Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муфты упругие втулочно-пальцевые МУВП и МУВП-Т ГОСТ 21424-93

Муфты упругие втулочно-пальцевые МУВП и МУВП-Т ГОСТ 21424-93

МУВПМуфта втулочная

Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) — упругая муфта, для компенсации динамических нагрузок. Состоит из двух полумуфт, неподвижно закреплённых в одной полумуфте пальцев, на которых размещены резиновые втулки, через которые пальцы взаимодействуют с другой полумуфтой. Упругость муфты обеспечивается за счёт резиновых втулок, которые для большей податливости могут иметь гофры, и способны деформироваться при передаче крутящего момента. Резиновые втулки могут сглаживать вибрации и колебания, которые возникают на приводном валу и в некоторой степени компенсировать динамические нагрузки во время запуска и торможения.

Благодаря прочной конструкции муфты МУВП пригодны также для тяжелых условий эксплуатации.

Втулочно-пальцевые муфты способны выдерживать перегрузки и поэтому особенно удобны для приводов с повышенными требованиями к безопасности и надежности. Крутильные удары и изменение нагрузки не страшны для надежных и компактных упругих муфт. МУВП в стальном исполнении особенно подходят для высокоскоростных приводов. Для муфт МУВП требуется незначительное техобслуживание. Требуется замена только втулок из эластомера как изнашивающихся деталей, при этом соединенные механизмы перемещать не требуется.

Таблица типоразмеров муфт МУВП

Tablitsa-tiporazmerov-MUVP

Муфты стандартизованы (ГОСТ 21424-93) для валов диаметром d = (10…160)мм и крутящих моментов Mр = (6,3-16000 Η•м).

Муфта пригодна для использования при температурах окружающей среды от –30°C до +80°C. При использовании альтернативных эластомерных втулок диапазон допустимых температур окружающей среды может быть расширен от –50°C до +100°C. Часто эти муфты используют для соединения вала- шестерни с приводимым механизмом. В случае использования приводов без зубчатого механизма муфта особенно удобна для работы в тяжелых условиях или с мощными приводами с электромоторами. В качестве типичных примеров можно привести вентиляторные приводы с большой массой вентилятора и приводы на цементных заводах. Примеры использования в местах с повышенными требованиями к безопасности: приводы канатных дорог, подъемные приводы кранов или приводы эскалаторов.

Можно установить муфту с дополнительными деталями, такими как тормозные диски или тормозные барабаны.

МУВП допускает смещения валов:

  • осевое Δ = (1…5)мм;
  • радиальное Δr =(0,2…0,5)мм;
  • угловое Δα = (0,5…1,0)°.
  • Полумуфты должны изготавливаться следующих исполнений:
    1 — с цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080;
    2 — с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;
    3 — с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081;
    4 — с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081.

Пример условного обозначения муфты упругой втулочно-пальцевой с номинальным крутящим моментом 250 Нм диаметром посадочного отверстия d = 40 мм, исполнения 1 (цилиндрический конец вала), климатического исполнения У и категории размещения 3:

Расчет втулочно пальцевой муфты

Общие сведения

Муфты упругие втулочно-пальцевые МУВП (ГОСТ 21424-93, ГОСТ 21424-75) предназначены для соединения соосных валов при передаче крутящего момента от 6,3 до 16000 Н·м и уменьшения динамических нагрузок.

Полумуфты могут иметь следующие исполнения:

  • 1 – с цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080-66;
  • 2 – с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080-66;
  • 3 – с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081-72;
  • 4 – с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081-72.

Технические характеристики

Номинальный крутящий момент, Н·мd
H8
d1
H9
d
H8
d1
H9
D, не болееL, не более, для исполненийl, h14, для исполненийЧастота вращения, с -1 , не болееСмещение валов, не болееМасса, кг, не более
Ряд 1Ряд 212341234рад.угл.
6,3971434320131470,21º30'0,58
104943492320160,60
110,59
16,012756353633025201270,70
140,68
1683598359402830180,75
31,51690846084601061,52
181,40
191,38
63,020100104761047650363824952,02
222,04
241,96
125,025120125891258960424426770,33,97
284,13
30165121165121805860384,37
250,032140631º00'5,91
356,21
366,25
386,28
402251692251691108285566,63
426,86
456,80
500,0401706011,75
4212,10
4512,60
710,045190226170226170500,414,31
4814,70
5015,21
5515,34
5615,22
1000,05022018,87
554819,91
5619,75
602862162862161401051077221,93
6326,09
6528,65
7029,81
2000,0632502882182882183831,98
6531,64
7034,65
7134,48
7535,06
803482683482681701301359536,07
8538,45
9040,03
4000,080320350270350270300,50º30'66,71
8569,01
9071,61
9574,11
8000,010040043234243234221016517012524132,68
110140,88
120145,58
125142,98
16000,0120500435345435345190,6237,81
125234,61
130515415515415250200205155264,31
140264,61
150356,31
160615495615495300240245185308,11

Полумуфты изготавливаются из чугуна СЧ20 или других материалов, имеющих механические свойства не хуже чугуна СЧ20.

Пальцы изготавливаются из стали с механическими свойствами не хуже, чем у стали марки 45. Материал распорных втулок — сталь марки Ст3 или неметаллические материалы, обеспечивающие необходимую механическую прочность.

Упругие втулки изготавливаются из резины и имеют предел прочности при разрыве не менее 8 МПа, относительное удлинение при разрыве не менее 300%, относительное остаточное удлинение не более 24%, твердость 60-75 усл. ед.

Расчет втулочно пальцевой муфты

Муфта – устройство, предназначенное для соединения концов валов или для соединения валов с расположенными на них деталями.

Основное назначение: передача вращающего момента без изменения его модуля и направления.
Функции, выполняемые муфтами: предохранение механизма от перегрузок, компенсирование несоосности валов, разъединение или соединение валов во время работы и др.

Классификация муфт

В зависимости от конструкции муфты различаются по функциональному назначению и принципу действу. Различают следующие виды муфт: механические, гидравлические, электрические и др. Широко применяемые муфты стандартизованы.
Основная паспортная характеристика муфты — значение вращающего момента, на передачу которого она рассчитана. Ниже рассматриваются только наиболее распространенные в машиностроении механические муфты.

По характеру соединения валов муфты подразделяют на неуправляемые (постоянные), управляемые и самоуправляемые (автоматические).

Виды муфт

Муфта глухая образует жесткое и неподвижное соединение валов. Они не компенсируют ошибки изготовления и монтажа, требуют точной центровки валов. Применяются обычно глухие муфты для тихоходных валов.

Втулочная муфта – самая простая из глухих муфт, состоит из соединительной втулки со штифтами (рис. 7.1, а) или шпонками (рис. 7.1, б). Основное их достоинство – простота конструкции. Применяют их при относительно небольших нагрузках на валах диаметрами до 60…70 мм.

alt=»втулочная муфта со штифтами» />а) alt=»втулочная муфта» />б)
Рuс. 7.1. Втулочные муфты со:
а – штифтами; б – шпонками

Муфта фланцевая – наиболее распространенная (рис. 7.2), состоит из двух полумуфт 2, соединенных болтами 1. Болты ставят через один: с зазором (вариант I) и без зазора под развертку (вариант II). Центрирование полумуфт в этом случае осуществляют болтами, установленными без зазора, которые рассчитывают на срез. Установка болтов без зазора позволяет получить муфты меньших габаритов и поэтому более распространена.

Фланцевая муфта
Рис. 7.2. Фланцевая муфтa

Фланцевые муфты применяют для соединения валов диаметром до 200 мм и более. Достоинствами таких муфт являются простота конструкции и сравнительно небольшие габариты.

Жесткая компенсирующая муфта. За счет подвижности деталей такие муфты компенсируют радиальные, угловые и осевые смещения валов, вызванные неточностями их изготовления, монтажа и упругими деформациями. Это позволяет уменьшить нагрузки на валы и подшипники.

Недостаток жестких компенсирующих муфт – отсутствие упругодемпфирующих элементов, смягчающих толчки и удары. Наибольшее распространение получили кулачково-дисковая и зубчатая.

Кулачково-дисковая муфта (рис. 7.3) состоит из двух полумуфт 1 и 3, соединенных промежуточным диском 2. При работе диск перемещается по пазам полyмуфт, и тем самым компенсируются несоосность соединяемых валов (радиальные смещения – до 0,04d, угловые – до 30′).

Скольжение выступов в пазах сопровождается их износом. Интенсивность износа возрастает с увеличением несоосности и частоты вращения. Для уменьшения износа поверхности трения муфты периодически смазывают и не допускают на них больших напряжений смятия.

кулачково-дисковая муфта
Рис. 7.3. Кулачково-дисковая муфтa

Из условия износостойкости кулачково-дисковых мyфт рассчитывают давление на боковых поверхностях выступов и пазов:
, (7.1)
где Тр – расчетный вращающий момент;
h – рабочая высота выступа;
D, d – соответственно наружный и внутренний диаметры;
[p] – допускаемое давление: при термически необработанных, хорошо смазываемых поверхностях или при закаленных поверхностях трения [p] = 15…30 МПа.

Детали кулачково-дисковых муфт изготовляют из сталей Ст5 (поковка) или 25Л (литье). Для тяжелонагруженных муфт применяют легированные стали типа 15Х, 20Х с цементацией рабочих поверхностей.

Зубчатая муфта (рис. 7.4, а) состоит из двух полумуфт 1 и 3 с наружными зубьями эвольвентного профиля и разъемной обоймы 2 с внутренними зубьями. Передача вращающего момента осуществляется большим числом одновременно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты.

зубчатая муфта
Рuс. 7.4. Зубчатая муфта

Для компенсации смещений деталей предусматривают торцевой зазор δ. Для ослабления вредного влияния кромочного контакта применяют зубья бочкообразной формы (рис. 7.4, б), а соединение выполнено с увеличенными зазорами. Зубчатые муфты допускают угловое смещение валов (рис. 7.4, в) Δα max = 1,5°, радиальное Δr = 0,2…0,6 мм, осевое (на рисунке не показано) – 1…8 мм.

Детали зубчатых муфт изготовляют из углеродистых сталей типа 45, 40Х, 45Л коваными или литыми. Для повышения износостойкости зубья полумуфт подвергают термической обработке до твердости не ниже 40НRC, а зубья обойм – не ниже 35HRC.

Упругие компенсирующие муфты применяются не только для компенсации смещения валов, но и для снижения динамичности нагрузок и амортизации колебаний, возникающих при работе передач машин.

Муфта упругая втулочно-пальцевая (рис. 7.5) состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки. Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей для валов диаметрами 9…160 мм при вращающих моментах 6,3…16000 Нм.

упругая втулочно-пальцевая муфта
Рuс. 7.5. Упругая втулочно-пальцевая муфтa

Толщина резиновых втулок невелика, и поэтому амортизирующая способность муфты незначительна. Они допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, продольное – до 5 мм, угловое – до 1°.
Для ограничения износа среднее контактное давление пальца на втулку находят по формуле:
, (7.2)
где z = 6 – число пальцев;
Dm – диаметр окружности расположения осей пальцев;
dп – диаметр пальцев;
l – длина упругого элемента;
[p] ≈ 2 МПа – допускаемое давление для резиновых втулок.

Муфта со змеевидными пружинами (рис. 7.6) состоит из двух полyмуфт 1 с зубьями специальной формы, между которыми свободно расположены секции змеевидной пружины 3 прямоугольного сечения. Кожух 2, состоящий из двух половин, служит резервуаром для пластичного смазочного материала и предохраняет пружину от выпадения.

муфтa со змеевидными пружинами
Рuс. 7.6. Муфтa со змеевидными пружинами

Муфта используется для передачи больших вращающих моментов, обладает хорошими эксплуатационными качествами, имеет небольшие габариты, но сравнительно дорогостоящая.
В зависимости от размеров муфты могут компенсировать радиальные смещения валов 0,5…3 мм, осевые – 4…20 мм и угловые до 1°15′.
Материалы полумуфт – сталь 45, стальное литье 45Л; пружин – пружинные стали 65Г, 60С2.
Расчет муфты предусматривает проверку прочности пружины при изгибе методами сопротивления материалов.

Управляемые (сцепные) муфты
Позволяют соединять и разъединять валы без остановки двигателя. По конструкции управляемые муфты можно разделить на кулачковые, зубчатые, основанные на зацеплении, и фрикционные, основанные на трении.
Кулачковые и зубчатые муфты имеют весьма небольшие габариты и массу, не допускают проскальзывания. Однако их включение на ходу сопровождается ударами. Фрикционные муфты позволяют плавно соединять ведущий и ведомые валы под нагрузкой при любой скорости их вращения, предохраняют механизмы от внезапных перегрузок.
Управляемые муфты требуют точной соосности соединяемых вaлов.

Кулачковая муфта (рис. 7.7) состоит из двух полумуфт 1 и 2, имеющих на сцепляемых торцах выступы – кулачки. При включении муфты кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое соединение.

кулачковая муфтa
Рис. 7.7. Кулачковая муфтa

Включение кулачковой муфты во избежание ударов производят при остановленном двигателе или с малыми скоростями (до 1 м/с).
Полумуфты чаще всего располагают на одном валу, что обеспечивает хорошую их соосность. При выключенной муфте зубчатое колесо свободно вращается на подшипнике скольжения 3. Если муфта включена, вращающий момент от зубчатого колеса передается через кулачки и шлицы на вал.
Для устранения ударов и шума при включении муфты применяют специальные соединительные устройства – синхронизаторы.
Кулачковые муфты изготовляют из сталей 20, 15Х, 20Х с последующей цементацией или сталей 40Х, 30ХН с последующей объемной закалкой. Размеры муфт принимают конструктивно, а затем выполняют проверочный расчет кулачков на износостойкость и прочность.

Фрикционные сцепные муфты передают вращающий момент между полумуфтами за счет сил трения на рабочих поверхностях (рис. 7.8).

фрикционная муфтa
Рuс. 7.8. Фрикционные муфты:
а – однодисковая; б – многодисковая; в – конусная

В начальный период касания полумуфт происходит относительное проскальзывание их рабочих поверхностей (смазанных или сухих), и тем самым обеспечивается плавность включения муфты. При установившемся движении проскальзывание не происходит, а при перегрузке муфта пробуксовывает, что предохраняет машину от поломок.
Фрикционные муфты должны обладать надежностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей. Материал трущихся деталей (накладок) выбирается в зависимости от среднего контактного напряжения (давления):
, (7.3)
где Fa – осевая сила;
Т – вращающий момент;
k = 1,3…1,5 – коэффициент запаса сцепления;
Dm – средний диаметр контакта;
f – коэффициент сцепления (трения покоя);
z – число пар поверхностей трения;
А = πDmb – площадь поверхности трения;
b – ширина поверхности трения;
[p] – допускаемое контактное напряжение.
По формуле (7.3) может быть рассчитан вращающий момент, который может передавать фрикционная муфта. Для увеличения передаваемого вращающего момента можно увеличить число пар поверхностей трения.
Многодисковые фрикционные муфты имеют небольшие габариты и не требуют большого усилия для их включения.

Самоуправляемые автоматические муфты выполняют автоматически одну из следующих функций: ограничение передаваемой нагрузки – предохранительные муфты; передачу нагрузки (момента) только в одном направлении – муфта обгона; включение и выключение при заданной скорости – центробежные муфты.

Предохранительную муфту срабатывают, когда вращающий момент превышает некоторую установленную величину. При достижении вращающим моментом предельной величины под действием осевых усилий, обусловленных формой впадин полумуфты, шарики смещаются в осевом направлении (преодолевая сопротивление пружины) и размыкают муфту с последующим прощелкиванием.

Муфта обгона (мyфты свободного хода) предназначены для передачи вращающего момента только в одном направлении. Наибольшее распространение получили фрикционные обгонные мyфты, передающие вращающий момент за счет заклинивания между полумуфтами промежуточных тел (в основном роликов). Такие муфты бесшумны, компактны, могут работать при высокой частоте вращения. Их изготовляют для вaлов диаметром 10…90 мм и передачи момента до 750…800 Нм.
Обгонные роликовые муфты (рис. 7.9) применяют в приводах агрегатов двигателя самолета (например, в приводах стартер-генераторов) и в приводах несущих винтов вертолетов; при отказе одного двигателя движение винта не тормозится, так как обгонная муфта позволяет зубчатым колесам вращаться. При отказе обоих двигателей обгонные муфты не препятствуют вращению несущего винта в режиме авторотации.

Обгонная муфтa
Рис. 7.9. Обгонная муфтa

Пусковую (центробежную) муфту используют для плавного пуска приводов грузоподъемных машин конвейеров и т.п. Они позволяют электродвигателю легко разогнаться и по достижении им определенной скорости начать плавный разгон рабочего органа. Одновременно пусковые мyфты выполняют и предохранительные функции.
Распространены колодочные и дисковые центробежные фрикционные муфты. Центробежную муфту устанавливают на вал электродвигателя. При наличии ременной передачи от электродвигателя к рабочему органу наружную ведомую часть муфты конструируют в виде шкива.

ВЫБОР И РАСЧЕТ МУФТ

Муфта первая, соединяющая электродвигатель и быстроходный вал редуктора.

Муфту выбираем исходя из значений допускаемых крутящих моментов. Для соединения редуктора с валом электродвигателя принимаем муфту типа МУВП ГОСТ 21424-93 с крутящим моментом 0,040 .

Таблица 4. Параметры и размеры МУВП по ГОСТ 21424-93

Т кН×мd ммD ммL ммНесоосность валов не болееd1 ммd2 ммD1 мм
РадиальнаяУгловая
0, 0400,31.00

Материал полумуфты – чугун СЧ 20 по ГОСТ 1412-85,

материал пальцев – сталь 45 по ГОСТ 1050-88.

Обозначение выбранной упругой втулочно-пальцевой муфты

Муфта 40-32-1 ГОСТ 21424-93

Проверяем упругие резиновые элементы муфты на смятие по формуле

(8.1)

где Т – вращающий момент, воспринимаемый муфтой, Т = 73,9 Н×м

z – число пальцев муфты, z = 6

d2 – диаметр пальцев , d2 = 16 мм

l — длина упругого элемента , l = 40 мм

D1 — расстояние между центрами пальцев , D1 = 100 мм

Условие прочности выполняется

Проверяем пальцы муфты на изгиб по формуле (8.2) из [1]

(8.2)

Условие прочности по изгибу выполняется

Муфта вторая, соединяющая выходной вал редуктора и приводной вал конвейера.

Для соединения редуктора с валом электродвигателя принимаем муфту типа МУВП ГОСТ 21424-93 с крутящим моментом 1,257 .

Таблица 5. Параметры и размеры МУВП по ГОСТ 21424-93

Т кН×мd ммD ммL ммНесоосность валов не болееd1 ммd2 ммD1 мм
РадиальнаяУгловая
1,2570,41.00

Материал полумуфты – чугун СЧ 20 по ГОСТ 1412-85,

материал пальцев – сталь 45 по ГОСТ 1050-88.

Обозначение выбранной упругой втулочно-пальцевой муфты

Муфта 1300-62-1 ГОСТ 21424-93

Проверяем упругие резиновые элементы муфты на смятие по формуле

(8.1)

где Т – вращающий момент, воспринимаемый муфтой, Т = 1257 Н×м

z – число пальцев муфты, z = 10

d2 – диаметр пальцев , d2 = 25 мм

l — длина упругого элемента , l = 65 мм

D1 — расстояние между центрами пальцев , D1 = 170 мм

Условие прочности выполняется

Проверяем пальцы муфты на изгиб по формуле (8.2) из [1]

(8.2)

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Сварочный аппарат ресанта саи 220пн схема электрическая
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector