Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классический танец

Классический танец

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».

Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.

Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.

Иногда можно услышать, что все классические балеты похожи: те же позы, те же движения и прыжки. Но это происходит вовсе не из-за ограниченных возможностей классического танца. Виноват либо балетмейстер, не сумевший сочинить содержательный танец, либо артисты, не сумевшие передать все его тонкости.

Классический танец — это всего лишь система движений. Его еще надо оживить, одухотворить. Танец всегда будет казаться однообразным, если он существует только ради самого танца. Но как только он начинает раскрывать сильные чувства, как, к примеру, в балетах «Лебединое озеро» или «Ромео и Джульетта», впечатление меняется.

А теперь мы очень кратко объясним основные термины классического танца. Учтите, что ударение во французском языке всегда делается на последнем слоге.

Адажио (итал.) — медленно, спокойно. 1. Обозначение медленного темпа. 2. Танцевальный дуэт с использованием поддержек. 3. Комплекс движений в экзерсисе.

Аллегро (итал.) — веселый, радостный. 1. Быстрый, оживленный музыкальный темп. 2. Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. 3. Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (антре, вариации, кода) сочинены в темпе аллегро.

Антраша (франц.) — скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются. Антраша демонстрирует техническую виртуозность исполнителя.

Антре (франц.) — вход. 1. Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2. Первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

Апломб (франц.) — равновесие, самоуверенность. 1. Уверенная, свободная манера исполнения. 2. Умение сохранять в равновесии все части тела.

Арабеск (франц.) — арабский. Одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска.

Аттитюд (франц.) — поза, положение. Одна из основных поз классического танца, главная особенность которой — согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.

Баллон (франц.) — воздушный шар, мяч. Способность эластично, подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками, а также способность во время прыжка зависать в воздухе, сохраняя позу.

Батман (франц.) — биение. Группа движений работающей ноги. В классическом танце много форм батмана — от простейших до сложных. Каждое па непременно содержит элемент батмана, поэтому в экзерсисе ему придается большое значение. С помощью батманов вырабатывают определенные умения: вытягивать ногу в прямую линию, четко исполнять различные движения.

Бурре, па-де-бурре (франц.) — набивать. Мелкие танцевальные шаги.

Гран (франц.) — большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, гран плие — глубокое приседание, гран батман жете — бросок ноги на возможно большую высоту.

Деми (франц.) — полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения. Например, деми плие — полуприседание.

Дубль (франц). — двойной. Термин указывает на двойное исполнение па.

Кабриоль (франц.) — прыжок. Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.

Кода (итал.) — хвост. 1. Заключительная часть многих танцевальных форм. 2. Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.

Круазе (франц.) — скрещенный. Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.

Жете (франц.) — бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

Пар терр (франц.) — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

Па (франц.) — шаг. 1. Обозначение одного из видов танцевальных шагов. 2. Отдельное выразительное движение. 3. Многочастная форма классического балета — гран па, па де де, па де труа.

Па-де-баск (франц.) — шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.

Па-де-ша (франц.) — шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.

Па-де-сизо (франц.) — «ножницы». Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.

Па-де-де (франц.) — танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды. В каждом классическом балете есть па де де, которое танцуют главные герои спектакля.

Па-де-труа (франц.) — танец втроем. Одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.

Па марше (франц.) — ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

Пассе (франц.) — проходить. Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую.

Пти (франц.) — маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.

Пируэт (франц.) — юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота — это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском же танце все виды вращений носят название «тур».

Плие (франц.) — сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.

Препарасьон (франц.) — приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.

Релеве (франц.) — поднимать. 1. Подъем на полупальцы или пальцы. 2. Поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца.

Сюиви (франц.) — последовательный, связный. Па де бурре сюиви — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.

Читайте так же:
Шинодыр гидравлический шдг 31н

Тур (франц.) — оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур — то же самое, что у мужчин пируэт. В мужском — поворот танцовщика вокруг своей оси во время прыжка в воздухе.

Фуэте (франц.) — хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Чаще всего фуэте — виртуозное вращение на пальцах, которое является кульминацией в па де де.

Шассе (франц.) — охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.

Экарте (франц.) — раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.

Экзерсис (франц.) — упражнение. Первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих экзерсис, слагаются разнообразные формы классического танца.

Элевация (франц.) — подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.

Эффасе (франц.) — сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.

Основные движения классического танца

Автор: Юргенсон Наталия Георгиевна

Организация: МУДО «Егорьевская ДШИ»

Населенный пункт: Московская область, г. Егорьевск

Классический танец – самый сложный и прекрасный вид хореографического искусства. Овладение его основами требует кропотливого труда, больших физических и эмоциональных затрат, редких природных данных. Чтобы стать артистом балета, необходимо учиться ему в хореографическом училище на протяжении восьми-девяти лет. Не каждому ребёнку, подростку, мечтающему о балете, природа подарила данные и здоровье, необходимые для освоения этой сложнейшей профессии. Хореографическое отделение школы искусств – это возможность освоить основы «классики», прикоснуться к гармонии классического танца для тех, кто не смог поступить в балетное училище.

В нашей стране дети настолько любят танцевать, что для поступления в школу искусств тоже приходится пройти конкурс. Какими критериями должны руководствоваться преподаватели при отборе? На первом месте, конечно же, стоит здоровье. Я работаю в Егорьевской детской школе искусств, и мы просим принести справку от врача уже на конкурсный просмотр. Следующий критерий – внешние данные. В последние годы, увы, увеличилось количество детей с лишним весом. Родители приводят таких детей к нам в школу в надежде, что хореография поможет похудеть. Чаще всего мы объясняем, что похудеть поможет, прежде всего, диета. И порою нам приходится отказывать полным детям в приёме. Хореография требует огромных физических сил, выносливости, и очень полный ребёнок часто бывает не в силах выдержать такую нагрузку, более того, она может повредить его здоровью. Всё это я стараюсь в мягкой форме объяснить детям и родителям. Мы можем посоветовать такому ребёнку поступать на другое отделение ДШИ – музыкальное, театральное или художественное, к счастью, не во всех видах искусства телосложение имеет большое значение.

Балетные номера, классический репертуар предъявляют большие требования к фигуре исполнителя, а вот народный костюм способен «прикрыть» многие особенности, например, короткие или полные ноги, широкие бёдра – детям с такими фигурами, при наличии хороших физических данных, не стоит отказывать в приёме. При приёме учащихся на хореографическое отделение стоит обратить пристальное внимание на наличие чувства ритма и способность элементарно координировать – координация проще всего проверяется подскоками. Что касается физических данных, то, конечно, приветствуется наличие как минимум средней выворотности. Потому что если выворотности нет совсем, занятия «классикой» принесут ребёнку только отрицательные эмоции, а всё-таки искусство должно дарить радость. Необходимо также при просмотре поступающих детей обратить внимание на эластичность ахиллова сухожилия, т.к. при отсутствии plié невозможно усвоить программу не только классического, но и народного танца, более того, возникает опасность травматизма. Что касается возраста, то в нашу школу мы принимаем детей 7-9 лет, а при наличии хороших данных можем взять и ребёнка постарше.

Занятия «классикой» сопряжены с очень большой физической и умственной нагрузкой, поэтому в нашей школе мы начинаем проводить их не ранее, чем на второй год обучения. Семилетний ребёнок просто психологически не способен долго стоять у станка и проделывать в медленном темпе движения классического экзерсиса. В первом классе детской школы искусств самое пристальное внимание следует уделять ритмике, партерной гимнастике и изучению простых танцевальных движений. Можно попробовать изучить самые первые движения классического тренажа (предварительно познакомившись с 1-й, 2-й и 3-й позициями ног) – demi-plié, battements tendus в сторону, rélévé на полупальцы. Уже в первом классе следует уделять большое внимание изучению позиций рук и подготовительному положению. Это очень важно, так как ставить технически сложные номера на учащихся ДШИ вряд ли целесообразно, зато есть возможность привлечь внимание зрителей красивой пластикой рук, чувством позы, стиля, культурой исполнения. Поэтому я начинаю заниматься руками учеников буквально с первых уроков. Работа эта очень кропотливая, и лишь единицы усваивают позиции рук с одного показа, поэтому приходится буквально каждый пальчик «ставить на место», на что требуется много времени, которого в старших классах будет уже категорически не хватать.

На хореографическом отделении нашей школы мы занимаемся по предпрофессиональной программе, рассчитанной на шесть лет – пять основных лет, и дополнительный шестой год. Следовательно, классическим танцем дети занимаются в течение пяти лет по 6 академических часов (три урока) в неделю. За это время мы ставим задачей пройти программу первых трёх-четырёх классов хореографического училища, а также изучаем движения более старших классов, если этого требует репертуар, и при наличии одарённых учащихся. Любой педагог «классики» в детской школе искусств сталкивается с проблемой далеко не идеального исполнения ряда элементов, что связано с неидеальными физическими данными детей, а также с дефицитом времени, особенно в периоды, когда ученики плотно заняты в концертном репертуаре. Если у детей недостаточные данные, то, конечно, мы идём на какие-то компромиссы. Если, например, нет возможности стоять идеально выворотно при открывании ноги в сторону, следует проследить за тем, чтобы обе ноги были развёрнуты равномерно, чтобы ученик не разворачивал работающую ногу за счёт невыворотной опорной или наоборот – в этом случае обеспечивается апломб и легче избежать «подсаживания» на опорную ногу. Главное, чтобы учащиеся делали движение с хорошей спиной (тут никакие компромиссы не допустимы), верно по сути и характеру исполнения, понимали, чем, например, glissade отличается от assemblé и т.д. Многие классические pas, пусть и видоизменёнными, но встречаются в народных и современных постановках, поэтому, даже если ребёнок по своей природе не предрасположен танцевать классику, он не должен воспринимать занятия классикой как нечто абстрактное и далёкое от его интересов. Пусть ученик сделает движение не идеально выворотно, но в assemble ноги должны обязательно собраться в воздухе, а в glissade на мгновение показать 2-ю или 4-ю позицию, а затем, по меткому выражению Е.П. Гердт, «захлопнуть мышеловку». Некоторые сложные движения можно пройти с отдельными учащимися на индивидуальных занятиях и репетициях. Экзерсис на полупальцах и занятия на пуантах я ввожу только на третьем году обучения, когда ноги и спина уже окрепли. Далеко не все дети имеют от природы подходящие для танца на пальцах стопы, поэтому в концертных номерах классического репертуара у нас на пальцах танцуют преимущественно солистки. С одной стороны, три «классики» в неделю – это не так много, с другой стороны, вполне достаточно для учащихся, которые себя более комфортно чувствуют в других жанрах хореографии. Многие технические элементы, поддержки можно успеть выучить с солистами непосредственно во время репетиций танцевальных номеров. Кроме того, очень большую помощь в развитии координации, чувства позы и стиля оказывают занятия историко-бытовым танцем, на который у нас в школе отводится один академический час в неделю. Я знаю, что некоторые педагоги пренебрегают историко-бытовым танцем, а зря – у детей, которые знакомы с этим предметом, классический танец выглядит более «живым» и стильным. Всё-таки историко-бытовой танец является прародителем классического, о чём не стоит забывать.

Читайте так же:
Приспособление для заточки цепи бензопилы штиль

Поскольку в нашей школе практикуется 6-летнее обучение хореографии, дети получают свидетельство об окончании ДШИ будучи совсем юными – в 13-15 лет. Надо сказать, это прекрасный возраст для продолжения занятий хореографией, в это время подростки начинают гораздо лучше слышать музыку, координировать, девочки становятся пластичней, женственней, мальчики начинают крепнуть физически, можно уже пробовать изучать поддержки. Многие выпускники школы искусств хотят продолжать занятия хореографией и по окончании школы. Более того, есть дети, которые хотят связать с танцем свою будущую профессию. Именно для таких категорий учащихся в Егорьевской школе искусств несколько лет назад был создан ансамбль выпускников. Ансамбль – большое подспорье школе, именно на нём лежит основной сценический репертуар. Участники ансамбля продолжают заниматься классическим танцем четыре академических часа в неделю. На этих занятиях изучается материал, который дети по какой-то причине не успели усвоить в период, когда были учащимися ДШИ, а также совсем новые и технически сложные движения – вращения, большие прыжки. Такие занятия помогают детям, которые решили связать с хореографией свою дальнейшую жизнь, особенно это касается тех, кто, минуя училище искусств, собирается поступать сразу в вуз.

В заключение статьи я хочу остановиться на вопросе подбора классического репертуара для учащихся хореографических отделений ДШИ. Классический репертуар обычно состоит из двух частей – номеров классического наследия и постановок, которые делают педагоги. В нашей школе большая часть номеров на материале классического танца состоит из оригинальных авторских постановок. Я думаю, что это имеет свои положительные стороны – кто, как ни педагог знает индивидуальные возможности своих учеников? Кроме того, всегда интересно создавать что-то новое, а детям интересно, когда это новое рождается у них на глазах. Когда я сочиняю лексику для постановки, то, естественно, отталкиваюсь от музыки и замысла и, в тоже время, подбираю движения, в которых дети смотрятся наиболее выгодно, недостатки же стараюсь «спрятать». Думаю, не стоит ставить перед детьми непосильные технические задачи, главное – эстетика, культура исполнения, стиль. Ребёнок должен получать радость от танца, тогда эта радость передаётся зрителю. Актёрские задачи тоже должны быть по силам детям – конечно, 14-15 летним подросткам уже хочется исполнить танец про любовь, и у нас есть такие постановки, но, когда мы видим совсем юную девочку, пытающуюся изобразить Кармен, то это вызывает улыбку. В репертуаре нашей школы есть номера, поставленные на границе стилей – классического и современного танца, классического и историко-бытового, классического и народного. Такие постановки помогают выработать чувство стиля, а заодно дают возможность раскрыться учащимся, которым трудно исполнять «чистую» классику. Что касается номеров репертуара классического наследия, то к их выбору нужно относиться осторожно – ведь шедевры нельзя коверкать беспомощным или грубоватым исполнением. Какие-то элементы можно изменять и упрощать, но не до такой степени, чтобы номер получился неузнаваемым.

Я думаю, что никому не надо доказывать необходимость изучения основ классического танца. Классический танец не только выправляет фигуру и походку, но и раскрывает ребёнка внутренне, наполняет его жизнь гармонией. Если танцовщик владеет основами «классики», его манера всегда будет отличаться вкусом и благородством, в каком бы стиле хореографии он ни танцевал.

Структура построения урока классического танца

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.
Знание этих правил помогает наилучшему, совершенному исполнению самих па; позволяет, следуя мудрому закону, добиться наилучших результатов. Эти правила включают в себя цели и задачи классического танца, которые каждый педагог должен четко сформулировать для себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр.3
Основные задачи уроков классического танца………………………. стр.4
Принципы построения комбинаций…………………………………….стр.5-6
Подбор музыкального сопровождения…………………………………стр.7-8
Методические принципы построения урока классического танца…. стр.8-9
Структура урока классического танца………………………………….стр.9-11
Экзерсис у станка………………………………………………………..стр.12-14
Экзерсис на середине зала………………………………………………стр.15-16
Вращения…………………………………………………………………стр.16-18
Adajio……………………………………………………………………..стр.18-20
Allegro ……………………………………………………………………стр.20-21
Вывод……………………………………………………………………..стр.22-23
Библиографический список……………………………………………..стр.24

Файлы: 1 файл

структура класурока.docx

Структура построения урока классического танца

Основные задачи уроков классического танца………………………. стр.4

Принципы построения комбинаций…………………………………….стр. 5-6

Подбор музыкального сопровождения…………………………………стр. 7-8

Методические принципы построения урока классического танца…. стр.8-9

Структура урока классического танца………………………………….стр.9-11

Читайте так же:
Точилка для керамических ножей отзывы

Экзерсис на середине зала………………………………………………стр.15- 16

Библиографический список……………………………………………..стр. 24

Предмет «классический танец» по праву считается главным в процессе подготовки специалистов-хореографов любого профиля. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.

Знание этих правил помогает наилучшему, совершенному исполнению самих па; позволяет, следуя мудрому закону, добиться наилучших результатов. Эти правила включают в себя цели и задачи классического танца, которые каждый педагог должен четко сформулировать для себя. Также особо важным является знать структуру построения самого урока классического танца, что поможет не только добиться желаемого результата, но поможет предотвратить отрицательные последствия, связанные с травматизмом и вредом для здоровья.

Основные задачи уроков классического танца.

Важнейшей предпосылкой для совершенствования в исполнении классического танца, являются первоначальные задачи уроков классического танца. Каждый педагог должен осознавать, что самое главное на чем все строится – это правильно заложенный фундамент. В классике этим фундаментов можно назвать такие качества, как:

· Постановка рук и головы

Когда исполнитель приобретает все выше перечисленные качества, тогда уже можно продвигаться на следующую ступень развития. Совершенствовать координацию движений, выразительность исполнителей, артистизм, танцевальность и т.д.

Для правильного развития данных качеств нужно знать методику построения урока классического танца, методику составления комбинаций, а так же методику изучения каждого движения в отдельности.

Принципы построения комбинаций.

Определение формы комбинации можно считать логичное целенаправленное соединение двух или нескольких движений в развитии, имеющее временную и пространственную завершенность.

«Комбинации» по их назначению в уроке можно разделить на учебные и танцевальные. Большую часть каждого из разделов урока составляют комбинации учебно-тренировочной направленности, при помощи которых осуществляются технические задачи различных уровней обучения. Это учебные формы комбинаций. Танцевальные формы «комбинаций», направленные на развитие танцевальности и выразительности исполнения учебных заданий, конечной своей целью имеют системное формирование и развитие навыков сценического исполнения различных сольных и групповых форм. Исполнением «комбинаций» этого вида обычно завершаются такие разделы урока, как экзерсис на середине класса, «allegro» и в женском классе – экзерсис на пальцах. Далее перейдем непосредственно к теме настоящей работы – рассмотрению структурных принципов учебных «комбинаций». «Комбинации» этой формы всегда имеют четкое построение, но не смотря на свою «строгость», обладают огромным потенциалом вариативного развития их построений. Конкретизация учебных задач в каждом отдельном случае составления «комбинации» делает ее не похожей на другие комбинации урока, что придает своеобразие и всему уроку в целом. Основным признаком формы учебной «комбинации» является наличие в основе ее построения главного движения (их может быть сразу два, например, battement tendu et battement tendu jete) или направляющего принципа (для сложного комбинирования). В силу того, что главное движение является центром построения, оно должно занимать большую часть пространственно – временного объема «комбинации». При этом предполагается его тщательная проработка путем обязательного, неоднократного его повторения во всех возможных направлениях движения (вперед, в сторону, назад или en dehors et en dedans).

Основное движение обычно сочетается в «комбинациях» с другими движениями и элементами этого же класса, функцией которых является усиление учебной направленности или эффективности основного движения. Чаще всего они имеют общие признаки с основным движением (по характеру, темпо – ритму, координации и т.д.), но могут и контрастировать с ним в тех же параметрах.

Последним составляющим элементом построения учебной «комбинации» являются связующие движения, которые используются для более естественных и гармоничных переходов от движения к движению, а также в качестве вспомогательных движений и приемов для исполнения основных движений. Их роль в пропорциональном соотношении с другими, входящими в «комбинацию» движениями, минимальна. Необходимо также упомянуть о танцевальных элементах, проучивание которых является обязательным, начиная с третьего класса. Использования в «комбинациях» этих элементов возможно лишь в строго учебных формах данного класса и не должно носить отвлеченный характер. Отбор движений для составления «комбинации» должен производиться целенаправленно, а так же связующие движения и элементы по их смысловому значению и форме исполнения должны соответствовать единому учебному уровню. Целенаправленность как основополагающий принцип комбинирования, является ключом к выполнению учебных задач любой сложности.

При составлении «комбинации» важно также соблюдение второго структурного принципа, имеющего формообразующее значение. Это принцип единства музыкально-хореографического построения «комбинации», отражающий тесную взаимосвязь временного, т.е. музыкального и пространственного, т.е. хореографического построения.

Подбор музыкального сопровождения.

Важно, чтобы подбор музыкального сопровождения к «комбинации» всегда производился в точном соответствии с характером, а также особенностями темпо-ритмического и динамического строения главного движения. В уроках классического танца наибольшее применение имеют музыкальные примеры на 2/4, 4/4, ¾. Для движений лигатированного характера, таких как demi-plie, grand-plie, battement developpe, battement tendu и т.д., наиболее применимы музыкальные размеры сопровождения – 4/4 и 3/4. и напротив, для четких, резких, акцентированных движений, к которым относятся – battement tendu, battement tendu jete, battement frappe и т.д., наиболее подходящим будет музыкальное оформление на 2/4.

Разнообразие метрических построений музыки определяет объем «комбинаций» по количеству входящих в нее тактов, которое колеблется от 8 до 64 тактов в зависимости от применения определенного музыкального размера.

Пределы допустимых объемов «комбинаций» для каждой отдельной формы построения следующие:

1. Одночастная форма: от четырех до восьми тактов – музыкальный размер 4/4; от восьми до шестнадцати тактов – музыкальный размер 2/4; от шестнадцати до тридцати двух тактов при музыкальном размере 3/4.

2. Двухчастная форма: от восьми до шестнадцати тактов — музыкальный размер 2/4; от шестнадцати до тридцати двух тактов при музыкальном размере 3/4 .

3. Трехчастная форма: всевозможные варианты несимметричных объемов: двенадцать тактов — музыкальный размер 2/4; двадцать четыре такта — музыкальный размер 2/4; сорок восемь тактов при музыкальном размере 3/4 .

Приведенные выше варианты допустимых объемов «комбинаций», как уже отмечалось выше, не являются стабильными и могут корректироваться педагогом в процессе изменения текущих учебных задач.

Читайте так же:
Типы передач в механике

Методические принципы построения урока классического танца.

Невозможно давать какие-нибудь твердые схемы уроков,- это дело, требующее абсолютной индивидуализации и учета многих обстоятельств. Но необходимо знать некоторые принципы построения урока,: последовательность изучения тех или иных движений, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, структуру урока в целом и т.д.

Годы многолетней педагогической практики показали, что продуктивнее такой путь организации практических занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми возможными подходами. Они даются в сложных сочетаниях с другими движениями. Учебные комбинации более насыщенны и длительны, темп исполнения возрастает.

Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если в младших и средних классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения, то старшие классы являются качественно новой ступенью обучения. Здесь суммируются приобретенные детьми все знания и навыки предыдущих годов обучения, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца в их законченной профессиональной форме.

Особое внимание педагоги уделяют работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.

Программа последних лет обучения насыщена труднейшими движениями во всех разделах обучения. В экзерсисе на середине изучаются все виды grand fouette и grand fouette en tournant, renverse, сложные сочетания tours lent. Усложняются все виды вращения: увеличивается количество туров в больших позах, вводятся комбинированные вращения по диагонали и кругу, убыстряется темп вращений. Необычайно насыщен раздел allegro. Пальцевая техника разнообразна.

Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением урока в целом и отдельно каждого из его разделов, во-вторых, с умением методически правильно создать учебные комбинации.

Структура урока классического танца.

Урок классического танца состоит из определенных разделов. В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Педагог должен выстраивать урок с учетом профессиональных и физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса, где разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; танцор приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следует adagio и allegro.Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Дети, начинающие учиться, делают вначале только экзерсис у палки и на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В следующем учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на середине. Проходят основные позы. Adagio в начале изучения исполняется в легкой форме, без сложных комбинаций, направленное лишь к приобретению устойчивости. Затем упражнения усложняются за счет добавления поз, в которых вводится работа рук, и так постепенно мы доходим до комбинированного, сложного adagio.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо упражнения, то следующее упражнение следует сократить, так как всяческая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

На первом году обучения экзерсис у палки и на середине исполняется на всей ступне.

Затем в экзерсисе у палки вводится подъем на полупальцы, при этом первая половина упражнения исполняется на всей ступне, вторая – на полупальцах.

На третий и последующие года обучения экзерсис у палки и на середине зала исполняется полностью на полупальцах. Маленькое и большое adagio – также с максимальным применением подъема на полупальцы.

Классическая хореография для взрослых и детей

Классическая хореография — это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Познав все его тонкости, вы сможете овладеть любым жанром, который вам по душе.

школа классической хореографии

Как появилась классическая хореография?

Танец — это одно из древнейших искусств. С незапамятных времен посредством движений тела люди выражали свои эмоции, переживания и даже общались с высшими силами. Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями. Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.

Несмотря на все вышесказанное, это искусство является молодым. Возраст классической хореографии (в ее нынешней форме) не более 400 лет. Ее появлением человечество обязано итальянской знати. В эпоху Возрождения в северных регионах страны ни один прием не обходился без танцев. Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.

классическая хореография

Как появилась терминология классического танца?

К XVI веку классическая хореография получила распространение во всей Европе. Но эпицентром развития данного искусства стала Франция. С момента основания в Париже Королевской Танцевальной Академии, хореография стала не просто придворным развлечением, а самостоятельным направлением искусства. Еще через 100 лет Рауль Фейе создал систему элементов классического танца. Каждому из них он дал французское название. Теперь все танцоры мира используют их в своем профессиональном лексиконе.

Основные понятия

Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.

Первым и самым главным условием является хорошая выворотность. Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.

Читайте так же:
Сколько весит дюбель гвоздь 6х40

Поза — это статичная фигура, которая определяется положением корпуса, конечностей и головы танцора. В зависимости от положения относительно зрительного зала, позы могут быть открытыми или закрытыми. К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).

Позиции — это основные положения конечностей. Если речь идет о стопах, то они, непременно, должны находиться на полу. Именно позиции определяют правильное положение тела, дарят ему грацию, а танцу — выразительность.

хореография классический танец

Позиции ног

Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции. Их выделяют шесть:

  • первая позиция — ступни соприкасаются пятками и развернуты наружу, образуя на полу прямую линию (или угол 180 градусов);
  • вторая позиция является производной от первой (ноги образуют все ту же прямую линию, но между ними образуется расстояние, равное размеру одной ступни);
  • третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой (при этом, ноги, по прежнему, образуют угол 180 градусов);
  • четвертая позиция — выворотные ноги расположены параллельно друг другу на расстоянии, равном длине одной ступни;
  • пятая позиция — ступни плотно прижаты друг к другу, при этом носки и пятки закрывают друг друга;
  • шестая позиция — ступни расположены параллельно друг другу и перпендикулярно положению тела.

Позиции рук

Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность. Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:

  • подготовительная позиция — руки опущены вниз, локти и кисти округлены;
  • первая позиция — из подготовительной следует поднять руки, зафиксировав их перед собой на уровне диафрагмы;
  • вторая позиция — из первой позиции следует развести руки в стороны (при этом, локоть и кисти не должны провисать, а должно оставаться легкое округление);
  • третья позиция — из первой руки поднимают над головой.

классическая хореография для взрослых

Основные группы движений

Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний. Так, выделяют следующие основные группы движений;

  • плие (plier) — сгибание ног в коленях;
  • этандр (etendre) — вытягивание корпуса и конечностей;
  • релеве (relever) — подъем на полупальцы;
  • глиссе (glisser) — плавное скольжение стопы по полу;
  • соте (sauter) — прыжки;
  • элансе (elancer) — бросок ноги;
  • турне (tourner) — поворот вокруг себя.

Это основа хореографии, но далеко неполный список ее позиций. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.

классическая хореография для детей

Экзерсис у станка

Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата. Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор. Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:

    — плавное приседание во всех известных позициях ног (может быть половинным и глубоким), направленное на разогрев мышц и связок.
  • Battement tendu (батман тандю) — скольжение носка по полу с напряжением всей ноги и вытягиванием подъема (разрабатывает ахилл и способствует общему развитию мышц).
  • Battement jete (батман жете) — невысокий бросок носка, сопровождающийся резким разрывом ног и напряжением в паховой области (развитие тазобедренного сустава и голеностопа).
  • Rond de jambe par terre (рон де жамб партер) — рабочая нога описывает круг по полу (данное упражнение способствует развитию выворотности, а также разогревает тазобедренный сустав).
    • en dehors — движения направлены вперед по отношению к опорной ноге;
    • en dedans — носок «рисует» круг в обратную сторону;

    Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад. При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.

    занятия классической хореографией

    Классическая хореография для детей

    Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:

    • выработка правильной осанки, а также ее коррекция;
    • формирование мышечного корсета, который призван предохранять позвоночник от искривления;
    • развитие гибкости и физической выносливости;
    • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
    • снижение массы тела и поддержание оптимального веса;
    • нормализация работы вестибулярного аппарата.

    Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и, конечно же, гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков). Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.

    современная классическая хореография

    С чего начинается обучение танцу?

    Как ни странно, занятия классической хореографией начинаются с постановки танцевального шага. Именно он является основой любой композийции. Шаг должен быть четким, выворотным и пластичным. В ходе обучения может быть выявлено недостаточное развитие ахилла, коленного или бедренного сустава, что корректируется путем регулярных занятий.

    Еще одним важным моментом является стойка. Позвоночник должен быть вытянут строго вертикально, ягодицы и живот подтянуты, лопатки сведены назад, а плечи опущены вниз. Если тело будет находиться в расслабленном положении, будет потеряна устойчивость, а также равновесие, а потому никакие движения не получатся. Конечно, первое время, достаточно тяжело следить за осанкой, но уже через несколько месяцев регулярных занятий такое положение тела становится естественным.

    Вывод

    Современная классическая хореография — это результат многовековой работы практиков и теоретиков, которые создали уникальную систему движений и позиций, а также язык танца, который понимают во всем мире. За сравнительно короткое время (в исторических масштабах 400 лет — это не так уж и много) танец превратился из примитивного выражения эмоций и элемента мистических ритуалов в настоящее искусство, которым не устает восхищаться человечество.

    К сожалению, многие до сих пор считают хореографию несерьезным занятием. Тем не менее, это целая наука. И даже если танец не станет вашей профессией или увлечением всей жизни, занятия не пройдут бесследно. Регулярные тренировки помогут вам сформировать красивую фигуру и осанку, выработать плавную походку, придадут вашим движениям грацию. Кроме того, вы будете застрахованы от многих заболеваний опорно-двигательного аппарата.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector