Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ. ПЛАН УРОКА: 1. Классификация и обозначение пластичных смазок 2. Свойства смазок и методы их оценки 3. Ассортимент смазок. презентация

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ. ПЛАН УРОКА: 1. Классификация и обозначение пластичных смазок 2. Свойства смазок и методы их оценки 3. Ассортимент смазок. — презентация

Презентация на тему: » ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ. ПЛАН УРОКА: 1. Классификация и обозначение пластичных смазок 2. Свойства смазок и методы их оценки 3. Ассортимент смазок.» — Транскрипт:

2 ПЛАН УРОКА: 1. Классификация и обозначение пластичных смазок 2. Свойства смазок и методы их оценки 3. Ассортимент смазок.

3 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Пластичной смазкой называют систему, которая при малых нагрузках проявляет свойства твердого тела; при некоторой критической нагрузке смазка начинает пластично деформироваться (течь подобно жидкости) и после снятия нагрузки вновь приобретать свойства твердого тела.

4 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Смазки по своему составу является сложными веществами. В простейшем случае они состоят из двух компонентов – масляной основы (дисперсионная среда) и твердого загустителя (дисперсная фаза).

5 В качестве масляной основы смазок используют различные масла нефтяного и синтетического происхождения. Загустителями, образующими твердые частицы дисперсной фазы, могут быть вещества органического и неорганического происхождения (мыла жирных кислот, парафин, силикагель, бетонит, сажа, органические пигменты и т.п.). Размеры частиц дисперсной фазы очень малы – 0,1- 10 мкм. Наиболее характерная форма частиц загустителя – мелкие шарики, ленты, пластинки, иголки, сростки кристаллов и др.

6 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Углеводородные смазки получают сплавлением нефтяных масел с твердыми углеводородами – парафином, церезином. Эти смазки занимают исключительное место среди консервационных (защитных) смазок благодаря их невысокой температуре плавления и обратимости структуры. Они абсолютно нерастворимы в воде и не проводят через себя водяные пары. Их можно наносить на металлические детали и поверхности, окуная в расплавленную смазку при °С, распыливанием, при помощи кисти и т.д. Тонкий слой смазки (около 0,5 мм) надежно защищает поверхность от проникновения воды и пара.

7 В соответствии с классификацией (ГОСТ ) смазки разделены на четыре группы антифрикционные Консерва ционные Уплотни тельные канатные

8 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Антифрикционные смазки делятся на подгруппы, обозначаемые индексами: С – общего назначения для обычной температуры (до 70 °С); О – для повышенной температуры (до 110 °С); М – многоцелевые, работоспособны от -30 до +130 °С в условиях повышенной влажности; Ж – термостойкие (150 °С и выше); Н – морозостойкие (ниже –40 °С); И – противозадирные и противоизносные; П – приборные; Д – приработочные (содержат дисульфид молибдена); Х – химически стойкие.

9 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Консервационные (защитные) смазки, предназначенные для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации механизмов, обозначаются индексом 3. Канатные – индексом К. Уплотнительные смазки делятся на три группы: арматурные – А, резьбовые – Р, вакуумные – В.

10 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ В обозначении еще указывают: Тип загустителя(обозначают первыми двумя буквами входящего в; состав мыла металла: Ка – кальциевое. На – натриевое. Ли – литиевое, Ли-Ка – смешанное); Рекомендуемый температурный диапазон применения (указывают дробью – в числителе уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, в знаменателе — уменьшенная в 10 раз максимальная температура применения);

11 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ дисперсионную среду (обозначают строчными буквами: у – синтетические углеводороды, к – кремнийорганические жидкости, г – добавка графита, д – добавка дисульфида молибдена. консистенцию (густоту), которую обозначают условным числом от 0 до 7.

12 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Классификация смазок по консистенции (густоте) разработана Национальным институтом смазочных материалов США (NLGI). Согласно этой классификации смазки делятся на классы в зависимости от уровня пенетрации – чем выше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Класс 000, 00 – очень мягкая, аналогична очень вязкому маслу; класс 0, 1 – мягкая; класс 2 – вазелинообразная; класс 3 – почти твердая; класс 4,5 – твердая; класс 6 – очень твердая, мылообразная.

13 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ В качестве примера можно привести классификационное обозначение по ГОСТ товарной литиевой смазки литол- 24: МЛи 4/13-3 – смазка многоцелевая антифрикционная, работоспособна в условиях повышенной влажности (М), загущена литиевым маслом (Ли). Рабочий диапазон температур составляет – °С (4/13). Отсутствие индекса дисперсионной среды означает, что смазка приготовлена на нефтяном масле. Цифра 3 характеризует консистенцию смазки.

14 К основным характеристикам пластичных смазок относят: предел прочности, вязкость, коллоидную стабильность, температуру каплепадения, механическую стабильность, водостойкость и др.

15 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Пределом прочности смазки называют то минимальное удельное напряжение, при котором происходит разрушение каркаса смазки в результате сдвига одного её слоя относительно другого. Этот показатель характеризует способность смазок удерживаться в узлах трения, противостоять сбросу с движущихся деталей под влиянием инерционных сил и удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях, не стекая и не сползая. Когда напряжение сдвига превышает предел прочности, смазки начинают течь.

16 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Вязкость Вязкость пластичных смазок принципиально отличается от понятия вязкости жидкостей. Пластичные смазки обладают структурной вязкостью, которая имеет совершенно иную природу. Особенностью структурной вязкости является ее зависимость не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига отдельных слоев или частичек относительно друг друга. Причем, чем больше эта скорость, тем меньше вязкость смазки.

Читайте так же:
Назначение нивелиров и их виды

17 Теплостойкость Установлено, что пластичные смазочные материалы с повышением температуры постепенно размягчаются и теряют свои упругие свойства, но происходит этот процесс постепенно. Поэтому они не имеют определенной температуры плавления. Теплостойкость их определяют по температуре каплепадения.

18 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Температура каплепадения– это такая температура, при которой падает первая капля смазки, помещенной в капсюле специального прибора, нагреваемого в стандартных условиях. Температура каплепадения зависит от вида загустителя и в меньшей степени от его концентрации. Смазки подразделяются на низкоплавкие (Н), среднеплавкие (С) и тугоплавкие (Т). Во избежание вытекания смазки из узла трения температура каплепадения должна превышать температуру трущихся деталей на °С. Температура в узлах трения не должна превышать °С.

19 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Рис. 1. Прибор для определения температуры каплепадения: 1 — водяная баня; 2 — специальный термометр с капсулой;3 — стеклянная пробирка (воздушная баня); 4 — мешалка; 5 — капсула с исследуемым материалом; 6 — электроподогрев; 7 — штатив

20 Механическая стабильность– важный эксплуатационный показатель, характеризующий способность смазок: противостоять разрушению. Смазки с плохой механической стабильностью быстро разрушаются, разжижаются и вытекают из узлов трения. Однако механически нестабильные смазки можно применять в герметизированных узлах трения. Для определения механической стабильности смазок применяют прибор – таксометр: на нем измеряют предел прочности до и после разрушения смазки. ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

21 Водостойкость смазки определяют как совокупность свойств: не смываться с водой или не сильно изменять свои свойства при попадании на неё влаги. Наилучшей водостойкостью обладают смазки с углеводородным загустителем. Удовлетворительная водостойкость кальциевых смазок. Смазки на натриевых и калиевых мылах хорошо растворимы в воде. Растворимость смазок определяют только качественно по изменению внешнего вида (полный или частичный распад) комка смазки в холодной (24 ч при 20 °С) и кипящей (1 ч) воде. Если температура плавления смазки ниже 100 °С испытание в кипящей воде неприемлемо.

22 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Химическая стабильность и противокоррозионные свойства – это стойкость смазки против окисления кислородом воздуха. Пенетрация (проникновение) – характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в неё конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.

23 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Консервационные (защитные)свойства определяют способность смазки предохранять металлические поверхности от коррозионного воздействия внешней среды. В качестве консервационных непригодны водорастворимые смазки. Смазки предотвращают коррозию металлов в условиях 100 %-ой относительной влажности в слоях толщиной порядка сотых долей миллиметра.

24 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Коллоидная стабильность. Под коллоидной стабильностью пластичных смазок понимают свойство не выделять жидкое масло (основы) в течение длительного времени. Для современных пластичных смазок коллоидная стабильность стала важнейшим показателем их качества, поскольку все больше появляется узлов и механизмов, в которые закладывается смазка в процессе сборки узлов на весь срок их эксплуатации

25 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ Химическая стабильность. Под химической стабильностью понимают способность отдельных компонентов и смазки в целом сопротивляться окислительным процессам. Химическая стабильность пластичных смазок, так же как и жидких, зависит от окислительных процессов, но в данном случае ее закономерности носят более сложный характер. Химическая стабильность связана не только с химической стабильностью базового масла (хотя это очень важно), но и с химической стабильностью загустителя и его взаимодействием с базовым маслом.

27 Пластичные смазки по назначению подразделяют на четыре группы: — антифрикционные (индексы С, О, М, Ж, Н, И, Х, П, Т, У, Б); — консервационные (З); — уплотнительные (А, Р, В); — канатные (К). В зависимости от сферы применения различают смазки: общего назначения, многоцелевые и специализированные, по работоспособности в различных климатических условиях –морозоустойчивые, термостойкие и для умеренной климатической зоны

28 — морозостойкие; работоспособны при температурах ниже –40 0 С, обычно до –50… С (ЦИАТИМ-221); — противозадирные; для узлов трения с особо высокими и ударными нагрузками; подшипники качения в буксах железнодорожных вагонов, индустриальное и металлургическое оборудование (ЛС-1П, индустриальная ИП-1-Л, Униол-1, Фиол-2М); — химически и радиационно-стойкие; химическая промышленность и ракетостроение (СК-2-06, ЦИАТИМ-205, ВНИИ НП-273, ВНИИ НП-275); — приборные; скоростные подшипники, микроподшипники электрических пишущих машинок, аэрокосмические приборы, медицинское оборудование, оптические приборы, гироскопы, контакты переключателей; — индустриальные; для металлургической, текстильной, бумажной, пищевой промышленности (Аэрол, Индустриальная ИП-1-Л, ИП-1-З, ЛС-1П);

29 — авиационные; шарнирно-болтовые соединения стоек шасси самолетов, подшипники системы управления, аэрофотоаппаратура, редукторы привода механизма управления крыла (ВНИИ НП- 254, ВНИИ НП-261); — железнодорожные; буксы подвижного состава, подшипники тяговых двигателей (ЖТКЗ-65, ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ); — брикетные; плотной консистенции в виде брусков для смазки открытых шеек валов (ЖД);

30 — полужидкие; применяются в системах смазки механизмов (например, мощных редукторов) полиграфического, текстильного, пищевого, деревообрабатывающего и иного оборудования (ЦИАТИМ-208, Шахтол, Трансол-200А); — для открытых зубчатых передач; канатные, цепные передачи, направляющие, движители шагающих экскаваторов (ОЗП-1);

31 — арматурные; герметизация сальниковых уплотнений насосов, кранов, вентилей, дозаторов, смазка резьбы шпинделей этих механизмов (работоспособны до С); — резьбовые; в резьбах бурового инструмента, для облегчения демонтажа резьбовых пар ракетных, авиационных двигателей, паровых турбин (ВНИИ НП-300, Р-2, Р-113, ВНИИ НП- 232).

Читайте так же:
Токарный станок 1у61 технические характеристики

Основные параметры и свойства смазочных материалов

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:
минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.
животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).
органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;
синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений — полисиликонов; получение фтороуглеродных масел). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.

По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:

жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);
пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;
твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:
— моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);
— трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;
Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».
— индустриальные, предназначенные главным образом для станков;
— гидравлические для гидравлических систем различных машин;
Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

Основные параметры.

Основными характеристиками общими для всех жидких смазочных материалов являются:

· вязкость;

· температура застывания;

· температура вспышки;

· кислотное число.

Вязкость — одна из наиболее важных характеристик смазочного материала, во многом определяющая силу трения между перемещающимися поверхностями, на которые нанесен смазочный материал.

Значение вязкости смазочного материала всегда указывается при конкретном значении температуры, как прави ло, при 40 °С.

Температура застывания (точка утечки) — самая низкая температура, при которой масло растекается под действием силы тяжести. Понятие температуры застывания используется для определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре. Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение одной минуты.Температура застывания должна быть на 5 . 7 °С ниже той температуры, при которой масло должно прокачиваться.

Температура вспышки — самая низкая температура, при которой масло воспламеняется при воздействии на него пламени. Температуру вспышки паров масла необходимо знать при подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре. Температуру вспышки определяют в открытом или закрытом тигле. Обычно в справочниках указывается температура вспышки паров масла в открытом тигле.

Кислотное число — мера содержания в масле свободных органических кислот. Кислотное число определяется количеством миллиграмм гидроксида калия (КОН), необходимым для нейтрализации всех кислых компонентов, содержащихся в 1 г масла. При старении масла кислотное число повышается. Во многих случаях это число является основным показателем для смены масла в циркуляционных смазочных системах.

При выборе жидких смазочных материалов для конкретных условий работы руководствуются следующими характеристиками:

· индекс вязкости — оценка изменения вязкости смазочного материала в зависимости от изменения температуры;

· окисляемость — оценка способности масла вступать в реакцию с кислородом. Стойкость к окислению — показатель стабильности того или иного масла;

· экстремальное давление (ЕР) — мера качества прочности масляной пленки, используется для характеристики смазочных материалов тяжело нагруженных поверхностей трения;

· заедание (Stick-slip) — оценка способности смазочного материала предотвращать скачки или неустойчивое движения силового стола или каретки станка даже при крайне низких скоростях.

Читайте так же:
Сварочные аппараты для нержавеющей стали

Срок службы смазочного масла зависит от скорости накопления в нем вредных примесей и его старения

Пластичные (консистентные) смазочные материалы. Представляют собой нефтяные или синтетические масла с добавлением многофункциональных присадок и загустителя, в качестве которого используются мыла высших сортов жирных кислот, твердые углеводороды (церазины, парафины), силикагель и сажа, относящиеся к термостойким загустителям и др.

Пластичные смазочные материалы применяют в следующих случаях:

· для тяжелонагруженных подшипников скольжения, работающих при небольших скоростях в условиях граничного трения с частыми реверсами или в повторно-кратковременном режиме;

· когда смазочный материал кроме основного назначения используется как уплотняющий для предохранения поверхности от попадания загрязнителей из окружающей среды;

· для создания защитной масляной пленки на поверхности трения при длительных остановках;

· в узлах трения, доступ к которым затруднен или которые могут работать длительное время без пополнения смазки;

· при необходимости одновременного использования смазочного материала для консервации и смазки механизма.

Основные характеристики пластичных смазок :

· вязкость;

· предел прочности на сдвиг;

· температура каплепадения;

· число пенетрации.

Вязкость пластичных смазочных материалов, в отличие от смазочных масел, зависит не только от температуры, но и от скорости деформации. Значение вязкости пластичного смазочного материала, определенное при заданной скорости деформации и температуре, является постоянным и называется эффективной вязкостью.

Предел прочности на сдвиг — минимальное напряжение сдвига, которое вызывает переход смазки к ее вязкому течению. Предел прочности на сдвиг характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения.

Температура каплепадения — температура, при которой смазка утрачивает свою густую консистенцию и переходит в состояние жидкой смазки (температура, при которой падает первая капля). Обычно пластичную смазку применяют при температурах на 15 . 20 °С ниже температуры каплепадения.

Число пенетрации определяет степень загустения пластичного смазочного материала, которая по ГОСТ5346-78 определяется глубиной погружения в смазочный материал стандартного конуса пенетрометра за 5 с при температуре 25 °С и общей нагрузке 150 г и выражается в десятых долях миллиметра.

Вниманию посетителей: Данная информация предоставляется для ознакмления. Формулировки и цифровые значения могут отличаться от оффициальных описаний и тестовых показателей. Для уточнения или дополнения интересующей ин ф ормации вы можете обратиться к оффициальным источникам конкретных производителей и сертификационых центров.

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

education 2

Смазки, подобные пластичным, были известны еще шумерам, применявшим их для смазывания колесных повозок с 3500 до 2500 гг. до н. э.; установлено также, что еще в 1400 г. до н. э. египтяне применяли смазки, изготовленные из оливкового масла или таллового жира, смешанного с известью, для смазки осей колесниц; однако такие античные авторы, как Диоскурид и Плиний Второй, сообщают лишь о применении свиного жира с подобной целью. По-видимому, первый патент на смазочный материал индустриальной эпохи был выдан Партриджу в 1835 г.; он запатентовал кальциевую смазку, также изготовленную из оливкового масла или таллового жира. Пластичные смазки на основе минеральных масел, загущенные мылами, были, вероятно, первыми смазками — их, ориентировочно в 1845 г., предложил Раес, натриевую смазку с использованием таллового жира запатентовал Литтлом в 1849 г.

ps1

Пластичные смазки с высокими эксплуатационными характеристиками находят широкое применение в тех случаях, когда условия работы исключают использование обычных масел. Между тем, прогресс во многих областях техники неразрывно связан с увеличением производительности оборудования, что, как правило, ведет и к ужесточению условий его эксплуатации. Именно поэтому в последнее время столь существенно возрастает роль специальных смазочных материалов, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить высокопроизводительную работу современного и подчас весьма дорогостоящего оборудования, а с другой стороны, надежно защищают его от износа и преждевременного выхода из строя.

Существуют два основных пути снижения трения и износа. Первый путь это использование химически активных присадок, которые либо повышают способность смазочного материала выдерживать большие нагрузки, либо, воздействуя непосредственно на металл, сглаживают его микрошероховатость. Второй путь это применение пластичных смазок с плакирующими присадками, содержащих в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения (в виде тончайших пластинчатых включений) дисульфид молибдена, графит или керамику. Эти включения, осаждаясь на поверхности металла, делают ее более гладкой.

При разработке современных смазочных материалов с супервысокими эксплуатационными характеристиками в Liqui Moly успешно применяют оба эти метода. При этом возникает синергетический эффект, когда два используемых способа снижения трения и изнашивания взаимно усиливают действие друг друга. В результате достигается качественно иной, существенно более высокий результат, нежели простое «арифметическое» сложение эффективности воздействия каждого в отдельности взятого метода. В конечном итоге, все это позволяет получать качественно новые смазочные материалы, с более высокими эксплуатационными характеристиками и пролонгированным сроком сменности, а также в большей степени и полнее удовлетворять потребности потребителя.

Достоинства и недостатки смазок
К достоинствам следует отнести способность удерживаться, не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения, более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами. Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.

Читайте так же:
Снегоуборочная машина своими руками с электродвигателем

Состав пластичных смазок
Масло является основой смазки (см. ниже), и на него приходится 70-90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.

Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8-20% от массы смазки.

Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:

1 Присадки преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1-5% от массы смазки;
2 Наполнители улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1-20% от массы смазки;
3 Модификаторы структуры способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,11% от массы смазки.
Основные показатели качества смазок:

Классификация смазок по консистенции (густоте) Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США), Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN Институт стандартов Германии). Реологические свойства смазок (структурная вязкость) гораздо меньше зависят от температуры, чем у масел. Самыми распространенными являются мылозагущенные смазки, где в качестве загустителя используются литиевые, натриевые, кальциевые и другие соли жирных кислот (мыла). Такие смазки становятся жидкими, когда температура каплепадания превышена. Отлично от совместимости базовых масел, загустители должны рассматриваться на совместимость для совместного использования. Любая несовместимость отрицательно влияет на производительность смазок. Современные смазки сформированы таким образом, что во время критических нагрузок их присадки создают смазывающую пленку, которая обеспечивает надежность функционирования. Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.

Число пенетрации (вязкость для консистентных смазок) определяется по глубине проникновения конуса в слой смазки под действием силы тяжести. Так определяется принадлежность смазки к определенному классу NLGI.

МАРКИРОВКА СМАЗОК

ps2

1 Буквенное обозначение (тип смазки)

ps3

* по стандарту ISO/TR3498 используется XM вместо характерной буквы K
** более легкие требования, чем для пластичных смазок K

2 Типы присадок и основы.
Если в обозначении отсутствуют буквенные коды,означающие, что в основе смазки синтетическое базовое масло, значит, используется минеральное.

ps4

3 Класс консистенции по NLGI

ps5

4 Дополнительное буквенное обозначение (максимальная температура применения, водостойкость)

ps6

5 Дополнительный индекс (минимальная температура применения)

ps7

КАК РАСШИФРОВАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ СМАЗКИ

Таким образом, в смазке KF00K-20:
1. Первая буква «К» означает, что данная смазка для подшипников качения и скольжения, скользящих поверхностей 2. Дополнительная буква (может не указываться) «F» показывает, что в составе есть присадки из твердых смазок или дисульфида молибдена MOS2
3. Число «00» указывает на NLGI-класс вязкости — такая смазка является полужидкой
4. Вторая буква «К» указывает на верхнюю температуру применения 120С
5. Число «-20» указывает на нижнюю температуру применения -20С

ps8

Смазка ШРУС с дисульфидом молибдена LM 47 Langzeitfett + MoS2

ps9

Темно-серая консистентная смазка второго класса NLGI для первичной и регулярной смазки высоконагруженных деталей автомобилей, инструментов, механизмов и сельскохозяйственных машин. Таких как подшипники качения и скольжения, шлицевые валы, резьбы, шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), используемые в приводах ведущих колес самоходной техники. Хорошо воспринимает высокие ударные нагрузки и скорости вращения. Стойка к воздействию воды. Температурный диапазон использования от -30°С до +125°С.

Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:

ps10

Смазка для карданных крестовин и подшипников Mehrzweckfett

ps11

Желто-коричневая консистентная смазка второго класса NLGI для первичной и регулярной смазки деталей автомобилей, инструментов, механизмов и сельскохозяйственных машин. Таких как подшипники качения и скольжения, шлицевые валы, карданные крестовины и в качестве универсальной смазки. Стойка к воздействию воды. Температурный диапазон использования от -30°С до +125°С.

Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:

ps12

Высокотемпературная смазка для ступиц подшипников LM 50 Litho HT

ps13

Темно-синяя высокотемпературная консистентная смазка второго класса NLGI для первичной и регулярной смазки высоконагруженных теплонапряженных деталей автомобилей и сельскохозяйственных машин: ступичных подшипников, нагруженных шарниров и в качестве универсальной смазки. Хорошо воспринимает ударные нагрузки. Стойка к воздействию воды. Температурный диапазон использования от -30°С до +160°С.

Соответствует немецкому индустриальному стандарту

DIN 51502 KР 2 Р-30

Белая универсальная смазка Weisses Universal-Fett

ps14

Белая грязеотталкивающая консистентная смазка второго класса NLGI для первичной и регулярной смазки подшипников скольжения, качения, шарниров, направляющих и шпинделей машин пищевой, бумажной, текстильной и швейной промышленности, производства напитков и в бытовых приборах. Содержит твердые сухие смазывающие вещества, выдерживает высокие давления и нагрузки. Не токсична, соответствует требованиям LGA. Температурный диапазон использования от -30°С до +125°С.

Читайте так же:
С какой целью проводится отжиг

Соответствует немецкому индустриальному стандарту

DIN 51502 KF2K-30

Жидкая консистентная смазка для центральных систем Fliessfett ZS KOOK-40

ps15

Светло-бежевая консистентная смазка NLGI 00 для централизованной системы смазки грузовых автомобилей и промышленных редукторов, требующих такой смазочный материал. Для подшипников качения и скольжения, шестерен, шаровых опор и наконечников, шкворней и т.п. Стойка к воздействию воды и низких температур. Температурный диапазон использования от -40°С до +120°С.

Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502:

Универсальная смазка Schmierfix

ps16

Светло-бежевая консистентная смазка первого класса NLGI для подшипников, петель, направляющих, редукторов, в том числе работающих на высоких оборотах. Для промышленного и любительского использования в случаях, если требуется смазочный материал повышенной липкости. Стойка к воздействию воды и низких температур. Температурный диапазон использования от -30°С до +100°С.

Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502

Силиконовая смазка Silicon-Fett

ps17

Плотно прилипающая, желеобразная густая силиконовая смазка, предназначенная для смазки пластика, а также кинематических пар из пластика и металла. Смазка для различных контактных зон, таких как стык резиновых уплотнителей дверей и кузова автомобиля, направляющих сидений, соединений шлангов с пластиковыми и/или резиновыми элементами и т.п. Защищает резиновые и пластиковые детали от высыхания и воздействия ультрафиолета. Загуститель – силикагель. Температурный диапазон от -40°C до +200°C.

Обозначение в соответствии с DIN 51502:

Без регистрации вы можете ознакомиться с материалом,но для прохождения тестирования вам необходимо авторизоваться

LIQUI MOLY
Моторные масла, автохимия и автокосметика.
Все права защищены.

Пластичные смазки

Большинство пластичных смазок состоят из 80-90% нефтяных или синтетических масел, в которые вводится 10-20% загустителя.

Пластичные смазки используют в труднодоступных узлах и местах, откуда жидкие масла вытекают, для уменьшения трения и изнашивания трущихся деталей, частично в качестве защитных и уплотнительных материалов.

Основные эксплуатационные свойства и показатели качества

Основными эксплуатационными свойствами пластичных смазок являются механические свойства, химическая и коллоидная стабильность, тепло- и водостойкость, коррозионность и защитные свойства.

Предел прочности показывает минимальное удельное напряжение, при котором происходит разрушение каркаса смазки в результате сдвига одного слоя относительно другого. Характеризует способность смазки сопротивляться вытеканию через неплотности, сбрасыванию и сползанию с наклонных поверхностей и движущихся деталей.

Теплостойкось характеризуется температурой каплепадения, то есть способностью вытекания смазки из разогретого узла трения. По температуре каплепадения смазки подразделяются на низкоплавкие, среднеплавкие и тугоплавкие. Для надёжной работы необходимо, чтобы температура каплепадения смазки была на 15-200С выше рабочей температуры детали.

Водостойкость оценивается как положительная, если под влиянием воды смазка сохраняет свои свойства и зависит от растворимости загустителя в воде.

Коллоидная стабильность характеризует способность смазок сопротивляться выделению из них масла во время хранения и применения, зависит от вида загустителя и вязкости масла. Количество выдавленного масла выражают в процентах по массе. Показатель ухудшается с понижением вязкости и увеличении температуры.

Химическая стабильность показывает устойчивость смазки против окисления во время хранения и применения. Окисление сопровождается уплотнением смазки и образованием агрессивных продуктов, вызывающих коррозию.

Коррозионность смазок оценивают по степени коррозирования металлических пластинок при контакте с испытуемой смазкой.

Защитные свойства определяют по степени изменения поверхности металлических пластин с нанесённым слоем смазки, помещённых в среду с повышенной влажностью. Кроме того, при оценке защитных свойств определяется способность смазок сопротивляться сползанию и смыванию с поверхностей.

Классификация и назначение

— уплотнительные и канатные.

— С – общего назначения для обычной температуры (до 700С);

— О – для повышенной температуры (до 1100С);

— М – многоцелевые, работоспособны от минус 300С до 1300Св условиях повышенной влажности;

— Ж – термостойкие (1500С и выше);

— Н – морозостойкие (ниже минус 400С);

— И –противозадирные и противоизносные;

— Х- химически стойкие.

Применение на военной автомобильной технике

— антифрикционные – Литол-24, Литол-24 (рк), Лита, Зимол, МЗ, Графитная, ВНИИ-НП-242, ВНИИ-НП-279, ВНИИ-НП-282, ЦИАТИМ-205, Циатим-221, ПФМС-4С, ОКБ-122-7;

— консервационные – Пушечная, Торсиол-35, Гидрофобная;

— уплотнительные – ЗЗК-3У, Резол.

— смазка пластичная Литол-24 (основная марка) – для узлов трения автомобилей, гусеничных машин и тракторов.

Дублирующие марки: солидол синтетический С, пресс-солидол синтетический С, солидол Ж, 1-13, Лита.

— Смазка пластичная ЦИАТИМ-201 (основная марка) – для узлов трения автомобилей, гусеничных машин и тракторов, эксплуатируемых, в холодном микроклиматическом районе, всесезонно.

Дублирующие марки: смазки пластичные Зимол, Лита.

— Смазка графитная (основная марка) — для смазки листов рессор, и тросов лебёдок автомобилей.

Дублирующая марка – Литол-24 с 10-% графита ГС-4.

— Смазка ЦИАТИМ-208 (основная марка) – для бортовой передачи тягачей АТ-Т, МТ-Т, трактора ДЭТ-250.

Дублирующая марка – масло гипоидное Тсгип.

— Смазка пушечная (основная марка) – для смазки неокрашиваемых поверхностей при консервации машин.

Дублирующая марка – смазка пластичная Литол-24.

-Замазка ЗЗК-3У (основная марка) – для герметизации сапунов, горловин, щелей воздухоочистителей двигателя, агрегатов трансмиссии и приборов электрооборудования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector