1. 3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный
1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный
Рассмотрев различные способы получения ткани без ткацкого станка, перейдем к традиционному ткачеству на ручных станках, так называемому «развитому тканью».
Ручные ткацкие станки бывают двух типов: вертикальные и горизонтальные. Первые ткацкие станки были вертикальными, предполагают, что они появились в раннем металлическом веке[51]. Вертикальные ткацкие станки и процесс работы на них отражен в вазовой живописи Древней Греции, рисунках на керамических изделиях доколумбовой Америки (Илл. 2). Существование вертикальных станов на европейской территории подтверждено многочисленными археологическими находками на городищах дьякова и городецкого типа[52].
Илл. 2. Ткачество на вертикальном ткацком станке.
Роспись керамической тарелки. Перу, 3–5 в. до н. э.
Вертикальный ткацкий станок называется так потому, что нити основы на нем располагаются в вертикальной плоскости. Длина изделия определяется здесь высотой ткацкого станка. В древнем ткацком станке нити основы крепились к ветвям деревьев, а снизу оттягивались грузиками — камнями с отверстиями. В процессе эволюции, предположительно в 5 тыс. до н. э. вертикальный станок превратился в раму с перекладинами. Затем горизонтальные перекладины были заменены валами, на которые можно было накручивать основу (верхний вал) и готовую ткань (нижний вал) — так называемыми «накопителями».
Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. Шпалера — вытканный настенный безворсовый ковер, сюжетом которого часто становились религиозные, исторические или мифические сцены. Во Франции такие станки получили название готлисс (фр. — haute — высокая, lisse — основа). В России вертикальный ткацкий станок использовался для производства ковров, а также в традиционном домашнем ткачестве рогож.
Слово «шпалера» происходит от немецкого слова «spalier» и наиболее ранней известной на сегодняшний день шпалера происходит из церкви ев. Гереона в Кельне и относится к 11 в. Предполагается, климат Германии, более влажный и холодный, чем на юге Европы, не позволял использовать в церквях фрески, и шпалера превратилась здесь в так называемую «шерстяную фреску»[53].
Главными центрами Европейского шпалерного ткачества в XIV в. были Париж и Аррас, в XV в. — Аррас и Турне, кроме того, в XV–XVI вв. развивается ткачество «мильфлерами» (фр. «mille fleurs» — тысяча цветов) во французских городах, расположенных в бассейне реки Луары. В XVI в. — города Фландрии — Брюссель, Антверпен, Ауденарде, а также итальянские Феррара и Флоренция. В XVII–XVIII вв. — Королевская шпалерная мануфактура и мануфактура в Бове[54].
С развитием Королевской шпалерной мануфактуры связано появление термина «гобелен», более употребляемого в современном текстильном искусстве, чем «шпалера». Дело в том, что мастерская ручного ткачества первоначально располагалась в отеле «Гобелен», названного так по имени бывшего владельца — знаменитого красильщика Жана Гобелена, в XV в. приехавшего в Париж из Венеции[55].
В Росси развитие шпалерного ткачества связано с именем Петра I, основавшего в Петербурге в 1715 Шпалерную мануфактуру, просуществовавшую до 1858 г. Однако ковроделие существовало в России и раньше. Археологические находки, летописи и литературные источники свидетельствуют о том, что ковры были известны еще во времена Древней Руси. Они служили украшением и утеплением княжеских дворцов и храмов[56].
Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный. Точное время появления горизонтального ткацкого станка не известно. Наиболее ранние свидетельства о нем относятся ко 2 тыс. до н. э. и указывают на его существование в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, выполненные на стенах египетских гробниц. Предполагают, что в Древней Греции станок горизонтального типа появился в эпоху эллинизма, т. е. в конце IV в. до н. э. — I в. до н. э.[57]. В горизонтальном ткацком станке нити основы расположены в горизонтальной плоскости. В средневековой Франции такой станок назывался «басслисс» (фр, — basse — низкая). Такие станки использовались в шпалерном ткачестве Фландрии.
Первые горизонтальные ткацкие станки, так же как и вертикальные, были очень просты по своей конструкции и представляли собой параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах. В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки и т. д.
Основное преимущество горизонтального станка — возможность вырабатывать длинные ткани. Кроме того, на таком станке можно создавать ткани различных структур. В средние века именно он стал основным типом европейского ткацкого станка[58].
В России XIX в. горизонтальные станки назывались «стан», «кросна», «верстат». Вертикальные и горизонтальные ткацкие станки продолжают использоваться и в современном текстильном искусстве.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Виды пиломатериалов
Виды пиломатериалов Чаще всего в магазинах и на лесобазах продается уже высушенная древесина, а сырая встречается довольно редко. В зависимости от того, что вы хотите сделать и на что вам понадобилась древесина, вы можете приобрести кряж (целые стволы дерева или длинные
Виды пиломатериалов
Виды пиломатериалов В зависимости от назначения элемента конструкции, для которого используется тот или иной пиломатериал, необходимо определять и его размеры:– для стропил, балок цокольных и междуэтажных перекрытий, а также проступей ступеней лестниц и наружных
Виды соединений
Виды соединений Все соединения, будь то плотничные или столярные, называются посадками, потому что в их основе лежит принцип насаживания детали с шипом на деталь с пазом. В зависимости от того, как плотно соприкасаются детали в креплении, все посадки разделяются на
«Мир» станков
«Мир» станков До сих пор мы насчитывали всего лишь пять основных разновидностей станков: токарный, строгальный, фрезерный, сверлильный и шлифовальный.В давние, начальные, времена своего существования каждый из основных станков, к примеру токарный или фрезерный, был
1. Виды полов
1. Виды полов Устройство и вид полов при строительстве различных зданий и сооружений определяются строительными нормами и правилами (СНиП). В зависимости от назначения зданий и сооружений полы внутри них – в помещениях могут быть самыми разнообразными: деревянные,
5.4 Виды проборок
5.4 Виды проборок Проборки, применяемые в ткачестве очень разнообразны. Их разнообразие определяется соотношением трех величин: Ro переплетения, Rnp. и количеством ремизок К.Рассмотрим пример, когда Ro = К = Rnp. В этом случае нити основы подряд пробираются в каждую ремизку и
14. Виды погрешностей
14. Виды погрешностей Выделяют следующие виды погрешностей:1) абсолютная погрешность;2) относительна погрешность;3) приведенная погрешность;4) основная погрешность;5) дополнительная погрешность;6) систематическая погрешность;7) случайная
6. Виды стандартов
6. Виды стандартов Выделяют несколько видов стандартов. Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяется характерными чертами и спецификой объекта стандартизации.Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для
14. Виды погрешностей
14. Виды погрешностей Выделяют следующие виды погрешностей:Абсолютная погрешность – это значение, вычисляемое как разность между значением величины, полученным в процессе измерений, и настоящим (действительным) значением данной величины.Абсолютная погрешность меры –
38. Виды стандартов
38. Виды стандартов Выделяют несколько видов стандартов.Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип
2.11. Услуги по стирке белья и вертикальный транспорт в зданиях16
2.11. Услуги по стирке белья и вертикальный транспорт в зданиях16 Чтобы снизить расход ресурсов, многие устройства в зданиях можно оптимизировать. Применяя правильную систему стимулирования для перехода от больших количеств продуктов с непродолжительным сроком службы к
3. виды веревки
3. виды веревки Основная отличительная черта, определяющая вид данной веревки, ее динамические качества, которые в основном зависят от ее способности удлиняться под нагрузкой. Еще при конструировании веревки в зависимости от желаемых эксплуатационных свойств ее
6.1. Виды иллюстраций
6.1. Виды иллюстраций ОСТ 29.130—97 «Издания. Термины и определения» так опре–деляет термин «иллюстрация» – изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции издания.По методу отображения
1.5. Виды искусства
1.5. Виды искусства В процессе исторического развития искусства сложились различные его виды. Эпохи наивысшего расцвета искусства свидетельствуют о том, что полнота отображения мира достигается одновременным расцветом всех искусств. Как известно. Виды искусства можно
Виды ремонта
Виды ремонта В результате работы автомобиля, детали и узлы постепенно изнашиваются, в результате чего меняются их технические характеристики: увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, повышается расход эксплуатационных материалом (топлива, масла, воды и
Основы ткачества — виды, техники, механизмы
Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.
Движения ткацкого станка
Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:
Первичные механизмы для изготовления тканого материала:
- Зевообразование;
- Прокидка челнока;
- Прибой уточной нити к опушке ткани.
- Подача основы;
- Укрутка нити;
- Выбор утка.
- Останавливающий механизм;
- Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
- Уточный нитенаблюдатель;
- Пополнение утка.
Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.
После приготовлений главную пряжу «втягивают» через ремиз, Поставленный на требуемых стропах.
Что понадобится начинающему ткачу?
Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.
Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.
Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.
Первичные механизмы
Процесс зевообразования
Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».
- Открытое зевоообразования. Это способ формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными двигающимися нитками считаются те, которые нужны для изменения положения от верхней до нижней линии зева либо наоборот.
- Полуоткрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии выступа крыши для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а потом опять поднимаются. Прочие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
- Закрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они 2-ух типов, другими словами находящиеся снизу закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними состоит в том, что термины «находящиеся снизу» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.
Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)
схема расположения уточных нитей в ткани
Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.
Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.
Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?
Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:
- Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
- Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
- Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.
Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:
- зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
- устройства, вводящие уток в зев;
- прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
- устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
- устройство для перемещения и отвода полотна;
- отпускание полотна с машины;
- бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.
У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.
Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:
- Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
- В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
- В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
- Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
- В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
- Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.
Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.
Ткацкий станок – описание и назначение, характеристики и виды
Большинство популярных сегодня материалов производятся путем накладывания поперечной нити на основную. Этот процесс называется ткачеством, а устройство, на котором он выполняется — ткацким станком. Это искусство совершенствовалось тысячелетиями. Первые станки были примитивными, но современные модели вполне могут справиться с поставленными задачами без участия человека.
Историческая справка
Точной информации, когда появился первый ткацкий станок, нет. Однозначно то, что его начали использовать в старину. Первые устройства имели очень простую конструкцию, включающую в себя вертикальную или горизонтальную раму. А процесс заключался в следующем:
- Сначала на раму натягивалась основа;
- На основу накладывались поперечные нити, с помощью которых выкладывались рисунки, орнаменты или узоры;
- Все нити стягивались, чтобы ткань получалась прочнее.
Труд был кропотливым, требующим больших физических вложений. Но хорошие материалы всегда высоко оценивались. Даже в современности ручная работа оплачивается намного выше, чем машинная. Следует отметить, что в некоторых домах вплоть до сегодняшнего дня сохранились рабочие модели старинных станков.
Если рассматривать относительно современные инструменты для производства тканей, то первое появилось в 1875 году. Большого ажиотажа среди потребителей такой патент не создал, поскольку автоматизация человеческого труда была минимальной, и при работе на таком оборудовании все равно требовалась физическая сила. Со временем появились механизированные модели, различающиеся по типам тканей, размерам, производственному процессу и так далее.
Ключевые параметры
Все ткацкие станки рассматриваются на основе следующих характеристик:
- Размеры. Самыми маленькими считаются домашние экземпляры, которые не стеснят вас даже в небольшой квартире. Их можно сравнить с любой бытовой техникой, но учитывая специфику, нужно правильно организовать рабочее пространство около прибора. Есть и настольные приспособления, на которых можно создать полотенца, салфетки или любые другие изделия, не отличающиеся большими размерами.
- Габариты полотна. Домашние станки редко могут сформировать ткань больше 50-100см. В промышленности, естественно, задействуется серьезное стационарное оборудование, способное изготовить полотно от 2м и более.
- Автоматизация процесса. Чем современнее модель, тем больше работы она способна выполнить самостоятельно, без участия человека. Но обратите внимание, самостоятельное изготовление тканей оценивается выше, и есть любители, готовые заплатить за ручной труд большие деньги.
Остальные характеристики подбираются в зависимости от типа тканей, что нужно выполнить. Есть текстильное оборудование, приборы для производства ковров и т.д.
Разновидности
Существует достаточно много типов станков. Их различают:
- По механизации процесса. Есть автоматические, полуавтоматические и ручные;
- По принципу работы основного механизма. Есть гидравлические и пневматические устройства;
- По конструкционным особенностям. Встречаются круглые и плоские станки. Соответственно, каждый из них предназначен для выполнения определенной ткани;
- По способам формирования материала. Есть эксцентриковые модели, создающие стандартные ткани, и мелкоузорчатые, ориентированные на создание уникальных материалов.
Встречаются и самодельные устройства, которые каждый ткач создает под свои нужды, необходимые размеры и в соответствии с прочими параметрами, что считает важными. Чтобы выполнить устройство своими руками, нужно обладать познаниями не только в области технологий, но и способов производства тканей, в противном случае техника не будет способна на выполнение работы.
Основная классификация
Станки имеют следующую ключевую классификацию:
- Пневматические
- Гидравлические
- Рапирные
Пневматическое устройство прокладывает нить с помощью потока воздуха, который подается соплом, встроенным в бедренную конструкцию. Это наиболее распространенный вариант, поскольку он способен работать на больших мощностях, но с минимальными энергетическими затратами.
В гидравлическом устройстве нить поступает в нужное место посредством летящей капли воды, которая как бы прокладывает ей дорогу. По конструкции они схожи с пневматическими моделями, но поскольку подавать воду сложнее, у них выше энергетические затраты. Такие устройства используются преимущественно на заводах и фабриках, в качестве домашних моделей встречаются крайне редко.
В рапирном механизме нити передаются между двумя металлическими осями. Один стержень передает нить, а второй — принимает. Такое устройство часто используется при производстве техники, ориентированной на ручной труд, поскольку только с его помощью удается облегчить участие человека в процессе создания и формирования тканей.
Производство
Сегодня производством ткацких станков занимаются многие предприятия. Но выше остальных ценится продукция небольших фабрик, которые изготавливают устройства для ручного труда. Характеристики всех моделей совершенствуются с каждым годом, но основная концепция остается неизменной — каждый прибор ориентирован на непосредственное участие человека. Только таким способом можно создать уникальные ткани, способные удовлетворить требования самых капризных эстетов и любителей эксклюзива.
Joomla! Open Source Content Management
Если задать вопрос, какая вещь в повседневном быту современного человека имеет первостепенное значение, ответы будут разными. Возможно, назовут мыло, мебель, посуду. И всё-таки без столь полезных без спору вещей, можно как-то обойтись, хотя даже представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, согласитесь, изменится неузнаваемо. Ведь именно из ткани шьют одежду, не говоря уж о многих других применениях этого материала.
Так что изобретение пряжи — нитей из шерсти или растительных волокон — и способа изготовления из пряжи ткани — невероятно значимые для человечества достижения. И вовсе не случайно, что едва ли не первыми производственными процессами, которые люди постарались механизировать, были как раз изготовления пряжи и ткани. Более того, технические достижения именно в этой области как бы подстёгивали изобретательскую мысль и в других направлениях. Может быть, не все знают, что промышленная революция XVIII века, которая привела к массовому появлению самых разных машин, началась именно с изобретения достаточно совершенного ткацкого станка.
Впрочем, о том, как человек становился ткачом, лучше, конечно, рассказать по порядку.
Древнейшим образцам ткани, дошедшим до наших дней, насчитывается несколько тысяч лет. Археологи не раз находили в древнеегипетских гробницах тонкие полотна изо льна, а также более плотный материал, расписанный цветными рисунками. Благодаря тому, что в Египте сухой климат и нет резких температурных перепадов, древняя ткань неплохо сохранилась.
По этим археологическим находкам можно судить, что работа древнеегипетских ткачей была весьма качественной, хотя они изготавливали ткань вручную. Под сильным увеличительным стеклом хорошо видно, что нити древних тканей переплетены очень аккуратно, лежат, что вдоль, что поперёк, ровными, прямыми линиями. Впрочем, чему удивляться: древние египтяне были далеко не первыми ткачами — искусству переплетать нити, чтобы получать из них ткани, люди стали учиться ещё за тысячи лет до египетской цивилизации. А натолкнул их на такую мысль ещё более древний навык — плетение корзин, подстилок, сетей, обуви из гибких веток, тростника, длинных побегов травы. Это уже умели и наши далёкие первобытные предки.
Однако для изготовления тканей ни один из этих материалов не годился. Но и тут на помощь первобытному человеку пришла сама природа. Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна.
Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться. Извлечь волокна из стеблей льна, например, особенно нелегко. А шерсть нужно сначала очистить, тщательно промыть, просушить. Из подготовленного сырья скручивали длинные прочные нити. Такой процесс называется прядением, а полученные нити — пряжей. И уже тысячи лет назад человек постарался хоть как-то рационализировать прядение, изобретя веретено — стержень из дерева или камня, на который наматывалась готовая нить. Скручивать её приходилось вручную, постепенно вытягивая из заготовленного сырья пучки волокон. Немного забегая вперёд, стоит сказать, что, в конце концов, человек изобрёл прялку. Теперь прядильщик рукой крутил колесо, соединённое с веретеном ременной передачей. Вращаясь, веретено само постепенно вытягивало пучки волокон, превращая их в нити пряжи. Ну а что касается процесса изготовления ткани, то он тоже постепенно рационализировался. Правда, на заре ткачества он был совсем прост.
Можно представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики. Кстати, и по сей день эти продольные нити называются в текстильном производстве основой. Для превращения основы в ткань продольные нити надо переплести поперечными, которые называются утком.
Сам же этот процесс был несложным, хотя и трудоёмким. Ткач пропускал уток сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. Удобнее всего это было делать заострённой палочкой, на которую наматывалась нить утка. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной — лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Как бы то ни было, первобытный человек получил наконец возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани. Шить-то он научился ещё раньше, мастеря одеяния из звериных шкур.
Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то уток можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением. Поэтому на концах нитей основы появились деревянные дощечки, называемые ремезами. К одной дощечке крепились чётные нити, к другой нечётные. Мастер, поднимая то один ремез, то другой, последовательно отделял нити друг от друга и перекидывал уток то справа налево, то слева направо. Процесс ткачества стал быстрее в десятки раз. Оставалось только догадаться, что с помощью дополнительных ремезов можно поднимать в каком-то определённом порядке и другие нитки основы, делая их переплетение с утком более сложным. Таким образом, на ткани можно было получить определённый рисунок. Ткачи широко пользовались подобными «хитростями» уже в античные времена.
Постепенно ткацкий станок становился именно станком. В Средние века, например, мастер управлял ремезами, нажимая ногами на педали, руки при этом оставались свободными. Уток можно было перекидывать то вправо, то влево гораздо быстрее, производительность труда выросла. Однако ткань получалась неширокой, как раз такой, насколько хватало длины руки ткача.
Но вот, наконец пришёл XVIII век, когда в текстильном производстве произошли важнейшие перемены. В этом заслуга английских изобретателей Джона Кея и Эдмунда Картрайта. Первый из них в 1733 году придумал конструкцию механического челнока для нити утка. Челнок двигался по направляющим, таща за собой нить, подгоняемый ударами специальных деревянных молоточков, укреплённых по обеим сторонам рамы станка. После каждого движения челнока основа, намотанная на валик, продвигалась вперёд на один «шаг», освобождая место для нового «стежка». Челнок Джона Кея назвали «самолётным».
Как раз с этого изобретения, можно считать, и началась промышленная революция. Дело в том, что ткацкие станки с челноком-самолётом позволили производить гораздо больше тканей, чем раньше. Ткацким предприятиям стало не хватать пряжи, которую по-прежнему вырабатывали вручную. Пришлось изобретать прядильную машину, что и сделал в 1765 году другой английский изобретатель — Джеймс Харгривс. Через несколько лет в Англии появились прядильные фабрики, машины которых работали с помощью водяных двигателей.
Наконец, в середине 80-х годов Эдмунд Картрайт изобрёл ткацкий станок, где все операции были механизированы. Как раз к тому времени ещё один англичанин, Джеймс Уатт, завершил работу над своим паровым двигателем. И Картрайт построил ткацкую фабрику с двадцатью станками, установив для их привода машину Уатта. Так что первое широкое применение паровой двигатель нашёл именно в ткацком производстве.
Конечно, в дальнейшем ткацкий станок непрерывно совершенствовался. Особо стоит отметить французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара. В 1801 году он создал. программируемый ткацкий станок. Для этого служили перфокарты — картонные таблички с пробитыми на них в определённом порядке отверстиями. Перфокарты были соединены в ленту, помещавшуюся наверху станка. Каждая перфокарта определённым образом управляла движениями нитей основы, «задавая» станку программу для создания того или иного узора на ткани. Нажимая педаль, мастер мог передвинуть ленту перфокарт и поменять программу. Позже с помощью перфокарт стали задавать программы металлорежущим станкам, но первым-то был ткацкий!
Ну а современные ткацкие станки — сложные, хорошо продуманные агрегаты. Конструкции у них разные — есть многочелночные, а есть станки без челноков — нить утка перебрасывает сжатый воздух. Зато сам главный принцип изготовления тканей переплетением основы и утка остался тот же самый, что придумал ещё первобытный человек.
Игорев, В. Как с ткацкого станка… началась промышленная революция /В. Игорев //А почему?. – 2008. — № 10. – С. 24-26.