Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полиспаст своими руками – чтобы стать сильней в несколько раз

Полиспаст своими руками – чтобы стать сильней в несколько раз!

Для подъема больших грузов человек не очень силен, но он придумал множество механизмов, которые упрощают этот процесс, и в этой статье мы обсудим полиспасты: назначение и устройство таких систем, а также попытаемся сделать простейший вариант такого приспособления своими руками.

Каким образом мы упрощаем подъем грузов?

Грузовой полиспаст – это система, состоящая из веревок и блоков, благодаря которой можно выиграть в эффективной силе при потере в длине. Принцип довольно прост. В длине мы проигрываем ровно столько, во сколько раз оказался выигрыш в силе. Благодаря этому золотому правилу механики можно поднимать грузы большой массы, не прилагая при этом больших усилий. Что в принципе не так критично. Приведем пример. Вот вы выиграли в силе в 8 раз, при этом вам придется вытянуть веревку длиной в 8 метров, чтобы поднять объект на высоту 1 метр.

Фото четных простых грузовых полиспастов

Применение таких приспособлений обойдется вам дешевле, чем аренда подъемного крана, к тому же, вы можете сами контролировать выигрыш в силе. У полиспаста есть две разные стороны: одна из них неподвижная, которая крепится на опоре, а другая – подвижная, которая цепляется на самом грузе. Выигрыш в силе происходит благодаря подвижным блокам, которые крепятся на подвижной стороне полиспаста. Неподвижная часть служит только для изменения траектории движения самой веревки.

простой полиспаст 3:1 из отдельной веревки

Виды полиспастов выделяют по сложности, четности и кратности. По сложности есть простые и сложные механизмы, а кратность обозначает умножение силы, то есть, если кратность будет равна 4, то теоретически вы выигрываете в силе в 4 раза. Также редко, но все же применяется скоростной полиспаст, такой вид дает выигрыш в скорости перемещения грузов при совсем малой скорости элементов привода.

Как работает простая конструкция блоков?

Рассмотрим для начала простой монтажный полиспаст. Его можно получить при добавлении блоков на опору и груз. Чтобы получить нечётный механизм, необходимо закрепить конец верёвки на подвижной точке груза, а чтобы получить чётный, то крепим веревку на опоре. При добавлении блока получаем +2 к силе, а подвижная точка дает +1, соответственно. Например, чтобы получить полиспаст для лебедки с кратностью 2, необходимо закрепить конец верёвки на опоре и использовать один блок, который крепится на грузе. И у нас будет чётный вид приспособления.

Фото монтажного полиспаста

Принцип работы полиспаста с кратностью 3 выглядит по-другому. Здесь конец веревки крепится на грузе, и используются два ролика, один из них мы крепим на опоре, а другой – на грузе. Такой тип механизма дает выигрыш в силе в 3 раза, это нечётный вариант. Чтобы понять, каков выигрыш в силе получится, можно воспользоваться простым правилом: сколько веревок идет от груза, таков наш выигрыш в силе. Используются обычно полиспасты с крюком, на котором, собственно говоря, и крепится груз, ошибочно думать, что это только блок и веревка.

монтажные полиспасты с различными комбинациями блоков

Сложная система блоков – как рассчитать выигрыш в силе?

Теперь узнаем, как работает полиспаст сложного типа. Под этим названием подразумевается механизм, где соединены в одну систему несколько простых вариантов данного грузового устройства, они тянут друг друга. Выигрыш в силе таких конструкций рассчитывается путем перемножения их кратностей. Например, мы тянем один механизм с кратностью 4, а другой с кратностью 2, тогда теоретический выигрыш в силе у нас будет равен 8. Все вышеуказанные расчеты имеют место быть только у идеальных систем, у которых нет силы трения, на практике же дела обстоят иначе.

Фото системы сложного полиспаста

В каждом из блоков происходит небольшая потеря в мощности из-за трения, так как она еще тратится как раз на преодоление силы трения. Для того чтобы уменьшить трение, необходимо помнить: чем больше у нас радиус перегиба веревки, тем меньше будет сила трения. Лучше всего использовать ролики с большим радиусом там, где это возможно. При использовании карабинов следует делать блок из одинаковых вариантов, но ролики гораздо эффективнее карабинов, так как на них у нас потеря составляет 5-30 %, а вот на карабинах же до 50 %. Также не лишним будет знать, что наиболее эффективный блок необходимо располагать ближе к грузу для получения максимального эффекта.

сложный полиспаст

Как же нам рассчитать реальный выигрыш в силе? Для этого нам необходимо знать КПД применяемых блоков. КПД выражается числами от 0 до 1, и если мы используем веревку большого диаметра или слишком жесткую, то эффективность от блоков будет значительно ниже, чем указана производителем. А значит, необходимо это учесть и скорректировать КПД блоков. Чтобы рассчитать реальный выигрыш в силе простого типа грузоподъемного механизма, необходимо рассчитать нагрузку на каждую ветвь веревки и сложить их. Для расчета выигрыша в силе сложных типов необходимо перемножить реальные силы простых, из которых он состоит.

Читайте так же:
Сварочные инверторы какой фирмы выбрать

Веревка и ее роль в работе полиспаста

Не стоит забывать еще и о трении веревки, так как ветви ее могут перекручиваться между собой, а ролики от больших нагрузок могут сходиться и зажимать веревку. Дабы этого не происходило, следует разнести блоки относительно друг друга, например, можно между ними использовать монтажную плату. Следует также приобретать только статические веревки, не растягивающиеся, так как динамические дают серьёзный проигрыш в силе. Для сбора механизма может использоваться как отдельная, так и грузовая веревка, присоединенная к грузу независимо от подъемного устройства.

Фото веревки для полиспаста

Преимущества использования отдельной веревки состоит в том, что вы можете быстро собрать или приготовить заранее грузоподъемную конструкцию. Вы также можете использовать всю ее длину, это также облегчает проход узлов. Из минусов можно упомянуть то, что нет возможности автоматической фиксации поднимаемого груза. Преимущества грузовой веревки в том, что возможна автофиксация поднимаемого объекта, и нет необходимости в отдельной веревке. Из минусов важно то, что при работе сложно проходить узлы, а также приходится затрачивать грузовую веревку на сам механизм.

переход от простого грузового полиспаста к сложному

Поговорим об обратном ходе, который неизбежен, так как он может возникнуть при прихватывании веревки, или же в момент снятия груза, или при остановке на отдых. Чтобы обратного хода не возникало, необходимо использовать блоки, которые пропускают веревку только в одну сторону. При этом организовываем конструкцию так, что блокирующий ролик крепится первым от поднимаемого объекта. Благодаря этому, мы не только избегаем обратного хода, но также позволяем закрепить груз на время разгрузки или же просто перестановки блоков.

Если вы используете отдельную веревку, то блокирующий ролик крепится последним от поднимаемого груза, при этом фиксирующий ролик должен обладать высокой эффективностью.

Способы крепления веревки к грузоподъемному механизму

Теперь немного о креплении грузоподъемного механизма к грузовой веревке. Редко, когда у нас под рукой находится веревка нужной длины, чтобы закрепить подвижную часть блока. Вот несколько видов крепления механизма. Первый способ – с помощью схватывающих узлов, которые вяжутся из репшнуров диаметром 7-8 мм, в 3-5 оборотов. Данный способ, как показала практика, является наиболее эффективным, так как схватывающий узел из 8 мм шнура на веревке диаметром 11 мм начинает сползать только при нагрузке 10-13 кН. При этом вначале он не деформирует веревку, а спустя какое-то время, оплавляет оплетку и прикипает к ней, начиная играть роль предохранителя.

Фото системы узлов и креплений полиспаста

Другой способ заключается в использовании зажима общего назначения. Время показало, что его можно использовать на обледенелых и мокрых веревках. Он начинает ползти только при нагрузке в 6-7 кН и несильно травмирует веревку. Еще один способ заключается в использовании персонального зажима, но он является не рекомендуемым, так как он начинает ползти при усилии уже в 4 кН и при этом рвет оплетку, или даже может перекусить веревку. Это все промышленные образцы и их применение, мы же попробуем создать самодельный полиспаст.

зажимы для полиспаста

Создаем простейший подъемный механизм своими руками

А вот если механизм для грузов нужен срочно или на один раз, а выбирать по магазинам его нет времени и жалко денег, мы расскажем, как сделать полиспаст своими руками. Хорошо, если у вас в мастерской имеются резьбовые шпильки, подшипники, блок, трос, крюк, шестеренка. Понадобится немного времени: нужно подшипники насадить на шпильку. Гайку от шпильки желательно зафиксировать, чтобы не тратить некоторую часть сил впустую на прокручивание своеобразного вала. Конец шпильки можно снабдить шестеренкой, сделав таким образом более удобный ручной привод.

Фото полиспаста своими руками

Через блок перекидываем трос и крепим его на опоре, а вот на другой конец цепляем крюк, на который будем вешать груз. Также на конце троса можно зафиксировать систему строп, если характер груза не позволит его насадить на крюк. В принципе, самый простейший вариант полиспаста готов. Остается приступить к работе, соблюдая технику безопасности, которая одинакова для всех механизмов, как покупных, так и самодельных. Внимательно проверяйте все элементы на целостность перед работой, а во время работы не делайте резких движений, поднимать груз следует плавно, и, конечно, не стоит стоять под подвешенным грузом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

Поднять и переместить на другое место какой либо груз – проблема которая появилась перед человеком еще несколько тысяч лет тому назад. Вспомните, например строительство пирамид в древнем Египте. До сих пор ученые спорят по поводу того как и чем передвигались и поднимались на немалые расстояния и высоты камни весом более 300 тон. Ясно одно – даже в то далекое время люди научились создавать и применять в строительстве различные подъемные устройства.

Читайте так же:
С кем реагирует цинк

В настоящее время трудно себе представить жизнь человека без самых разнообразных машин и аппаратов, устройств и приспособлений которые предназначены для облегчения поднятия и перемещения различных грузов. Башенные, мостовые и козловые подъемные краны, автокраны, портальные подъемники, монтажные мачты, тали и тельферы, лебедки и домкраты – вот далеко не полный перечень приспособлений для подъема грузов.

Монтажные лебедки и канатоукладчики

Монтажные лебедки применяют для вертикального и горизонтального перемещения различных грузов. По типу привода их подразделяют на ручные и электрические. Электрические монтажные лебедки часто используют совместно с такелажными приспособлениями (мачтами, портальными подъемниками). Ручные лебедки применяют как для поднятия и перемещения грузов, так и для натяжения расчалок.

Большинство серийно выпускаемых монтажных лебедок с элект­рическим приводом не имеет устройств, обеспечивающих правильную укладку троса на барабан лебедки в процессе ее работы. Выполне­ние этой операции вручную вызывает значительные трудовые затра­ты и не отвечает требованиям правил техники безопасности. Во из­бежание указанного недостатка лебедки должны оснащаться механиз­мами для автоматической послойной укладки троса. Ниже описаны конструкции канатоукладчиков.

Канатоукладчик (рис. 1.13) предназначен для укладки троса на нарезные барабаны лебедок.

На оси 1 устройства находятся ро­лики 2, направляющие трос 3. Ось подвешивается на серьгах 4, кото­рые благодаря пазам 5 могут перемещаться в радиальном направ­лении, обеспечивая плотное сцепление бандажа 7 с барабаном лебед­ки. Ролик 2 и бандаж установлены на втулке 6, причем ролик мо­жет свободно вращаться относительно втулки, а бандаж закреплен к ней стопорными винтами 8. Бандаж имеет профиль, соответствую­щий нарезке барабана лебедки. Перемещаясь по нарезке барабана, бандаж движется вместе с роликом параллельно оси барабана, обеспечивая тем самым правильную укладку троса.

Рисунок 1.13 – Канатоукладчик для укладки троса на нарезные бара­баны лебедки

Тали электрические, пневматические и ручные. Домкраты

Для монтажа технологического оборудования и трубопроводов на междуэтажных перекрытиях производственных корпусов приме­няются тали и кошки. Тали с электрическим (тельферы) и пневмати­ческим приводом, а также кошки, как правило, устанавливаются на монорельсе, изготовленном из двутавровой балки для подвесных пу­тей. Тали и кошки, перемещаясь по монорельсам, обслуживают боль­шую монтажную зону.

Тали ручные крепятся к строительным конструкциям здания или к монтажным козлам, устанавливаемым на междуэтажных перекры­тиях. В первом случае тали обслуживают небольшую зону, центром которой является вертикаль, проходящая через точку подвески тали; во втором случае ширина обслуживаемой зоны равна длине ригеля монтажных козел.

Перед использованием ручных талей для подъема груза необхо­димо осмотреть их и убедиться в исправности тормоза, наличии шплинтов (или расклепки) на концах осей червяка, в плавной работе механизма, а также в отсутствии повреждений на блоках и цепях. Перед эксплуатацией электрических талей (тельферов) следует выяснить наличие опорных деталей для предохранения от соскакива­ния тали с монорельса при поломке колес или осей; опорные детали должны отстоять от нижних полок монорельса не более чем на 20 мм.

Подтаскивание груза крюком электрической тали с отклоне­нием каната от вертикали не допускается.

Домкраты.

Устройство которое есть у любого авто владельца и принцип работы которого известен наверное более половины всего человечества.

Домкраты, применяемые на производстве для монтажа и выверки технологиче­ского оборудования, подразделяются на:

Домкраты всех трех типов приводятся в действие от руки; гидравлические домкраты могут, кро­ме того, иметь привод от электрических насосов: индивидуальный на каждый домкрат или централизованный от насосной станции (при одновременном использовании большого количества домкратов).

При подъеме оборудования домкрат должен быть установлен строго вертикально. При износе винта и гайки винтового домкрата или зубцов шестерен реечного домкрата, превышающем 20 %, а так­же при неисправности его тормоза домкрат к работе не допускается.

Если оборудование поднимают гидравлическим домкратом, то по мере его подъема под оборудование необходимо устанавливать под­кладки.

При работе гидравлического домкрата в условиях, когда темпе­ратура окружающего воздуха ниже 0 °С, в качестве рабочей жидко­сти следует использовать масло с низкой температурой затверде­вания.

Устройства и механизмы для стропальных и такелажных работ

Сегодня рассмотрим устройства и механизмы для проведения стропальных и такелажных работ — общие сведения, их назначение и устройство.

Общие сведения

Строповка, перемещение и расстроповка грузов с использованием грузоподъемных кранов производится при помощи съемных грузозахватных устройств.

В зависимости от назначения, формы, размеров, массы груза и условий производства применяются грузозахватные устройства разных типов:

  • с жестким (захваты и траверсы) или гибким (из кусков каната, стропы) подвесом;
  • ручные, автоматические, дистанционные;
  • поддерживающие, зажимные, притягивающие, зачерпывающие.

Грузозахватные устройства называются поддерживающими, если груз зацеплен за элементы грузозахватного приспособления и поддерживается ими. Они подразделяются:

  • на стропы;
  • траверсы;
  • подхваты.

Грузозахватные устройства называются зажимными, если груз зажимается элементами грузозахватного приспособления и удерживается за счет силы трения. Они подразделяются:

  • на клещевые;
  • фрикционные;
  • эксцентриковые.
Читайте так же:
Паста для пайки проводов без паяльника

Грузозахватные устройства называются притягивающими, если груз удерживается за счет вакуумного, магнитного или электромагнитного взаимодействия между грузозахватным приспособлением и грузом. Они подразделяются:

  • на вакуумные;
  • магнитные;
  • электромагнитные.

Грузозахватные устройства называются зачерпывающими, если груз зачерпывается элементами грузозахватного приспособления и размещается внутри него.

  • на грейферные;
  • ковшовые;
  • совковые.

Тали и электротали

Т аль — это механизм для подъема легких грузов на небольшую высоту грузоподъемностью от 1 до 10т, состоящий из цепного полиспаста с ручным приводом от бесконечной цепи или рычажного храпового механизма.

Таль с червячным и ручным приводом - устройство

Таль с червячным и ручным приводом

На такелажных и монтажных работах применяют шестеренные тали различной грузоподъемности с червячным или ручным приводом (рис. 2.39). Тяговым органом в них служат сварные калиброванные цепи.

Тали с ручным приводом имеют ограниченную зону действия, т. е. ими можно поднимать груз только в том месте, где они закреплены. При подъеме груза таль верхним крюком подвешивают к конструкции здания, треногам, козлам. При колебательном движении рычага зуб фиксатора, зацепляясь с трещоткой, поворачивает ее. Вместе с трещоткой вращается ходовой валик, и через пару шестерен вращение передается ведомому валу, на который насажена ведомая звездочка. При вращении звездочка увлекает за собой цепь с грузовым крюком и поднимаемым грузом. В корпусе тали имеется тормозной диск и храповик с собачкой, дающие возможность останавливать груз в любом положении при его подъеме и опускании.

Чтобы расширить радиус действия тали, ее подвешивают к тележке, которая передвигается по путям, выполненным из двутавровых балок и подвешенным к перекрытиям (см. рис. 2.39, б). Такие пути называются монорельсами. Таль передвигается при помощи цепи, которая огибает приводное колесо, связанное шестернями с роликами ходовой тележки.

В связи с тем что работу с талями выполняют вручную, к тому же с приложением больших усилий, их применение на монтажных работах ограничено.

Чтобы облегчить труд и повысить скорость перемещения груза, используют электрические тали — тельферы (рис. 2.40). Электрическая таль состоит из полиспаста и электрической лебедки с барабаном для навивки каната. Электроталь подвешивается к тележке, передвигающейся по нижнему поясу монорельса.

Подъемным механизмом у электротали служит электрический привод. Передвигают элекгроталь вручную или электрическим приводом. Управляют подъемом и перемещением груза с пульта, который подвешен на гибком кабеле.

Тельферы грузоподъемностью 2, 3 и 5 тонн устройство

Тельферы грузоподъемностью 2, 3 и 5 тонн

Электротали могут перемещаться как на незначительные, так и на значительные расстояния. При передвижении на значительные расстояния ток подводится гибким кабелем, а в остальных случаях — троллеями, расположенными сбоку монорельса или под ним.

При помощи такелажных приспособлений поднимают, перемещают и устанавливают различные грузы. От надежности работы такелажных приспособлений зависит безопасность людей, поэтому исправности такелажных приспособлений уделяется особое внимание.

Все вновь поступившие на монтаж такелажные приспособления (блоки, полиспасты, лебедки, домкраты, якоря, тали и тельферы) перед началом работы проверяют в рабочем положении.

Блоки и полиспасты испытывают ежегодно. Домкраты испытывают ежегодно при периодическом техническом освидетельствовании. Испытание проводят статической нагрузкой, превышающей их предельную грузоподъемность не менее чем на 10 %, в течение 10 мин; при этом винты (рейки, шток) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение.

Тали, тельферы и лебедки испытывают ежегодно, проверяя их нагрузкой, превышающей рабочую на 25 %. Тали и лебедки, предназначенные для подъема людей и взрывчатых грузов, при статическом испытании проверяют нагрузкой, превышающей в 1,5 раза их грузоподъемности, а при динамическом — нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10 %.

Для работы на высоте применяют следующие инвентарные приспособления:

  • леса;
  • подмостки;
  • ограждения;
  • лестницы;
  • монтажные люльки;
  • временные площадки.

Инвентарные приспособления изготавливают по типовым проектам и устанавливают с помощью монтажных кранов.

Такелажные работы, как правило, начинают с подготовительных работ. Вначале такелажников знакомят с технологической картой или технологической запиской. В соответствии с заданием подбирают необходимую оснастку, приспособления и механизмы.

При выборе способов подъема и перемещения грузов учитывают степень безопасности выбранного способа, а также следующие факторы:

  • топографические (рельеф местности, планировку, размеры опасной зоны и т.д.);
  • организационные (совмещение работ, условия действующего цеха);
  • метеорологические (температуру, ветер, туман, дождь, снегопад и т. п.);
  • границы опасных зон по действию опасных факторов;
  • эргономические (физическую и психологическую нагрузку на работающего, освещенность);
  • возможность наблюдения за движением груза;
  • связь между участниками подъема и перемещения груза.

Производственная тара

Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.

Маркировка производственной тары.

Производственная тара должна иметь следующую маркировку:

  • регистрационный номер;
  • условное обозначение (для чего она предназначена);
  • масса тары (кг);
  • грузоподъемность (кг);
  • товарный знак предприятия-изготовителя.
Читайте так же:
Формула последовательного соединения резисторов

Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).

Порядок осмотра тары и нормы ее браковки.

При осмотре тары проверяются:

  • наличие маркировки;
  • исправность фиксирующих и запорных устройств;
  • отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для строповки.
  • Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается.

При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):

  • тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
  • способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;
  • груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;
  • открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении;
  • опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
  • перемещение тары волоком и кантованием не допускается;
  • использовать разрешается только исправную тару;
  • необходимо правильно штабелировать тару.

Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:

  • перед началом эксплуатации;
  • через каждые шесть месяцев эксплуатации;
  • после ремонта.

Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных устройств.

Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.

Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на предприятии-изготовителе.

Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.

Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть снабжены паспортом.

Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.

Выбор грузозахватного устройства для строповки груза.

После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;
  • при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;
  • при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с балансирными стропами или с переставными обоймами;
  • строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;
  • нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения груза;
  • собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.

Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:

  • каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;
  • один раз в 10 дней — стропов;
  • перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания их в работоспособном состоянии.

Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снабжены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.

Простейшие механизмы для подъема грузов

Гордень — одношкивный блок с пропущенным через него тросом; для выигрыша в силе в такелажном деле используют хват-тали и гини (рис. 137).


Рис. 137. Простейшие механизмы для подъема груза:
а — гордень, б — хват-тали, в — гини

Тали — это полиспаст, т. е. система одношкивных блоков (двух и более) с одним тросом, предназначенных для совместной работы. Чаще всего применяют тали в виде двух блоков с одним-тремя шкивами в каждом. Наиболее широко используются хват-тали, имеющие один блок подвижной, а другой (верхний) блок в виде двойных талей.

Гинями называют тали, имеющие два блока с тремя и более шкивами в каждом. Многошкивные блоки (более трех) применяют редко, они имеют особую конструкцию и применяются лишь в специальных устройствах. Гини — самые большие тали, служащие для подъема больших тяжестей; они отличаются от обычных талей большими размерами блоков и толщиной каната-лопыря.

Трос, соединяющий два блока для совместной работы, называют лопарем талей. Конец, с помощью которого лопарь заделывают наглухо в обух верхнего или нижнего блока, называют коренным лопарем, а конец, выходящий из верхнего блока, за который тянут при подъеме груза или травят при его опускании, называют ходовым лопарем; остальные ветви троса талей называют ветвями лопаря, число которых равно числу шкивов обоих блоков.

Тали бывают с двумя одношкивными блоками, с одним одношкивным и одним двушкивным; с двумя двушкивными блоками, с одним двушкивным и одним трехшкивным и, наконец, с двумя трехшкивными блоками (гини). Следовательно, ветвей лопаря может быть от трех до семи.

Читайте так же:
Переделка трехфазного двигателя в однофазный

Для талей применяют растительные канаты и стальные тросы, а также такелажные цепи.

Механические тали — тали, которые называют дифференциальными. Существуют также системы дифференциальных талей с винтовой передачей и тали с зубчатой передачей.

Для подъема грузов на небольшую высоту применяют ручные тали; по грузоподъемности тали выпускаются 1—10 т, их изготовляют зубчатыми с шестеренчатым и червячным приводами.

Ручные тали с червячным приводом состоят из крюка, на котором их подвешивают к конструкциям, верхнего стального неподвижного блока, на ободе которого нарезаны зубья для сцепления с элементами цепной передачи; этот приводной блок связан с червяком. Сварная калиброванная цепь, выполненная замкнутой бесконечной, перекинута через приводной блок, вращающийся от перебирания цепи руками. Во время вращения приводного блока с червяком вращается и червячная шестерня, соединенная со звездочкой. Если вручную перебирать цепь вращения приводного блока, червяк будет вращаться и передавать вращение верхнему блоку вместе с грузовой цепью, расположенной на гнездах звездочки. Через нижний блок (малого диаметра) талей и верхнюю звездочку проходит грузовая цепь. При вращении червячной шестерни со звездочкой грузовая цепь сокращается по длине и поднимает груз. Для подъема груза ручными талями необходимо приложить к цепи тяговое усилие в 33—68 кгс (в зависимости от поднимаемого груза).

Подъем груза с помощью механических талей с шестеренчатым приводом происходит так же, как и подъем груза талями с червячным приводом. Однако в первом случае подъем груза осуществляется в параллельной плоскости, в которой вращается приводной блок, а при червячной передаче во взаимно перпендикулярных плоскостях. Для уменьшения усилий подъема делают две шестеренчатые передачи (рис. 138).


Рис. 138. Дифференциальные (механические) тали

Ручные механические тали имеют ограниченный радиус действия, они могут поднимать груз только в месте закрепления.

Для расширения радиуса действия талей, их подвешивают к тележке, которая передвигается по путям, выполненным из двутавровых балок, подвешенных к перекрытиям цеха.

Более совершенным грузоподъемным приспособлением является тельфер — электрическая таль с тележкой, передвигающейся по монорельсу. Подъемным механизмом у тельфера служит электромотор, соединенный с барабаном, заменяющим верхний блок талей. Подъемом и перемещением тельфера управляют через пульт с кнопками на гибком проводе. Тельферы могут перемещаться и на значительные расстояния с помощью троллея — токонесущего провода, расположенного сбоку монорельсов или над ними.

В судостроении и судоремонте используют также шпили и лебедки. Они бывают ручные и электрические.

Ручная лебедка имеет прочное и массивное основание, станину, основной барабан (с горизонтальной осью), валы с шестернями для изменения скоростей, тормоз и рукоятки для приложения мускульной силы. Ручные лебедки изготовляют грузоподъемностью 0,5; 1,0; 3,0; 5 т. При работе с такими лебедками применяют канифос-блоки и тали. Канифос-блоки служат для отвода троса, идущего на барабан, а тали — для получения большего выигрыша в силе.

Шпиль, в отличие от лебедки, имеет вертикальную ось вращения. Шпили и лебедки работают обычно на малой скорости с большими тяговыми усилиями. При подъеме легких грузов пользуются одной ветвью троса (шкентелем), а при подъеме тяжелых грузов применяют тали.

Электрические шпили (рис. 139) и лебедки работают на берегу от электростанции или подстанции завода, а на судне — от генератора. Вал с барабаном на них приводится во вращение электродвигателем. Для управления ими применяют контроллеры и пусковые реостаты. Поворачивая рычаг пускового реостата в ту или другую сторону, механизмам сообщают нужный ход.


Рис. 139. Шпили и лебедки:
а — схема работы шпиля, б — схема работы лебедки, в — ручная такелажная лебедка; 1 — барабан, 2 — рукоятка, 3 — переставной вал рукоятки, 4, 5 — цилиндрическая зубчатая передача, ведущее колесо которой может быть включено и разобщено, 6, 7 — барабанная передача, 8 — запорный механизм для остановки вала, 9 — храповой тормоз, 10 — щиты из листовой стали, 11 — распорные болты

Перед подъемом грузов необходимо проверить правильность вращения лебедки (или шпиля), определить пригодность ее для данной работы. Особое внимание следует обратить на исправность стопора. При неисправности стопора и тормоза лебедка работать не может.

Для подъема тяжелых машин и агрегатов на небольшую высоту и передвижения их на незначительные расстояния, а также выполнения различных такелажных работ применяют домкраты. Их преимущества: малая масса, большая грузоподъемность, простота конструкции, легкость устройства торможения и удобство обращения.

Домкраты бывают: винтовые, гидравлические, воздушные и с зубчатой рейкой; их общим недостатком является сравнительно низкий к. п. д. Грузоподъемность домкратов достигает 20—25 т. Средняя высота подъема грузов 400 мм, масса реечных и винтовых домкратов колеблется в пределах от 5 до 120 кг.

В эксплуатации механизмов широко применяют канатно-веревочные изделия и такелажные цепи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector