Регулятор оборотов коллекторного двигателя без потери мощности
Регулятор оборотов коллекторного двигателя без потери мощности
Пытаюсь сделать регулятор оборотов вращения коллекторных двигателей. Однако, в статье нет файла печатной платы.
Сама схема довольно распространена в сети, но к схеме, найденной на другом ресурсе, приложена разводка платы с использованием сборного диодного моста, а в хозяйстве имеется только диодный мост КЦ405.
Попробовал нарисовать плату по схеме из первой статьи.
Вот что получилось.
Файл в формате Sprint-Layout 6.
Сильно не пинайте, практически это моя первая разводка платы. Ну и что касается компонентов, читал, что все можно сделать гораздо проще на микросхеме или таймере, но, поскольку я практически только учусь, хочу сперва выучить таблицу умножения, а уж потом браться за калькулятор . Да и делацца будет из имеющегося в наличии.
Посмотрите, пожалуйста, все ли сделал правильно, и не напутал ли чего с эмитерами, базами, управляющими электродами, катодами и прочими анодами .
_________________
Кто замазался в МЯВЕ, как отмываться будете?
За перенос модераторами в МЯВУ тем с моими сообщениями я ответственности не несу.
"Йухан, Тор! Вы — на бой!" (Reverse)
JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!
Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc
Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет
mickbell, так и есть, со стороны размещения компонентов, сверху. Поменять подключение (буквы) местами?
serg, читал, что симисторы нельзя использовать в регуляторе для индуктивной нагрузки. К тому же, подключал моторчик к имеющемуся регулятору, практически идентичному предложенному вами для болгарки, не работает моторчик с таким регулятором. Поэтому остановился на варианте без семистора.
Построение источников бесперебойного питания с двойным преобразованием, широко используемых в современных хранилищах данных, на базе карбид-кремниевых MOSFETs производства Wolfspeed позволяет уменьшить мощность потерь в них до 40%, а также значительно снизить занимаемый ими объем и стоимость комплектующих.
_________________
Кто замазался в МЯВЕ, как отмываться будете?
За перенос модераторами в МЯВУ тем с моими сообщениями я ответственности не несу.
"Йухан, Тор! Вы — на бой!" (Reverse)
Компэл объявляет о значительном расширении складского ассортимента продукции Connfly. Универсальные коммутирующие компоненты, соединители и держатели Connfly сочетают соответствие стандарту ISO9001:2008, высокую доступность и простоту использования. На текущий момент на складе Компэл – более 300 востребованных на рынке товарных наименований с гибкой ценовой политикой.
Регулятор оборотов коллекторного двигателя без потери мощности TDA1085
Данный модуль позволяет управлять оборотами от 0 до 20000 об/мин. (или максимально заявленных производителем), при этом сохраняя мощность электродвигателя. На плате предусмотрен предохранитель по питанию и все необходимые клеммы для подключения сети 220В, мотора и таходатчика. Регулятор нашел широкое применение для двигателей от стиральных машин автомат.
Подробнее:
Модуль представляет собой небольшую плату со всеми необходимыми элементами для обвязки и построенную на микросхеме TDA1085c.
Необходимым условием для подключения является наличие таходатчика (тахогенератор), который позволяет обеспечить обратную связь электродвигателя с микросхемой.
При нагрузке двигателя, частота оборотов начинает падать, что фиксирует таходатчик, который дает команду микросхеме увеличить напряжение и наоборот, когда нагрузка ослабевает — напряжение на двигатель падает. Таким образом данная конструкция позволяет поддерживать постоянную мощность коллекторного двигателя при изменении частоты вращения ротора.
Модуль хорошо подходит к электродвигателю от стиральной машины автомат. В сочетании двух устройств, легко можно сделать своими руками: Токарный станок по дереву, Фрезерный станок, Медогонку, Газонокосилку, Гончарный круг, Дровокол, Наждак, Сверлильный станок, Корморезка и другие устройства где необходимо вращение миханизмов.
Подключение платы к двигателю:
Для подключения коллекторного двигателя к плате управления необходимо разобраться в распиновке проводов. Стандартный коллекторный двигатель имеет 3 группы контактов: таходатчик, щетки и обмотка статора. Редко, но может присутствовать и 4 группа контактов термозащиты (провода обычно белого цвета).
Таходатчик: расположен с задней части двигателя с выходящими проводами (меньше по сечению чем остальные). Провода могут прозваниватся мультиметром и могут иметь небольшое сопротивление.
Щетки: провода прозваниваются друг с другом и коллектором двигателя.
Обмотка: провода имеют 2 или 3 вывода (со средней точкой). Провода прозваниваются друг с другом.
Подключение коллекторного двигателя к сети 220 Вольт:
Один конец проводов щетки и обмотки соединяем накоротко (или ставим перемычку в контактную колодку), другой конец проводов подключаем к сети 220В. Направление вращения двигателя будет зависить какой из проводов обмотки будет подключен к сети 220В. Если необходимо изменить направление движения двигателя — поставьте перемычку на другую пару проводов «обмотка-щетка».
Подключение коллекторного двигателя к плате регулятора оборотов.
Проводами которыми подключался двигатель к сети 220В подключаем к клемме «М». К клемме «Тaho» подключаем таходатчик. К клемме «L N» подключаем сетевое питание 220 Вольт. Полярность не имеет значения.
В комплекте идет выключатель (клемма SA). Если выключатель не нужен — поставьте перемычку.
Настройка:
На плате предусмотрено 3 типа настройки:
- настройка плавности набора оборотов;
- настройка таходатчика;
- настройка диапазона регулировки оборотов.
Для надежности в работе и правильности настройки рекомендуется выполнять настройку в следующей последовательности:
1) Настройка плавности набора оборотов выполняется подстроечным резистором R1, который отвечает за плавность набора оборотов коллекторного двигателя.
2) Настройка таходатчика выполняется подстроечным резистором R3, что позволяет убрать рывки и дерганье в работе двигателя при регулировке скорости вращения.
3) Настройка диапазона регулировки оборотов выполняется переменным резистором R2. Настройка позволяет ограничить или увеличить минимальное число оборотов коллекторного двигателя, даже при минимально выкрученном потенциометре.
Подключение реверса:
Для подключения реверсного переключателя необходимо убрать перемычку в двигателе (обмотка и щетки). Провода в переключателе разделены тремя парами проводов, одна из которых имеет залуженные концы. Пара с залуженными концами подключается к клемме M. Две оставшиеся пары подключаются к обмотке и щеткам. Какая пара будет подключена к обмотке или щеткам не имеет значения. Полярность подключения не имеет значения.
Пара проводов для подключения к таходатчику двигателя имеет зеленый или черный цвет.
Тех.характеристики платы:
Здесь можно скачать печатную плату в формате LAY, но не много иного вида: СКАЧАТЬ.
Регуляторы оборотов с поддержанием мощности в двигателях
Практически во всех бытовых приборах и электроинструментах используется коллекторныйдвигатель. В более новых моделях болгарок, шуруповертов, ручных фрезеров, пылесосов, миксеров и других присутствует регулировка оборотов двигателя, но в более поздних моделях такой функции нет. Такими инструментами и бытовыми приборами не всегда удобно работать, и поэтому существуют регуляторы оборотов с поддержанием мощности.
Виды двигателей и принцип работы
Двигатели делятся на три типа: коллекторный, асинхронный и бесколлекторный. В большинстве электроинструментов стоит первый тип. Этот электродвигатель имеет довольно компактный размер. Его мощность значительно выше, чем у асинхронного, а цена довольно низкая. Что касается асинхронных, то этот тип в основном используется в металлообрабатывающей отрасли, а также широкое распространение они получили в угледобывающих шахтах. Довольно редко их можно встретить в быту.
Бесколлекторный электродвигатель используется там, где нужны большие обороты, точное позиционирование и малые размеры. Например, в различной медицинской технике, авиамоделировании. Принцип работы довольно прост. Если рамку прямоугольной формы, которая имеет ось вращения, поместить между плюсами постоянного магнита, то она начнет вращаться. Направление зависит от направления тока в рамке. В составе этого типа присутствуют якорь и статор. Якорь вращается, а статор стоит неподвижно. Как правило, на якоре стоит не одна рамка, а 4,5 или более.
Асинхронный двигатель работает по другому принципу. Благодаря эффекту переменного магнитного поля в статорных катушках он приводится во вращение. Если углубиться в курс физики, то можно вспомнить, что вокруг проводника, через который проходит ток, создается своеобразное магнитное поле, заставляющее вращаться ротор.
Принцип работы бесколлекторного типа основан на включении обмоток так, чтобы магнитные поля статора и ротора были ортогональны друг другу, а вращающий момент регулируется специальным драйвером.
На рисунке отчетливо видно, что для перемещения ротора нужно выполнить необходимую коммутацию, но и регулировать обороты не представляется возможным. Тем не менее бесколлекторный двигатель может очень быстро набирать обороты.
Устройство коллекторного двигателя
Коллекторный электродвигатель состоит из статора и ротора. Ротором называется часть, которая
вращается, а статор является неподвижным. Еще одной составляющей электродвигателя являются графитовые щетки, по которым ток течет к якорю. В зависимости от комплектации могут присутствовать датчики Холла, которые дают возможность плавного запуска и регулировки оборотов. Чем выше подаваемое напряжение, тем выше обороты. Этот тип может работать как от переменного, так и от постоянного тока.
По классификации коллекторные двигатели можно разделить на те, что работают от переменного и от постоянного тока. Их также можно разделить по типу возбуждения обмотки: двигатели с параллельным, последовательным и смешанным (параллельно-последовательным) возбуждением.
Типы регулировки
Существует довольно много вариантов регулировки оборотов. Вот основные из них:
- Блок питания с регулировкой выходного напряжения.
- Заводские устройства регулировки, которые идут изначально с электромотором.
- Регуляторы на кнопочном управлении и стандартные регуляторы, которые просто ограничивают напряжение.
Эти типы регулировки плохи тем, что с уменьшением или увеличением напряжения падает и мощность. В некоторых электроинструментах это допустимо, но, как показывает практика, в большинстве случаев это является неприемлемым из-за сильного падения мощности и, соответственно, КПД.
Наиболее приемлемым вариантом будет регулятор на основе симистора или тиристора. Мало того что такой регулятор не уменьшает мощность при уменьшении напряжения, он еще и позволяет осуществлять более плавный пуск и регулировку оборотов. К тому же такую схему можно сделать своими руками. Ниже изображен регулятор оборотов с поддержанием мощности. Схема собрана на базе симистора BTA 41 800 В.
Все номиналы электроэлементов обозначены на схеме. Это схема после сборки, работает довольно стабильно и обеспечивает плавную регулировку коллекторного двигателя. При уменьшении выходного напряжения мощность не уменьшается, что является весомым плюсом.
При желании можно собрать регулятор оборотов коллекторного двигателя 220 В своими руками. Эта схема собрана на базе симистора ВТА26−600, который предварительно необходимо установить на радиатор, так как при нагрузке этот элемент довольно сильно греется.
К готовой схеме возможно подключить электромотор, мощность которого не превышает 4 кВт.
Схема выглядит следующим образом.
Она успешно справится с регулировкой таких электроинструментов, как дрель, болгарка, циркулярка, лобзик. При желании можно использовать схему в качестве регулятора мощности ТЭН-ов, обогревателей и в качестве диммера. К минусам можно отнести невозможность регулировки мощности приборов, которые питаются от постоянного тока.
Регуляторы мощности постоянного тока
Иногда возникает потребность в регулировке оборотов коллекторного двигателя постоянного тока.
Если потребитель не имеет большой мощности, то возможно последовательно подсоединить переменный резистор, но тогда КПД такого регулятора резко упадет. Существуют схемы, при помощи которых возможно довольно плавно регулировать обороты, не уменьшая КПД. Такой регулятор подойдет для изменения яркости различных ламп, напряжения питания, не превышающего 12 В. Эта схема также выполняет роль стабилизатора частоты вращения, при изменении механической нагрузки на вал обороты остаются неизменными.
Эта схема регулятора оборотов двигателя постоянного тока 12 В вполне подойдет для регулировки и стабилизации оборотов двигателей с током, не превышающим 5 А. В эту схему входит драйвер на биполярных транзисторах и таймер 7555, что обеспечивает стабильную работу и плавную скорость регулировки. Цена на детали довольно низкая, а это является несомненным плюсом. Можно также собрать регулятор оборотов электродвигателя 12 В своими руками.
Асинхронный двигатель и регулятор оборотов
Как правило, этот тип применяется на различных производствах, начиная от шахт и заканчивая металлообрабатывающими отраслями. Например, в угольных шахтах для плавного пуска конвейерных лент используется пускатель АПМ, в который встроено устройство на тиристорах, позволяющее плавно запустить конвейер. Асинхронный однофазный двигатель применяется также в автомобилях, вентиляторах печек, двигателях, которые приводят в движение дворники, бытовых вентиляторах, питающихся от напряжения 220 В. В машине двигатели работают от постоянного напряжения 12 вольт, но плавный запуск в них не предусмотрен.
Для регулировки оборотов асинхронного двигателя применяются так называемые частотные преобразователи. Эти преобразователи позволяют кардинально менять форму и частоту сигнала. Как правило, такие преобразователи собраны на базе мощных полупроводниковых транзисторов и импульсных модуляторов, а всеми элементами управляет ШИМ-контроллер.
Следует помнить: чем плавней разгон двигателя, тем меньше он испытывает перегрузок. Это касается редукторов, конвейеров, мощных насосов, лифтов. Вот одна схема регулятора оборотов асинхронного двигателя 220 В.
С помощью этой схемы можно регулировать обороты двигателей, мощность которых не превышает 1 тыс. Вт. При сборке этой схемы есть нюансы, которые необходимо учесть:
- Тип соединения «треугольник».
- Необходим драйвер трехфазного моста IR2133.
- Микроконтроллер AT90SPWM3B.
- Для прошивки микроконтроллера необходим программатор.
- Мощные транзисторы IRG4BC30W или их аналоги.
- ЖК-дисплей в качестве индикатора.
- Импульсный блок питания, который можно купить или собрать собственноручно.
Из-за значительного нагрева диодный мост и силовые транзисторы необходимо установить на радиатор. Если предполагается подключение двигателя мощностью до 400 Вт, то термодатчик ставить необязательно, а для управления можно использовать опторазвязку.
Чтобы увеличить срок службы различных видов двигателей, рекомендуется пользоваться регуляторами оборотов, решающими большое количество проблем.
Как правильно подключить регулятор оборотов к электродвигателю
Регулятор скорости вращения двигателя может понадобится, если вы собираете станок или пытается усовершенствовать заводской. Неправильное подключение чревато падением мощности или даже поломкой мотора. Ниже вы узнаете, как установить и собрать регулятор оборотов с поддержанием мощности.
Схема регулятора оборотов для электродвигателя
Конечно, регулятор оборотов электродвигателя на 220в можно купить в магазине, но:
- В магазинах сложно найти платы для сетевого напряжения (основная часть рынка – регуляторы до 35 вольт).
- Те, что продаются для сетевых двигателей имеют посредственное качество. Мощность и скорость они не поддерживают, поэтому для станков (например, токарного) они не подходят в принципе.
- Промышленные контроллеры с поддержанием скорости и мощности очень дороги, и купить их сложно.
Почему бы тогда не собрать? Все детали продаются в любом радиомагазине, к тому же программировать или прошивать ничего не понадобится, хоть и понадобится микросхема.
Технические характеристики контроллера
Схема будет иметь следующие характеристики:
- Рабочее напряжение – от 110 до 230 вольт.
- Возможности регулировки – 9 – 99%. В целом, этот показатель зависит от выбранного димера.
- Нагрузка – до 2,5 киловатт.
- Рабочая мощность – 300 ватт без радиатора. Если установить хорошее охлаждение, можно ее увеличить на 20-25%.
Эта схема регулятора оборотов коллекторного двигателя на 220в достаточно тихая и имеет плавный пуск. Собрать же ее достаточно просто.
Простейшая схема регулятора
Ориентируйтесь на эту схему. Чтобы уменьшить обороты электродвигателя, необходим ШИМ модулятор, он же симистор. Это микросхема, которая модулирует ШИМ-сигнал, позволяющий задать собственное частоту.
В этой схеме роль модулятора играет микросхема U2008B. Это недорогая плата предназначена специально для регулировки оборотов асинхронного двигателя.
Как пишет Сайт компании электрические системы, также понадобится диод и резистор, чтобы снизить напряжение. На схеме они изображены со знаками D1 и R1. Также, чтобы отфильтровать поступающее электричество, необходим силовой конденсатор, обозначенный С1.
Р1, R5 и R3 – это делители напряжения, предназначенные для регулирования напряжения. Второй резистор необходим, чтобы синхронизировать внутренние блоки двигателя с симистором.
Чтобы частотный регулятор был безопасным, рекомендуется установить обычный плавкий предохранитель на 1,5 ампера.
Если вы хотите сделать профессиональную плату, возьмите эту схему для печати:
Останется только перенести ее на фольгированный текстолит и вытравить. Посмотреть инструкцию можно здесь. Цена вопроса такого регулятора – 200 рублей.
Заводские регуляторы
В некоторых случаях выгоднее взять регулятор оборотов коллекторного или асинхронного двигателя, если вы собираетесь модернизировать промышленное оборудование.
Наиболее распространенные модели:
1 Motor Speed Controller 400W. Недорогой (1300 рублей) ШИМ регулятор с простым управлением. На главной панели есть кнопка включения/выключения и 10 ступенчатый диммер. Обладает высокой производительностью и способен управлять двигателями до 400 ватт. Внутри присутствует хорошая система охлаждения и защиты. Для него ниже будет описана инструкция подключения.
2 KLS 4000-A1. Пожалуй, один из мощнейших китайских регуляторов вращения. Подключения, как такового, не требует. Достаточно вставить вилку в розетку на корпусе. Присутствует экран, где отображаются частота оборотов в минуту. Пожалуй, это наиболее удобный способ регулировки оборотов коллекторного двигателя без потери мощности. Цена начинается от 2400 рублей из Китая. В России продается с наценкой в 1,5 раза.
У российских домашних умельцев особым спросом пользуются тиристорные регуляторы оборотов.
С виду они похожи на обычные реостаты, но обладают большим запасом мощности. Впрочем, их можно самостоятельно по этой схеме.
Минусов у такого вида регуляторов достаточно много:
- Пропуски полупериодных волн. В связи с этим, двигатель во время работы будет постоянно шуметь. На работе двигателя это не скажется, но вот удобство работы – сомнительное.
- Для двигателей большой мощности они в принципе не подходят. Они удобны для запуска небольших моторов, вроде вентиляторных. Про двигатели от стиральной машины можно забыть.
- Стабилизация мощности достаточно низкая, желательно поставить дополнительный конденсатор, чтобы сгладить скачки напряжения.
Но есть и достоинства:
- Цена. Купить их можно буквально за 150-200 рублей в любом радиомагазине. Из Китая можно заказать рублей за 75.
- Малый размер и компактность. Их можно спрятать, они не занимают лишнего места на столе и помещаются в карман.
Способы, как подключить регулятор оборотов
Как же подключить регулятор оборотов? Рассмотрим Motor Speed Controller 400W по 3 причинам:
- Это наиболее популярный контроллер скоростей.
- С его подключением возникают проблемы, из-за разметки на китайском языке.
- Подключение почти не отличается от того, чтобы был собран своими руками.
Для начала, стоит изучить схему подключения, напечатанная на боковинке регулятора или паспорте устройства.
Теперь необходимо воспользоваться распиновкой на задней панели. Понадобится выбрать необходимые выводы. Контакты CCW и COM всегда закорочены, трогать их не нужно. Для подключения понадобится задействовать 3 нижних контакта. АС
АС – это ноль и фаза (провода устанавливаются произвольно, все же ток переменный). В FG вставляется провод заземления, если оно есть.
В общем, на этом подготовка закончена. Остается только вставить штекер от регулятора к клеммнику двигателя.
Рекомендуется в разрыв фазного провода поставить конденсатор.
Он поможет сгладить поступающее напряжение. Также не помешает установить ферритовый фильтр. Оно поможет сгладить помехи при работу.
Регулятор оборотов электродвигателя стиральной машины
Подключение регулятор оборотов электродвигателя д ля стиральной машины в первую очередь рекомендуется разобрать и проверить наличие симистора — силовой элемент. Он должен стоять на радиаторе. Если его нет, следует дополнительно установить, чтобы регулятор не перегревался. Радиатор смазывают термопастой для лучшего термоотделения.
После это регулятор собирают и подключают к двигателю согласно схеме, приведенной на корпусе. Это дает возможность регулировать, стабилизировать обороты, увеличивая амплитуду напряжения. При этом возрастает мощность устройства.