технику. Наблюдал на ГНБ работах, как отогревали технику газовой горелкой. А что делать, бурить нужно!
Данная технология неоднократно помогала обогревать технику ГНБ зимой. Нестандартно, зато эффективно! Но мы вам не советуем, это пожароопасно. →
Вконтакте ГНБшник Олег Семеренко ведет группу «Блог о ГНБ и бестраншейных технологиях» и выкладывает посты умельцев, которые делятся наработками.
У теплолюбивого китайца греют обмерзшую рейку, чтобы не выдавливало сальник на тяговых редукторах.
Правила включения печки при холодном двигателе
Управление автомобилем зимой доставляет немалый дискомфорт. Приходится тратить массу времени на прогрев салона и самого транспортного средства. Причем печкой водители пользуются по-разному. Кто-то одновременно включает ее и запускает двигатель, другие дожидаются, когда мотор хоть немного прогреется.
Фото: «CAR.RU»
Тепло, которое поступает в салон автомобиля из дефлектора печки, обеспечивает охлаждающая двигатель жидкость. Спустя несколько минут после того как мотор запускается, происходит её нагрев. Если автомобиль стоит на холоде длительное время, температура антифриза опускается до температуры окружающей среды. Чтобы жидкость вновь нагрелась как положено, рекомендуется запустить двигатель и подождать пару минут.
Но даже здесь есть исключения. В современных автомобилях печки оснащены электронагревателем. Благодаря ему в салоне всегда будет тепло, независимо от того, какую температуру имеет охлаждающая жидкость. Устанавливают подобные печки преимущественно на автомобилях с дизельным мотором. И тому есть простое объяснение, на прогрев таких транспортных средств уходит много времени.
Если рассматривать те автомобили, в которых электронагреватель отсутствует, все на усмотрение водителя. Печка Может включаться сразу после запуска двигателя или после того, как он прогреется. Но тут есть еще один вариант. Каждый может установить систему, обеспечивающую запуск мотора дистанционно. Тогда печка должна постоянно находиться в положении включено. Как только вы запустите силовой агрегат, например, из квартиры, печка включится и будет обогревать салон.
Прежде чем заходить домой, установите первую или вторую скорость работы вентилятора. Если после запуска обороты вентилятора сразу будут высокими, то охлаждающей жидкости понадобится много времени, чтобы нагреться, а это значит, в салоне не будет тепло. Поэтому рекомендуемой является именно первая или вторая скорость.
Хоть многие и считают опасным включение печки сразу после запуска двигателя, это не так. Водитель таким образом не сделает ничего плохого своему транспортному средству. Но учтите, время прогрева все же немного увеличится. Чтобы жидкость прогрелась как можно скорее, вы можете в качестве дополнения включить рециркуляцию воздуха.
Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную — стекло, особенно лобовое
Таким образом тепло в салоне будет сохранено, мотор прогреется намного быстрее. Но есть один нюанс – на стеклах появится запотевание. Подобной проблемы удастся избежать только тем, кто имеет автоматическую климат-систему. Когда мотор холодный, обороты работы печки минимальные, по мере прогрева транспорта они увеличиваются.
Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод, включенная печка при холодном двигателе ничем не навредит, но от нее не будет никакого толка. Поэтому лучше набраться терпения, подождать пока температура мотора станет рабочей, большой контур откроется и печка может быть включена.
Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную — стекло, особенно лобовое. От резкого перепада температур на поверхности могут образоваться трещины — случаи не редкие и проблематичные. Напомним, что из-за трещины на лобовом стекле могут возникнуть трудности при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. При стремительном прогреве страдает и транспортное средство, в особенности АКБ, которая в зимнее время не может сразу привести в работу все электрическое оборудование без ущерба для себя.
Из-за резкого перепада температуры на лобовом стекле может образоваться трещина
Еще одна ошибка автомобилистов — активация печки на полную мощность. Из-за этого прогрев будет неравномерным, а в салоне образуются зоны с холодным воздухом. Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги. Через несколько минут можно распределить поток между ногами и лобовым стеклом. Это не только обезопасит пассажиров от риска заболевания, но и сохранит лобовое стекло.