КАК УНИЧТОЖАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СТАНКОСТРОЕНИЕ
КАК УНИЧТОЖАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СТАНКОСТРОЕНИЕ
Основным видом деятельности некогда знаменитого завода имени Серго Орджоникидзе стала сдача внаём собственного недвижимого имущества.
Паничев был первым в своей деревне, кто окончил семилетку, и гордится этим не меньше, чем должностью министра одной из фундаментальных отраслей огромной страны. Из родного белорусского села Лукоть ходил в школу в соседний райцентр за семь километров. Ребёнком пережил фашистскую оккупацию. Не стесняется признаться: «Мы из подпасков», под «мы» подразумевая целое поколение советских руководителей, перескочивших из «класса в класс» – из рабочих и крестьян в лоно продвинутой технической интеллигенции. Работал токарем, конструктором, начальником цеха, директором Ленинградского станкостроительного завода имени Ильича. Наконец, заместителем министра – первым заместителем министра – министром станкостроительной и станкоинструментальной промышленности СССР.
В августе Николаю Александровичу исполнится 85 лет, а рукопожатие – надёжное, тёплое, молодое.
Берёт быка за рога.
– Сижу как-то у министра промышленности и торговли Мантурова. Давай, говорю, Денис Валентинович, я у тебя хоть советником буду. Мне денег не надо. Ни на акции не претендую, ни на имущественный комплекс… Министр смотрит на меня удивлённо: «Как это денег не просишь? Зря. У тебя нет мотивации».
Эти ребята и не подозревают, что Родине-матери можно помочь бескорыстно. (Горько улыбается.)
– Николай Александрович, «поколение пепси» уверено, что советское станкостроение (как, впрочем, и вся промышленность) было одним из самых отсталых в мире…
– Чушь! Судите сами. В 1990 году СССР занимал третье после Японии и Германии место в мире по производству металлообрабатывающего оборудования и второе – по потреблению. Штаты были на четвёртом-пятом месте. Без развивающейся промышленности (авиация, автомобилестроение, военно-промышленный комплекс) металлорежущее оборудование не было бы так востребовано.
Только на Ленинградском станкостроительном заводе имени Ильича, где я проработал 24 года, мы создали 14 моделей металлорежущих станков для высокоточной обработки деталей. Это оборудование до сих пор работает на оборонный комплекс страны. К 1990 году освоили производство роботов на заводе «Красный пролетарий», выпустили 24 тысячи станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Ежегодно собирали пять тысяч обрабатывающих центров. Экспортировали станки и в Японию, и в Канаду, США, ФРГ, Италию, Швейцарию, Финляндию… На международной выставке в Париже в 1991 году прямо со стендов у нас купили 49 станков.
Когда в 1986 году я возглавил министерство, его предприятия выпускали в год 220 тысяч станков. Станочный парк промышленности страны составлял миллионы единиц.
– Количество впечатляет. А качество?
– Лет десять назад в Китае я встречался с представителями их космического агентства. Китайцы подарили мне макет ракеты, один к одному сделанной по нашей технологии. И признались, что полностью скопировали советскую систему станкостроительной промышленности.
Без качественных станков не бывает качественных ракет. Не бывает побед в космосе, не бывает надёжной оборонки, не было бы «небесного зонтика» (мощного противоракетного щита. – С.Р.) над Москвой, Санкт-Петербургом, Минском…
На моём родном заводе прецизионного станкостроения в Ленинграде было 24 термостатных корпуса с постоянными климатом, влажностью, температурой воздуха… Мы делали сверхточные (до доли микрона точности) станки.
Более 25 процентов таких станков поставляли на экспорт – в Штаты, Францию, Италию, Германию… В 12 странах Европы мы развернули сервисные центры, в которых работали наши специалисты. На заводах Западной Германии (без ГДР) было 36 тысяч советских станков. Их закупали немецкие бизнесмены. Когда Союз развалился, меня пригласили судостроители Дюссельдорфа и спросили, что будем делать, господин Паничев? Вся система сервиса разрушилась.
Станкостроение – наукоёмкое производство. Чтобы собрать всего лишь один обрабатывающий центр, необходимо было до 400 поставщиков комплектующих деталей и изделий – от винтика до лазерных систем. Без талантливой инженерной мысли такой центр не запустить. И в Союзе была выстроена строгая научная система по обеспечению станкостроительной отрасли. Сейчас наука уничтожена. Все НИИ приватизированы, оборудование отправлено в металлолом, помещения сданы в аренду. Чего только нет в этих корпусах! Салоны красоты, фитнес-клубы, магазины по продаже корма животным, мелкие конторы… Цеха заводов превратили в торговые ряды. Савёловский рынок, например, – бывший Московский станкостроительный завод (МСЗ). И как насмешка над всей отечественной промышленностью – на нём нет ни единого отечественного товара. А ведь перестройке скоро 30 лет!
– Но что-то удалось сохранить? Или мы сидим на руинах?
– Ощущение, что правительство не имеет представления о состоянии основных производственных фондов. Например, последняя перепись станочного оборудования проводилась в 1992 году. В СССР такая перепись проводилась ежегодно! Как и в США, Германии, Швейцарии и других странах!
Навскидку могу сказать, что сохранилось около 180 станкоинструментальных предприятий, которые дают примерно пять процентов продукции от уровня СССР. Из этих пяти процентов половина уходит на экспорт. Полностью уничтожено 42 станкостроительных предприятия. В частности, это: Московский станкостроительный завод (МСЗ), Завод имени Орджоникидзе, «Фрезер», Завод координатно-расточных станков, Институт ЭНИМС (Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков), Всероссийский научно-исследовательский инструментальный институт – ВНИИинструмент, институт по алмазному инструменту – ВНИИалмаз, Научно-исследовательский институт измерений, Санкт-Петербургский завод имени Свердлова, экспортировавший половину своей продукции. Почти уничтожен мой родной Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения. Бендукидзе растащил знаменитый Уралмаш…
Министр промышленности и торговли меня «успокаивал»: «Мы не имеем права вмешиваться в деятельность частных хозяйственных субъектов». В итоге – бесконтрольность. Путин попросил Медведева разобраться. Тот поручил решение вопроса Дворковичу. Дворкович провёл совещание. Прошло, если не ошибаюсь, больше года… Дворкович ушёл заниматься шахматами. (Бывший вице-премьер Аркадий Дворкович сейчас возглавляет Международную шахматную федерацию (ФИДЕ) – С.Р.).
– Вы были в правительстве Рыжкова. Министры ждали, хотели перемен?
– Обновления ждали. Ждали свежего воздуха. Горбачёв вселил надежду. Последнее правительство Союза было самое молодое и современное из всех предыдущих. Многие министры и директора хотели перемен. И я лично хотел. Если бы это правительство верно сориентировать, продумать реформу до мелочей, проработать стратегию – всё пошло бы по-другому.
О рыночной экономике говорили задолго до перестройки. В 1989 году совет станкоинструментальной отрасли, имевшей глубокие кооперативные связи, решил уйти от административной системы управления и перейти на другую форму. Какую? Тогда не знали, но твёрдо были убеждены, что надо выстраивать рынок. Наша отрасль последние 10 лет очень плотно работала с зарубежными партнёрами. Было заключено более 70 генеральных соглашений о кооперации, в разных странах мира работало около 30 наших технико-коммерческих центров. Были прямые связи, рабочие группы со странами Европы, США, Японии…
– То есть уже вырисовывались контуры рыночной экономики…
– Надо было вдохнуть жизнь в новые идеи. Вот пример. Сидим у Рыжкова. Министры высказывают свою точку зрения. Убеждают, что не надо спешить всё круто разворачивать, надо всё продумать до мелочей. Вносят предложения. Премьер соглашается, кивает, но идёт к Горбачёву, на Политбюро – и приходит другим человеком. Как подменили!
В Европе, наряду с мощными станкостроительными ассоциациями, создан Европейский комитет станкостроения (СЕСИМО) с центром в Брюсселе. Он работает над выработкой общих подходов по созданию универсальных систем машин, компонентов для станков и в целом для машиностроения. Чтобы на рынке сбыта даже в условиях жесточайшей конкуренции выступать в едином строю. Уже с 1990 года наше станкостроение практически перешло на эту кооперативную форму отношений.
Когда начался развал отрасли, в мае 1992 года, я попробовал достучаться до первого заместителя председателя правительства Гайдара. Был у него на приёме, который, впрочем, длился не более минуты. Гайдар даже не заглянул в мои бумаги с детально прописанным планом. Бросил с иронией: «Кому нужны ваши станки? Мы всё за рубежом купим!» Иначе как стратегией на уничтожение отечественного станкостроения и отечественной инженерной мысли это не назовёшь. Мы стали полностью зависеть от Запада, хотя именно западные коллеги высоко ценили наши станки.
– Бывший заместитель министра обороны России Поповкин тоже призывал закупать станки и оборудование для оборонной промышленности за рубежом. Но ведь начинка в таком оборудовании, как я понимаю, способна считывать стратегическую информацию противника и корректировать работу того или иного узла извне. Или я начитался политических детективов?
– Отнюдь! Вы совершенно правы. По моим данным, у нас чуть ли не половина систем ЧПУ для военно-промышленного комплекса импортного происхождения. Не хватало ещё безопасность страны передоверить западным технологиям.
К слову. В своё время генерал Поповкин уклонился от встречи с нашими специалистами-станкостроителями. И потом. Кто перестаёт производить – перестаёт думать.
Вспоминаю случай на заводе в Воткинске ещё в свою бытность первым заместителем министра. Там произошёл небольшой сбой в программе ЧПУ. Меня ночью по «вертушке» разбудил Николай Иванович Рыжков. Всегда интеллигентный и сдержанный, слов на этот раз не выбирал…
Неполадки мы быстро устранили, но меня вытащили на Политбюро, министр был где-то в отъезде. Приехали директор завода, ведущие инженеры отрасли… Кто-то предложил покупать оборудование для оборонки за рубежом. Тогда встал министр обороны Устинов, обвёл директоров суровым взглядом и сказал, как отрубил: «Если кто-нибудь затащит мне импортную технологию в ракетно-космическую отрасль, пооткручиваю головы!» И показал, как он это будет делать.
Я бывал на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, на Севмаше в Северодвинске, в Самаре, в центре ракетостроения на НПО «Прогресс»… Там до сих пор больше половины оборудования – советское. Выработало свой срок? Закажите новое, но отечественное. Нет, жалуются, не разрешают. Велят искать за рубежом.
Во Всеволожске Ленинградской области собирают «форд». Побывал и там. Всё привозное! Даже бачки для омывателя стёкол везут из Франции. Вся гидравлика из Германии. Даже из Бразилии тащат запчасти! А что, спрашиваю, сами производите? Мнутся. Признаются нехотя: «Купили пресс и делаем коврики для салона. А ещё – бамперы».
Построили в Ульяновске станкостроительный завод. Я попросил показать мне штатное расписание. Только… пять конструкторов. И все обслуживают сборку. Как дети играют в кубики, собирают пазлы…
Вот вам и вся «локализация», на которую, к слову, выделяют немалые деньги. Вот и весь полёт инженерной мысли. Отсюда и появились «отвёрточные» производства.
Наконец, никто не продаст нам оборудование, которое приумножит экономическую, оборонную мощь «потенциального врага». Это не в правилах капитализма. Считайте, что мы под санкциями с 1917 года. А по Вассенаарским договорённостям, только правительство страны разрешает продавать технологии двойного назначения. Любую современную технологию можно считать двойной.
– То есть одно и то же оборудование можно использовать для изготовления и микроволновки, и спутника?
– Грубо говоря, да.
– Николай Александрович, я гуманитарий, может быть, не всей информацией владею, но такое ощущение, что и профессия инженера исчезла. А вместе с ней – техническая интеллигенция, которая в советское время была флагманом романтичного, творческого отношения к жизни. Где они, неугомонные, пытливые, с обострённым чувством справедливости, незаурядно мыслящие технари?
– Года три назад мелькнула цифра – за рубеж уехало около 800 тысяч молодых и не очень молодых специалистов, выпускников технических вузов. И отток продолжается. Причина банальна – негде работать. Я выступал в трёх отраслевых университетах. У студентов один вопрос: где работать?
Не так давно побывал в городе Ржеве Тверской области. Местный завод «Электромеханика» был градообразующим предприятием, а сегодня там работают 500 человек. Так мы потеряем не только инженеров, но и отечественную инженерную школу, которая складывалась десятилетиями.
Кто пришёл нам на смену? Какие менеджеры? Я беседовал с крупными бизнесменами, предлагал вложить деньги в фондообразующие отрасли, в станкостроение, в частности. Они отмахнулись: «Это не наш вопрос. Это государево дело, пусть государство и думает. Мы должны защищать интересы акционеров». Бизнесмены – не государственники. Они думают только о собственном кармане.
– Что первично, а что вторично – политика или экономика, Николай Александрович? Что из чего вырастает?
– Как хозяйственник, я считаю, что экономика всему голова. Политика должна вырастать из экономики. Китай тому яркий пример. В нём уютно уживаются все формы собственности и элементы рынка.
В советское время станкостроение в нашей стране занимало где-то 2,5% в общем объёме ВВП, но эффект от отрасли был впечатляющий. Это же средства производства! Без участия государства отрасль не возродить. Посмотрите, как поддерживают свои станкостроительные фирмы в Германии, в Швейцарии… Вплоть до того, что государство оплачивает им участие в выставках.
В среде промышленников сложилось впечатление, что наше правительство и министерства не представляют, что и в какой последовательности делать для подъёма машиностроительного комплекса. Мол, рынок всё решит сам. И не хотят признать, что в развитых капиталистических странах действует система государственного планирования для многих отраслей экономики. Например, так называемое индикативное планирование. Это когда производителям продукции даются рекомендации на основе прогноза мировой и внутренней потребности – в сельхозпродукции, сырье, нефти, газе и так далее. Есть и жёсткое планирование, практически социалистического типа. В основном в производстве продукции для нужд обороны, фундаментальной и отраслевой науки, исследований космического пространства, образования, здравоохранения…
Всё это предусматривает финансирование из государственных средств, заложенных в бюджет.
– Николай Александрович, назовите три главные ошибки переходного периода…
– Их гораздо больше… Не было чётко продуманной стратегии перехода к рыночной экономике. Не было целевой, до мелочей прописанной программы, понятной каждому министру.
Возникали спонтанные идеи, провозглашались и… умирали. Нельзя было делать такой крупный разворот в экономике без глубокого анализа.
Был упущен момент отслеживания этапов развития экономики. Это нам ещё долго будет аукаться.
Были ошибки в обновлении кадров. Потеряли золотой фонд опытных руководителей. Во власть пришли популисты, думающие в первую очередь о личном благе. И, как правило, без базового отраслевого образования.
Наконец, приватизация и связанная с ней коррупция.
Приватизация в России – даже не ошибка, а преступление, которое когда-нибудь будет всё-таки расследовано, а виновники – наказаны.
При поддержке Ростеха «СТАН» в два раза нарастил производство в 2020 году
Дочерняя структура Госкорпорации Ростех компания «РТ-Капитал» реализовала комплекс антикризисных мер, что помогло станкостроительному холдингу «СТАН» преодолеть кризис последних двух лет и нарастить выпуск производственного оборудования в два раза. По итогам 2020 года выручка компании увеличилась на 14% и составила 2,4 млрд рублей, предприятие получило новые контракты с поставкой в 2021 году на сумму 4,5 млрд рублей, суммарный портфель заказов превысил 16 млрд рублей (+25%).
Промышленные площадки станкостроительного холдинга в Москве, Башкирии, Ивановской, Московской, Рязанской и Ростовской областях в 2020 году произвели 68 станков. В ушедшем году заказчикам отгрузили 58 обрабатывающих центров против 27 единиц в 2019 году. Число сотрудников, непосредственно занятых в производстве, за год выросло на 10%. По итогам года предприятие законтрактовало с поставкой в 2021 году 67 станков на сумму свыше 4,5 млрд рублей. Долговая нагрузка компании снизилась – была погашена кредиторская задолженность на сумму 2,5 млрд рублей.
«Развитие собственного станкостроения в России – один из ключевых приоритетов нашей работы. Инициированный Ростехом комплекс антикризисных мер был направлен на повышение операционной эффективности «СТАНа», снижение издержек, техническое перевооружение и выход на новые рынки сбыта. В частности, была реструктуризирована задолженность предприятия на сумму 4,4 млрд рублей и погашено более 2,5 млрд рублей задолженности по многочисленным исполнительным производствам. Наша задача на ближайший год выйти на точку безубыточности», – отметил генеральный директор ООО «РТ-Капитал» Кирилл Федоров.
На положительную производственную динамику оказала влияние принятая в прошлом году стратегия развития станкостроения в России до 2035 года, программа субсидирования закупок, а также доступность кредитных средств на обновление основных фондов в металлозаготовительных цехах.
«Правительством Российской Федерации в 2020 была принята стратегия развития станкоинструментальной промышленности до 2035 года, которая определила основные направления развития отрасли и целевые показатели ее реализации. Компания «СТАН» – это один из основных производителей станкоинструментальной продукции, финансово-экономические показатели которой также отражаются и на отраслевой статистике. 2020 год стал для компании переломным, и мы увидели значительный рост объемов производства во второй его половине. Крайне важно в этом году не только выйти на ритмичность производства, но и нарастить объемы по сравнению с 2020 годом», – отметил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов
Доля компании в сегментах высокотехнологичных портальных, токарно-фрезерных, карусельных, шлифовальных станках, тяжелых прессах увеличилась на 3% и консолидировалась на уровне 10% от всего объема российского рынка.
Номенклатурный ряд ООО «СТАН» на 70% закрывает потребности российских компаний в металлообрабатывающем оборудовании по данным профилям. Сегодня 10 модельных рядов производства «СТАНа» заменяют аналоги 25 зарубежных фирм-производителей.
«Мы провели «перезагрузку» компании, активно приступили к переоснащению производственных мощностей и освоению новых технологий, интенсифицировали работу с рынком. Мы довольны результатами, но не намерены останавливаться на достигнутом. Наработка клиентской базы, внедрение инструментов Индустрии 4.0 и расширение перечня выпускаемой продукции – такие задачи стоят перед нами. В 2021 году продолжим работу по увеличению контрактации и загрузке производственных мощностей», – отметил генеральный директор управляющей компании холдинга «СТАН» Денис Полевщиков.
Положительные изменения отмечены в работе каждого завода, входящего в холдинг «СТАН». Так, в 2020 году на Ивановском станкостроительном заводе запущена программа модернизации производственной площадки, рассчитанная на пять лет и включающая обновление парка оборудования и реконструкцию корпусов. Значительно расширен модельный ряд завода.
Коломенское АО «Станкотех» по программе импортозамещения освоило производство вакуумных столов от 6 до 18 метров и приступило к серийному выпуску портальных фрезерных обрабатывающих центров с их использованием. Кроме того, завод восстановил утерянное в 2000-х годах производство токарно-карусельных станков с диаметром планшайбы до 12 метров и современными системами числового программного управления (ЧПУ).
Московская производственная площадка ООО «ШЛИСС» освоила серийный выпуск станков для реализации технологии шлифования сложных профилей, широко применяемой в производстве деталей газотурбинных двигателей. Также предприятие вышло на финальную стадию разработки проекта станка «СТШэко» – перспективной флагманской модели для алмазного шлифования твердосплавных пластин, применяемых в инструментальной и автомобильной промышленности.
Башкирское НПО «Станкостроение» закончило проектирование станков для обработки лопаток турбореактивных двигателей, не имеющих аналогов в России. Предприятие уже получило заказ на это оборудование. В рамках широкой программы импортозамещения освоено производство высокотехнологичных фрезерных головок.
В 2020 году на Рязанском станкозаводе велись работы по модернизации производства, закупке нового оборудования, рассчитанные на несколько лет. Готовятся к введению в строй портальный продольно-шлифовальный и горизонтально-расточный станки. Это оборудование позволит повысить качество выпускаемой продукции и оптимизирует трудозатраты.
События, связанные с этим
На Мариинском прииске Ростеха добыли коллекционные сростки изумрудов
Ростех впервые за 20 лет начинает разработку новых участков Мариинского прииска
Основные центры машиностроения в России
Машиностроение — визитная карточка уровня научно-технического прогресса любого государства. Способность производить высокотехнологичные машины, оборудование, приборы позволяет планомерно развивать любые отрасли экономики, свести к минимуму зависимость от внешних факторов.
Общие сведения о машиностроении в России
Российское машиностроение входит в состав промышленного производства, имеет собственную отраслевую структуру. Получили развитие практически все сегменты: производство оборонной и космической техники, авто — и судостроение, авиационное и сельскохозяйственное направления, приборостроение и ряд других. В общей сложности машиностроительные комплексы страны включают в себя 19 отраслей, более 110 подотраслей и профильных производств. Машиностроительные заводы выпускают около 12% всего объема промышленной продукции.
Годы перестройки и приватизация нанесли серьезный урон отечественному машиностроению, Была разрушена целостность самой структуры машиностроения, разорвана взаимосвязь между профильными научно-исследовательскими институтами, специализированными опытно-конструкторскими бюро и производственными площадками, между ними были воздвигнуты финансовые барьеры.
Отсутствие полноценной научной подпитки производственных мощностей, безусловно, сказалось на конкурентоспособности производимых механизмов и оборудования, привело к системному спаду производства, потере лидирующих позиций особенно в гражданских отраслях, закрытию целого ряда производств.
Тем не менее, сегодня машиностроительная отрасль продолжает играть значительную роль в экономике российских регионов.
Машиностроение в Северо-Западном регионе России
Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.
В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:
- общее машиностроение;
- среднее машиностроение;
- тяжелое машиностроение.
Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.
Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.
В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.
Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.
Машиностроение в Центральном регионе России
Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.
Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.
В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:
- кузнечно-прессового;
- металлургического;
- нефтехимического;
- подъемно-транспортного.
Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.
Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.
Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.
В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.
Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.
Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.
Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.
Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.
В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.
Машиностроение в Южном регионе
В Южном регионе машиностроение географически менее распространено, крупные машиностроительные центры расположены в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском крае. Отраслевая структура хорошо развита: судо — и авиастроение, производство автомобилей и металлообрабатывающих станков, электроника, уникальное производство вертолетов и гидросамолетов, специализированные производства оборонного назначения.
В Южном регионе производиться до 18% всей выпускаемой машиностроительной продукции.
Машиностроение в Уральском регионе
Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.
Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.
Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.
Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.
Машиностроение в Сибирском регионе
Машиностроение в Сибири сформировалось в годы второй мировой войны за счет эвакуации на ее территорию более 140 машиностроительных заводов из других областей.
В отраслевом плане сибирское машиностроение отличается некоторой диспропорцией. В основном, машиностроительный комплекс Сибири ориентирован на изготовление оборудования для энергетиков, сельскохозяйственной техники, станков, приборостроение. На эти отрасли задействован практически весь потенциал сибирского машиностроения. В регионе слабо развито инструментальное производство, производство специализированной оснастки.
Продукция машиностроительного комплекса Сибири составляет только 7% общероссийского выпуска, причем из-за узкой специализации заводов свыше 70% выпускаемой продукции вывозится за пределы региона, а собственные нужды покрываются поставками машин и оборудования из других областей.
Крупные машиностроительные предприятия сконцентрированы в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Томской, Тюменской и Омской областях.
Машиностроение в Дальневосточном регионе
Машиностроительный комплекс Дальнего Востока наименее развит. Его часть в общероссийском выпуске продукции машиностроения всего 3%. Отраслевая структура комплекса очень специфична и ориентирована на авиастроение, вагоностроение, судостроение и автомобилестроение.
Машиностроительные заводы размещены во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Стабильность работы предприятий обеспечена оборонными заказами. Однако высокая зависимость от госзаказа одновременно является сдерживающим фактором для увеличения экспортной доли на азиатских рынках.
Следует отметить, что машиностроительная отрасль России так и не оправилась от кризисных явлений. Необходимо признать, что в отрасли практически нет эффективных частных инвестиций, направленных на оснащение заводов передовой техникой и современными технологиями.
Для выпуска продукции машиностроительного сегмента способной конкурировать на мировых рынках крайне необходима интеграция и кооперация всех ресурсов, задействованных в машиностроительном секторе, большой объем капиталовложений.
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
Высокая значимость станкоинструментальной промышленности для государства заключена в том, что продукция отрасли является средствами производства в ключевых секторах промышленности Российской Федерации, представленных отраслями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), авиационной, автомобильной промышленностью, тяжелым и энергетическим машиностроением, судостроением и металлургией. Качественное состояние и технологический уровень производственных фондов промышленных предприятий оказывает прямое влияние на конкурентоспособность производства, также как и на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Компетенции в станкоинструментальной промышленности, как фондообразующей отрасли, определяют общий уровень развития машиностроения в стране.
В станкоинструментальной отрасли России насчитывалось около 100 предприятий. В 2011 году отмечалось, что по официальным данным профильных министерств, в составе станкоинструментальной промышленности России 46 предприятий, выпускающих металлорежущие станки, 25 заводов, специализирующихся на изготовлении кузнечно-прессового оборудования, 29 производителей режущего, измерительного, слесарно-монтажного инструмента, а также семь научно-исследовательских институтов и 45 конструкторских бюро.
В январе 2017 года Дмитрий Медведев сообщил о разработке кабинетом министров новой программы развития оборонно-промышленного комплекса на 2018-2025 годы. В нее должна войти и технологическая модернизация производственных мощностей оборонных предприятий. Закупки зарубежного оборудования затрудняет международная конъюнктура. В то же время российская станкостроительная отрасль, по мнению потребителей ее продукции, переживает не лучшие времена
Станкостроение – это фундамент успеха, это важнейшая отрасль промышленности, без которой нет смысла говорить об общем импортозамещении в целом.
Доля машиностроения в объеме промышленного производства составляет в России 19,5%. Для сравнения: этот показатель в Германии, Японии, США и др. развитых странах составляет от 39 до 45% (доля станкостроения в объеме отрасли машиностроения). Еще в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе – по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям соответственно на 22-м и 17-м местах. Начиная с 2002 года, импорт механообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. Зависимость России от поставок станков из-за рубежа составила в 2006 году 87 %. В 2006 году произведено около 7 тысяч единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования – в 14,5 раза меньше, чем в РСФСР за 1990 год. В структуре мирового рынка станков Россия имеет долю 0,3%.
По данным анализа, проведенного экспертами Ассоциации «Станкоинструмент» стало очевидно, что потребители предпочитают покупать импортное оборудование даже в том случае, если в России производятся его аналоги.
Первую пятерку западных импортеров составляют традиционно сильные в этом секторе производители Японии, Германии, Китая, Италии, Южной Кореи. Чуть отстает от корейских производителей Тайвань. Завершают список лидеров США и Швейцария. Можно конкретно назвать мировых производителей станкостроения: Yamazaki Mazak, Trumpf, Gildemeister AG, Amada и др. А отдельно выделить фирмы Siemens и Fanuc, чьи доходы беспрецедентно превышают доходы упомянутых выше.
Рис. Анализ продаж оборудования в России за рубежом (Источник: комитет ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, данные за 2005 год)
В 2013 году стартовал проект "Станкостроение" – концепция объединения двух производственных предприятий Челябинской области, Санкт-Петербургского политехнического университета и инжиниринговой "Балтийской промышленной компании". Партнеры в кооперации создали российский станочный бренд под названием F.O.R.T. с собственной номенклатурной линейкой.
Ряд отечественных предприятий консолидировался вокруг холдинг "Стан", сформированный на базе Стерлитамакского станкостроительного завода. В "Стан" последовательно вошли производители из Коломны, Рязани, Иваново и Москвы.
В 2016 российские предприятия выпустили около 250 автоматизированных станков, и это – крайне низкий показатель. В 2013 году в России произвели 133 станка с ЧПУ, то есть почти в два раза меньше.
С каждым годом правительство увеличивает финансирование отрасли. Так, в 2015 дополнительные отчисления из бюджета составили 1,5 млрд рублей, в 2016 году – уже 2,7 млрд. Минпромторг рассчитывает, что в конечном итоге объем импорта зарубежных станков в 2020 году сократится до 58% (в 2013 году этот показатель равнялся 88%).
В марте 2017 года было объявлено, что летом ведомство направит в правительство обновленную стратегию развития отрасли до 2030 года. Акцент документа сделают на "развитии компонентов и комплектующих, которых сейчас очень не хватает". Осьмаков также не исключил частичное перепрофилирование оборонных предприятий, которые возможно займутся изготовлением станков и их комплектующих в соответствии с новой программой.
Тенденция к восстановлению отрасли наметилась, хотя темпы и далеки от оптимальных. Кроме того, можно предположить, что отраслевые консолидационные центры в среднесрочной перспективе поглотят предприятия, в распоряжении которых сохранились хоть какие-то привлекательные активы.
Рассматривая перспективы отрасли, необходимо понимать, какой спрос на станки ожидается в будущем. В пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации редакции Военное.РФ сообщили, что техническое перевооружение основных механообрабатывающих мощностей уже находится в стадии завершения.
Дмитрий Медведев анонсировал новую масштабную программу развития оборонно-промышленного комплекса на 2018-2025 годы. Вероятно, программа простимулирует спрос на станочную продукцию.
Умеренно оптимистичный прогноз дают и авторитетные маркетологи BusinesStat. Они проанализировали спрос и потребности российского станкостроительного рынка. По их оценкам, в 2017 году потребность рынка в станках восстановится, а в 2018 году произойдет полноценный рост продаж на 7,9-13,6%. По итогам 2020 года продажи станков составят 20,07 тысячи штук.
При сохранении сегодняшних тенденций, таких как объемы финансирования, внимание со стороны правительства, целенаправленная работа с НИОКР и освоение производителями новых компонентных узлов, российское станкостроение к 2022 году повысит конкурентоспособность и нарастит объем выпускаемой продукции.
Это не означает, что российские станки превзойдут все аналоги, покорив мировой рынок. Однако условия для дальнейшего развития станкостроения созданы – и вполне может быть, что через пять лет осведомленные собеседники с оборонных предприятий перестанут реагировать на вопросы о качестве и количестве выпускаемых российских станков печальным вздохом.