Каталог продукции
Полезная информация
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других работ кранами производятся при помощи грузозахватных приспособлений. В зависимости от назначения, формы, размеров и массы груза, а также условий производства работ кранами используются разные грузозахватные приспособления: стропы, траверсы, клещи, захваты.
За качество разработки проекта и изготовления грузозахватного приспособления и тары, а также за соответствие их Правилам ответственность несет организация, выполняющая соответствующую работу. От правильного и качественного выполнения проекта грузозахватного приспособления в значительной степени зависят его надежность и безопасность в процессе эксплуатации. Ошибки, допущенные при проектировании грузозахватных приспособлений, могут привести к тяжелым последствиям.
Поэтому при проектировании новых и совершенствовании существующих грузозахватных приспособлений необходимо учитывать предъявляемые к ним требования.
Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений являются:
- прочность и надежность конструкции;
- минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
- удобство в обслуживании;
- простота конструкции;
- обеспечение сохранности захватываемого груза;
- соответствие особенностям, технологическим процессам и проектам производства работ.
Проектирование грузозахватных приспособлений осуществляется специализированными организациями в соответствии с Правилами и нормативными документами. Так, проектирование стропов из стальных канатов и цепных строп осуществляется в соответствии с нормативным документом «Стропы грузовые общего назначения, требования к устройству и безопасной эксплуатации» (с изм. от 08.09.1998). Руководящий документ (далее — РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах. В РД изложены технические требования: к конструкции стропов и их элементам, материалам, по выполнению сварных соединений, к покрытиям; комплектность поставки, правила приемки; методы контроля и испытаний; маркировка, упаковка, транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.
Проектирование стропов на текстильной основе осуществляется согласно РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».
Руководящий документ распространяется на стропы, изготавливаемые из текстильных лент и используемые в качестве грузозахватных приспособлений для подъема различных грузов грузоподъемными машинами (кранами).
РД устанавливает типы, основные параметры стропов из текстильных лент, а также основные технические требования к конструкции указанных стропов и материалам, из которых они изготавливаются.
РД содержит требования к изготовлению, приемке и испытаниям стропов из текстильных лент, а также требования к их безопасной эксплуатации.
РД предназначен для применения на промышленных, транспортных и складских предприятиях и распространяется на стропы из текстильных лент. Типы стропов (по исполнению) должны соответствовать одному из основных исполнений, приведенных в РД: ветвевые петлевые однослойные или многослойные для навески одной петлей (или одной частью петли) на крюк грузоподъемной машины и присоединения другой петлей (или другой частью петли) непосредственно к грузу; кольцевые однослойные или многослойные для непосредственной обвязки грузов самим стропом и присоединения концов стропа к крюку; составные (стропы-полотенца), образованные двумя или более идентичными полосками ленты, расположенными на одной линии в ширину и заканчивающимися на каждом конце звеном, общим для всех полос. Полосы могут быть соединены друг с другом в разных местах, например гибкими стежками. Если подобные стропы состоят из нескольких слоев ленты, их называют составными многослойными. Составной строп-полотенце может состоять из нескольких кольцевых стропов, насаженных на одно металлическое звено.
Ветвевые стропы могут иметь различные исполнения по концевым элементам. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями (с двумя замкнутыми мягкими петлями на концах) — СТП (рис. 1).
Одиночный петлевой строп с одним металлическим звеном — с одной замкнутой петлей на одном конце для навески на крюк грузоподъемного механизма и на другом конце- замкнутой петлей с металлическим звеном, например для навески дополнительного крюка, — СТ13 (рис. 2).
Ветвевой строп с двумя металлическими звеньями по концам — СТ23 (рис. 3, 4).
Рис. 1. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями — СТП
Обоснование безопасности
Даже современное оборудование не гарантирует отсутствие незапланированных поломок в процессе эксплуатации. Существует ряд способов и методик предотвращения таких ситуаций. Одна из них — это обоснование безопасности оборудования.
ОБ представляет собой документ, содержащий анализ рынка развития чрезвычайных ситуаций и повреждений, а также данные из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о требуемых мероприятиях по достижению безопасности. Он включает результаты оценок риска на стадии использования после выполнения капитальных ремонтных работ.
Документ обоснования безопасности (ОБ) существует в двух разновидностях — краткий и полный. Каждая из них имеет ряд отличий, касающихся их содержания. Полное ОБ должно состоять из сведений об обеспечении выполнения мер безопасности устройства.
В кратком ОБ такая информация отсутствует, она имеет более декларативный характер. Каждый из этих видов может быть потребован в обязательном порядке.
Для проведения обязательной оценки ОБ нужно иметь полный объём данных о конкретном механизме или устройстве. Это:
- Общая информация — название, предназначение, область использования, модификация, нюансы эксплуатации и прочее.
- Главные технические характеристики — отмечаются в зависимости от комплектации (возможно наличие изображений).
- Оценка риска — список рисков, которые потенциально могут возникнуть в процессе использования, их анализ, вероятность развития, предположительные последствия. Эти данные можно предоставить в форме таблицы.
- Доказательства соответствия оборудования.
Если конструкция или технические устройства были изменены, то потребуется срочно пересмотреть ОБ и внести актуальные данные.
Основные требования обоснования безопасности
Обоснования безопасности — это важный документ, решающий несколько важных задач:
- Обеспечение экологической безопасности.
- Повышение продуктивности работы технического оборудования в производственных целях.
- Достижение должного уровня безопасности работников и имущества компании.
Для создания этого документа нужно строго придерживаться норм ГОСТ Р 54122-2010. Как указывалось выше, он может быть выдан в нескольких вариантах:
- Краткое ОБ — не предусматривает наличие информации об испытаниях и измерениях, а также имеет только декларативный характер. Этот документ применяется для подтверждения того, что изделия соответствуют указанным для нее требованиям регламента.
- Полное ОБ — применяется для выполнения процедур контроля и надзора. Помимо стандартного набора данных предусматривает наличие результатов всех проведенных расчетов и испытаний.
Как разрабатывается
Разработка обоснований безопасности осуществляется на этапе создания проекта оборудования. Стоит отметить, что возможна одновременная разработка ОБ на различные модификации или модели машин. Разработчиком этого документа может быть проектировщик оборудования или специальные аккредитованные организации. Оригинал документа находится у создателя (проектировщика) оборудования, а копия — у изготовителя и предприятия, использующего его.
Разработка ОБ предполагает сбор первоначальных сведений о техническом оборудовании на основе имеющейся документации, чертежей и данных, которые предоставляются проектировщиками.
Она также предусматривает проведение экспертизы возможных рисков, подготовку макета обоснований и окончательно подготовку пакета документации с его дальнейшей передачей заказчику. Как показывает практика, справиться с этой задачей без привлечения специалистов красней сложно, поэтому рекомендуется заранее получить квалифицированную консультацию. Получить консультацию вы можете позвонив нам по номеру телефона или оставив заявку на сайте.
Разработка ОБ опасного производственного объекта осуществляется для:
- Гарантия продуктивности и результативности рабочего процесса.
- Отсутствие вредного влияния на экологию.
- Гарантия здоровья и безопасности работников производства, контактирующих с потенциально вредоносным оборудованием.
- Гарантия сохранности имущества и оснащения предприятия.
Обязательность разработки ОБ на технические устройства связана с требованиями сертификации ТС. Она необходима для обеспечения:
- Реализация товаров на территории стран таможенного союза.
- Право эксплуатации требуемого оборудования на производстве.
- Должный имиджа оборудования для предполагаемых партнеров, безопасных условий эксплуатации, снижающих вероятность травматизма и прочих чрезвычайных ситуаций.
Обоснование безопасности для оборудования
Основные понятия ТР ТС 032/2013 и статья 2 ТР ТС 010/2011 трактует обоснование безопасности для оборудования, как документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта.
Безопасность оборудования, для которого установлены требования в ТР, обосновывают на стадии разработки или проектирования оборудования.
В отношении отремонтированного оборудования должна проводиться оценка рисков с выработкой технических и организационных мер по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений этого риска.
Аналогом документа «обоснование безопасности» для машин и оборудования является технический файл в Директиве 2006/42/ЕС.
Стандартных требований к регистрации, оформлению, построению и содержанию обоснования безопасности, в рамках законодательства Евразийского экономического союза не существует. Нормативно не установлено специальных требований к организации, имеющей право разрабатывать обоснование безопасности и нет требований к подготовке ОБ, за исключением требований, закрепленных в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
Как присвоить номер обоснованию безопасности?
Национальный ГОСТ 33855-2016 рекомендует при оформлении обоснования безопасности придерживаться требований ЕСКД и ссылается в частности на ГОСТ 2.105-95. Кроме того, национальный ГОСТ 33855-2016 разработан на основании ГОСТ Р 54122-2010, в котором прямо указано, что обозначение ОБ присваивает разработчик согласно ГОСТ 2.201-80. ГОСТ устанавливает единую обезличенную классификационную систему обозначения изделий и их конструкторских документов при разработке, изготовлении, эксплуатации и ремонте.
Формирование номера обоснования безопасности выглядит следующим образом:
АБВГ – 4-значный буквенный код организации-разработчика конструкторских документов,
ХХХХХХ – код по классификатору ЕСКД,
ХХХ- порядковый номер,
ОБ – вид документа.
В Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов», ОК 012-93. Структура кода классификационной характеристики:
Для примера возьмем код организации-разработчика конструкторских документов – АБВГ. Код продукции- 49182, который расшифровывается как Арматура трубопроводная / Арматура запорная и невозвратно-запорная без встроенных приводных устройств / Краны запорные шаровые / ДУ св. 50 до 200 мм вкл. Порядковый номер обоснования безопасности выберем 002. Таким образом, окончательный вид номер ОБ будет следующим: АБВГ-49182-002ОБ
Стоимость разработка
В центре сертификации и лицензирования «ГК Единый стандарт» наши специалисты помогут вам в получении документации ОБ. Стоимость услуги по разработке документации обоснования безопасности (ОБ) индивидуальна, зависит от объема работ и начинается от 9 500 рублей. Сроки на разработку также индивидуальны, но как правило занимают 2-4 рабочих дня. Оставляйте заявку на нашем сайте, и наши специалисты проконсультируют вас и сообщат о точной стоимости и сроках.
Оформление
Благодаря опыту и профессионализму наших специалистов – мы оказываем услуги по разработке документации ОБ в сжатые сроки. Для начала работ вам потребуется предоставить заявку и точное наименование с описанием и техническими характеристиками вашего оборудования.
Оплата услуг производится только перед регистрацией готового сертификата в реестре ФСА
Доработаем за вас недостающие документы и поможем оформить сертификат или декларацию точно вовремя
Личный менеджер решает ваши задачи даже ночью
Отвечаем на 1 000 000 ваших вопросов за 5 минут за счет выделения главного. Предлагаем лучшую цену на рынке с оплатой по факту.
Заполняете простую форму для изготовления Макета будущего сертификата. Помогаем доработать недостающие документы.
Получаете готовый сертификат или декларацию, но документ пока еще не зарегистрирован в реестре ФСА.
Только сейчас вы оплачиваете 70% от полной стоимости наших услуг. Мы запускаем процедуру регистрации сертификата в реестре ФСА.
Оплачиваете оставшиеся 30%. Получаете готовый сертификат на вашу электронную почту. Можете его использовать.
Отправляем вам оригинал документа. Для вас это бесплатно и ни к чему не обязывает:) Для нас, довольный клиент — самая лучша благодарность.
Эксплуатация грузоподъемных механизмов
Грузоподъемные механизмы, используемые для работы с тяжелыми объектами, – это техника, обусловливающая появление серьезного риска для работников. Он связан с воздействием следующих обстоятельств:
- угроза падения груза и причинения вреда здоровью сотрудника;
- значительные физические нагрузки, связанные с технологическими процессами строповки, подъема и т.д.;
- необходимость работы на открытом воздухе, включая холодные месяцы;
- риск неисправности или аварии с причинением вреда здоровью работников;
- другие факторы.
Поэтому порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов строго контролируется государственными органами.
Опасность грузоподъемной техники
Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.
Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.
Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:
- места для работы подъемного крана;
- участки механизации;
- транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
- объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
- производственные цеха, помещения или участки;
- канатные дороги;
- фуникулеры;
- выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.
Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Поскольку любая техника, используемая для подъема грузов, представляет собой потенциальный фактор риска, при организации ее работы нужно соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных кранов или другого оборудования. Они сформулированы в отдельном правовом документе – приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Этот приказ имеет статус Федеральных норм и правил и обязателен к исполнению всеми предприятиями, осуществляющими эксплуатацию таких механизмов.
Подготовка оборудования к работе
Основной принцип подготовки техники к работе заключается в выполнении всесторонней проверки ее работоспособности, которая проводится для минимизации риска аварий или других форс-мажорных ситуаций. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств указывают, что перед началом работы нужно убедиться в том, что:
- все подъемные и стопорные приспособления работают без сбоев;
- целостность окрашенных поверхностей не нарушена;
- механизмы и устройства имеют достаточное количество смазки для обеспечения нормальной работы;
- комплектность техники соблюдена, то есть не наблюдается отсутствия важных узлов или деталей;
- на пути движения техники отсутствуют посторонние предметы или другие препятствия.
Для проверки работоспособности техники проводится ее холостой запуск, в процессе которого контролируется работа оборудования. При выявлении посторонних шумов, нарушении плавности хода, резких движений и других признаков неисправностей работу оборудования нужно остановить и разобраться в причинах проблемы.
Требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию техники
Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечивается не только нормальной работой машины, но и правильными действиями персонала, который владеет навыками ее использования и в состоянии обнаружить признаки неисправности. Пункт 26 приказа № 533 устанавливает следующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин, предъявляемые к работникам предприятий:
- прохождение обучения на право эксплуатации таких машин, подтвержденное выдачей действующего удостоверения установленного образца;
- знание признаков неисправности техники, а также наличие информации о том, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов;
- информирование непосредственного руководителя в случае обнаружения таких признаков;
- знание порядка действий в случае аварии на объекте;
- соблюдение требований Федеральных норм и правил безопасности в ходе работы.
К сотрудникам, которые производят монтаж, пусконаладку, ремонт и другие важные работы с грузоподъемными механизмами, предъявляются дополнительные требования. Они перечислены в разделе 20 приказа № 533. Контроль их выполнения осуществляет ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов.
Правила эксплуатации техники
Основные требования к безопасности эксплуатации оборудования, предназначенного для подъема грузов и иных объектов, сформулированы в пункте 23 приказа № 533. Они указывают, что ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов и другие операции должны осуществляться с соблюдением следующих правил:
- поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включая выполнение своевременного контроля и технического обслуживания машин, а при необходимости – планового и экстренного ремонта;
- соблюдение требований к нагрузке и порядку эксплуатации машин, установленных производителем;
- запрет на эксплуатацию оборудования при выявлении признаков неисправности самой техники или инфраструктуры, необходимой для ее использования по назначению;
- определение круга лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ с применением таких машин;
- определение порядка допуска работников к эксплуатации техники и контроль его выполнения;
- наличие на рабочих местах сотрудников инструкций по эксплуатации техники;
- наличие эталонных грузов с соответствующими характеристиками для выполнения плановых испытаний машин.
Если организация в ходе работы имеет регулярную потребность в ремонте техники, в ее составе должно действовать профильное подразделение. Оно обязано иметь необходимые устройства для измерения, ремонтную технику и подготовленный персонал, способный выполнять такие операции. Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и другого оборудования производят инспекторы уполномоченных государственных органов.
Документы для законной эксплуатации ГПМ
Правильный порядок эксплуатации ГПМ на промышленных предприятиях требует обязательного присутствия требуемой документации. Список документов, которые должны присутствовать в организации, использующей такие опасные объекты, включает следующие позиции:
- техническая документация на оборудование, предоставленная производителем;
- документ о прохождении обязательной оценки соответствия нормативам технического регламента ТС 010/2011, а также других нормативных документов в соответствии с типом объектов;
- свидетельство о регистрации опасного объекта, подтверждающего внесение информации о нем в Единый реестр ОПО;
- положение о производственном контроле на предприятии, разработанное согласно требованиям 116-ФЗ и утвержденное руководителем организации;
- положение о порядке расследований причин аварий и других инцидентов;
- инструкции по эксплуатации техники для работников, включая инструкции о правилах поведения в случае аварии;
- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта на случай аварии;
- протоколы аттестации и удостоверения по промышленной безопасности, полученные работниками предприятия, допущенными к эксплуатации, пусконаладке, ремонту и другим операциям с оборудованием;
- заключения промышленной безопасности на оборудование – в случаях, предусмотренных пунктом 260 приказа № 533;
- документация о прохождении технического освидетельствования оборудования в установленные сроки.
При организации отдельных типов работ предприятию потребуется оформление дополнительной документации. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных операций обязательна подготовка технологических карт, описывающих порядок действий в таких обстоятельствах.
Обоснования безопасности грузоподъемных кранов
1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон : [утв. Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 г. (ред. от 07.03.2017 г.)]. — Москва : Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности, 2017. — 56 с.
2. Короткий, А. А. Методологические основы оценки, прогнозирования и управления промышленной безопасностью подъемных сооружений : автореф. дис. … д-ра техн. наук / А. А. Короткий. — Новочеркасск, 1997. — 37 с.
3. Котельников, В. С. Методы диагностики и риск-анализа металлоконструкций грузоподъемных машин в управлении их безопасностью : автореф. дис. … д-ра техн. наук / В. С. Котельников. — Новочеркасск, 2006. — 39 с.
4. Анализ риска и его нормативное обеспечение / В. Ю. Мартынюк [и др.] // Безопасность труда в промышленности. — 1995. — № 11. — С. 55-62.
5. Кузьмин, И. И. Безопасность и риск. Эколого-экономические аспекты / И. И. Кузьмин, Н. А. Махутов, С. В. Хетагуров. — Санкт-Петербург : СПГУЭФ, 1997. — 164 с.
6. Гражданкин, А. И. К риск-ориентированной промбезопасности / А. И. Гражданкин // Контроль качества продукции. — 2012. — № 7. — С. 18-23.
7. Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года : [утв. решением Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2011 г.] [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=535787#0 (дата обращения: 01.06.17).
8. Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта : федер. нормы и правила в области промышленной безопасности : [утв. Приказом Ростехнадзора № 306 от 15 июля 2013 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151251/ (дата обращения 08.06.17).
9. Егельская, Е. В. Оценка риска человеческого фактора в системе «персонал — подъемные механизмы — производственная среда» на предприятиях машиностроения : автореф. дис. … канд. техн. наук / Е. В. Егельская. — Ростов-на-Дону, 2015. — 20 с.
10. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения : федер. нормы и правила в области промышленной безопасности : [утв. Приказом Ростехнадзора № 533 от 12 ноября 2013 г. (в ред. с изм. на 12.04.2016 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157709/ (дата обращения 08.06.17).
Для цитирования:
Короткий А.А., Егельская Е.В., Шерстюк А.П. Обоснования безопасности грузоподъемных кранов. Вестник Донского государственного технического университета . 2017;17(4):136-143. https://doi.org/10.23947/1992-5980-2017-17-4-136-143
For citation:
Korotkiy A.A., Yegelskaya ,.E., Sherstyuk A.P. Safety case: cargo cranes. Vestnik of Don State Technical University . 2017;17(4):136-143. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/1992-5980-2017-17-4-136-143
alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.