Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта
Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта?
В хозяйстве многих людей сегодня есть такой инструмент, как аккумуляторный шуруповерт. Благодаря работе от аккумулятора, его удобно использовать, так как не нужно тянуть провода к месту работ. Да и не всегда есть возможность подключиться к сети, поэтому и в таком случае он полезен. Однако рано или поздно аккумулятор выходит из строя. И тут есть два варианта: купить новую батарею или отремонтировать старую. Покупка новой потребует большой суммы, так как две батареи по цене составляют обычно почти столько же, сколько стоит просто новый шуруповерт с этими же двумя аккумуляторами. Но можно попробовать и отремонтировать старые аккумуляторы, если есть некоторый опыт по ремонту чего-либо. О том, как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта, и пойдет речь далее.
Из чего состоит аккумулятор?
Какой бы шуруповерт вы не взяли, внутренности аккумуляторов у всех будут примерно одинаковыми. Внутри пластикового корпуса расположены несколько (иногда и больше 10-ти) питающих элементов (в народе — банок). Такие банки последовательно соединены между собой, а контакты крайних элементов подсоединены к выходам на наружной части корпуса, через которые ток передается к шуруповерту.
Схема аккумулятора довольно проста, поэтому понять ее сможет любой, кто хоть немного разбирается в электротехнике. Помимо банок в корпусе есть еще и некоторые другие приборы:
- термистор — нужен для предотвращения перегрева банок во время заряда;
- у литий-ионных батарей есть еще и управляющий контроллер, предназначенный для остановки заряда и разряда батареи при достижении определенных порогов емкости, поскольку литий-ионные батареи нельзя как полностью разряжать, так и бесконечно заряжать.
Элементы питания в зависимости от того, из какого материала они сделаны, делятся на три вида:
- никель-кадмиевые (NiCD)
- никель-металлгидридные (NiMh)
- литий-ионные (которые были упомянуты выше) (Li-Ion)
Никель-кадмиевые батареи как устаревшие по-тихоньку выходят из использования, хотя на недорогих моделях их еще можно встретить. Раньше их применение обуславливалось ценой, так как другие типы батарей были значительно дороже. Также они меньше всех теряли свою емкость на холоде. На сегодня те же более продвинутые литий-ионные батареи стоят уже примерно столько же. Да и на холоде они теперь тоже могут достаточно долго работать. Поскольку плюсов по сути у никель-кадмиевых батарей уже никаких нет, можно перечислить только их минусы:
- они имеют самый большой вес;
- у них есть такая штука, как «эффект памяти», то есть их обязательно надо до конца разряжать, прежде чем ставить на зарядку, и обязательно до конца заряжать, прежде чем вновь использовать — в противном случае они потеряют емкость;
- они не держат заряд при длительном хранении — если хранение полностью заряженных батарей без использования будет составлять больше полугода, нужно будет их снова полностью зарядить по истечение этого времени, иначе они выйдут из строя.
Хотя, касательно темы статьи, один плюс они всё же имеют — при выходе из строя есть большой шанс их отремонтировать без покупки новых банок, а просто восстановив за копейки старые.
Никель-металлгидридные аккумуляторы внедрялись по причине, чтобы батарея стоила дешевле, чем литий-ионная, но при этом была лучше, чем никель-кадмиевая. Впрочем улучшения хоть и были, но не настолько большие, чтобы эти АКБ получили широкое распространение. По сравнению с никель-кадмиевыми, у них меньше вес на единицу емкости, несколько меньше «эффект памяти» (то есть вероятности выхода из строя при неправильном заряде стала меньше, но тем не менее их все равно нужно до конца разряжать и заряжать), и их можно дольше хранить без дозарядки. Но, поскольку, как уже говорилось, литий-ионные батареи стали значительно дешевле стоить в последние годы, никель-металлгидридные аккумуляторы совсем потеряли свою актуальность. Ну и заметим, что ремонт аккумулятора здесь возможен не только путем замены банок, но и с помощью восстановления старых, как и у никель-кадмиевых.
Ну и про литий-ионные аккумуляторы. Как уже стало понятно, они
- имеют наименьшую массу, что значительно облегчает работу шуруповертом
- не имеют «эффекта памяти»
- могут очень долго храниться (по несколько лет), почти не теряя при этом заряд
Ну и раз уж мы отметили один плюс для никель-кадмиевых батарей — возможность восстановить старые банки без покупки новых, то для литий-ионных аккумуляторов такой возможности нет — здесь поможет только замена старых банок на новые. Это их минус.
Виды поломок аккумуляторов
Самой распространенной неисправностью является потеря емкости. При этом емкость могут потерять как один, так и несколько питающих элементов. Но такое, чтобы потеряли емкость сразу все, не встречается.
К потерям емкости можно отнести такие явления, как ее потеря в результате срабатывания «эффекта памяти», а также в результате высыхания электролита у никель-кадмиевых и никель-металлгидридных АКБ, и разрушения от времени лития в литий-ионных батареях.
Также может быть механическое повреждение в виде отрыва соединительной пластины. В таком случае аккумулятор вообще не подает признаков жизни.
Давайте разберем, что можно сделать во всех этих случаях.
Способы ремонта
Отсоединение пластин
Если после разбора АКБ и осмотра внутренностей вы увидели, что произошло отсоединение пластины от одного из элементов, то ее нужно будет просто припаять обратно. Как это сделать, чтобы не повредить банку, будет сказано ниже в разделе о замене элементов.
Выявление неисправных элементов
Если же все пластины на месте, то потребуется среди всех банок найти те из них, которые потеряли емкость. Для этого понадобятся мультиметр и лампочка от авто в качестве нагрузки.
Для начала нужно полностью зарядить батарею.
Затем после разбора необходимо визуально осмотреть каждый элемент. Если имеются потекшие или вздувшиеся банки, то это первые кандидаты на восстановление или замену.
После этого необходимо с помощью мультиметра замерить напряжение на каждом элементе отдельно. У никель-кадмиевых и никель-металлгидридных АКБ этот показатель должен быть в рамках 1,2-1,4 В. У литий-ионных — 3,6-3,8. Чтобы потом не запутаться, лучше на каждом элементе написать полученные с него показатели.
Далее даем на всю батарею нагрузку, подсоединив заготовленную заранее лампочку. После 5-10 минут снимаем нагрузку и снова замеряем напряжение на каждом элементе. Просадка на неиспорченных банках будет небольшой до нескольких десятых вольта, тогда как на испорченных она будет стремиться к нулю. Такие испорченные банки нужно пометить и решить далее, что с ними делать.
Восстановление высоким напряжением
Никель-кадмиевые и никель-металлгидридные элементы для начала можно попробовать восстановить путем «раскачки» — то есть полностью разрядить их нагрузкой, а потом с помощью высокого напряжения снова зарядить. Правда для этого потребуется зарядное устройство с возможностью установки напряжения на уровне 4 В и тока 200 мА. Ток с такими характеристиками нужно подвести на несколько секунд к каждому испорченному элементу. Иногда такой способ «встряхивания» помогает.
Восстановление добавлением дистиллированной воды
Второй способ восстановления никель-кадмиевых и никель-металлгидридных элементов помогает лучше. Он заключается в добавлении в банку дистиллированной воды. Просто в процессе эксплуатации из электролита может испариться вода через микрощели, из-за чего элемент высыхает внутри и перестает работать. Для добавления воды необходимо в банке просверлить очень мелким сверлом отверстие, через которое шприцом в последствие добавляется дистиллированная вода. Сверлить и добавлять воду нужно очень аккуратно, чтобы не повредить внутренности. Вводится примерно 0,5-1 куб.см воды. Затем отверстие замазывется герметиком или эпоксидной смолой и элементы оставляются на сутки-двое для пропитывания водой.
А после этого вся батарея подвергается пяти-шести циклам разряда-заряда для выравнивания потенциала на всех банках.
Ну а в случае если такие способы не помогают, или вы вообще не хотите с ними заморачиваться, да и тем более, если у вас литий-ионный аккумулятор, то потребуется замена банок.
Замена банок в аккумуляторе шуруповерта
Рабочие банки можно взять из какого-нибудь другого аккумулятора, у которого те же проблемы, что и у ремонтируемого. То есть собрать один аккумулятор из двух. Либо можно заказать новые элементы в Интернете. При этом необходимо, чтобы у новых элементов была такая же маркировка, как и у старых.
Для начала нужно удалить неработающие банки. Для этого можно воспользоваться бокорезами и перекусить соединительные пластины. При этом перекус лучше делать так, чтобы кусок пластины оставался торчать на стороне целого элемента. Так будет удобнее паять. Если длины обрезанных пластин будет не хватать, то в качестве соединителя можно использовать толстую медную проволоку.
Для пайки потребуется паяльник мощностью не меньше 40 Вт. Ну и естественно нужна паяльная кислота или канифоль. Паять, что очевидно, нужно так, чтобы соединительная пластина или медный провод одной стороной были припаяны к плюсовому контакту одного элемента, а другой — к минусовому другого.
При пайке нельзя перегревать банку. Поэтому касание паяльником должно быть кратковременным. В остальном процесс пайки ничем не отличается от обычного.
Установка элементов другого типа
Некоторым владельцам шуруповертов хочется у испорченного никель-кадмиевого аккумулятора поменять банки на литий-ионные, чтобы получить все преимущества последних.
Однако чтобы это сделать, придется проделать как немало работы, так и потратить немало средств, что, как представляется, не имеет целесообразности. Проще уж просто новый аккумулятор купить.
Смотрите сами. Для установки литий-ионных элементов потребуется также плата контроллера, которая обойдется в приличную сумму. Плюс навыки пайки нужны будут солиднее — просто спаять банки между собой менее сложно, чем потом правильно еще их подсоединить к контролеру, да еще и не повредив его.
Но если человеку охота повозиться и он уверен в себе — то можно и попробовать.
Устройство и ремонт Ni─Cd аккумуляторов для шуруповёрта
Современный шуруповерт не требует подключения к бытовой электросети. Это весьма удобно, особенно в местах, где невозможно, подключить сетевой кабель. В магазинах предлагается большой выбор всевозможных моделей инструмента, но срок службы ni cd аккумуляторов для шуруповерта рассчитан только на 5 лет. Покупать новую батарею слишком дорого, поэтому стоит попробовать восстановить батарею собственными силами.
Основная проблема эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов
Во время работы кадмиевых аккумуляторов начинает уменьшаться напряжение, значительно снижается разрядная ёмкость. Эти процессы возникают из-за нескольких факторов:
- Снижается площадь рабочего контакта электродов.
- Уменьшается размер активной массы. Она начинает перераспределяться по поверхности электродов.
- Возникает утечка тока.
- Начинается химическая реакция, вызывающая высокое потребление кислорода.
- Изменяется объем электролита, происходят изменения в его составе.
При эксплуатации кадмиевого аккумулятора для шуруповерта, изменяется механическая прочность, уменьшается объем положительного электрода. Этот процесс ухудшает контакт электрода с активной массой. Происходит падение проводимости, уменьшается емкость никель-кадмиевой батареи. Если вовремя не остановить этот процесс, исчезнет контакт между рабочими электродами. Изделие выйдет из строя.
Подобные изменения литий ni cd аккумуляторов шуруповерта возникают из-за перезаряда, который вызывает сильное выделение кислорода. Кадмиевый электрод начинает портиться из-за изменений активной массы. Ее объем постепенно уменьшается. Она закупоривает поры на поверхности отрицательного электрода. В результате электролиту становится сложнее попасть в глубокие слои.
Кроме этого, начинает изменяться состав электролита. Становится заметным увеличение объема карбонатов. Как результат, электролит теряет свою электропроводность, ухудшаются все характеристики никелевой батареи для шуруповерта. Особенно при минусовой температуре. Чтобы исправить возникшую ситуацию следует попытаться восстановить работу cd аккумулятор шуруповерта.
Распространенный способ восстановления ni cd аккумуляторов
Установка новой батареи в шуроповерт обычно происходит только, если попытки восстановить ее работоспособность не дали положительного результата. Популярным методом восстановления кадмиевых батарей для шуруповерта считается подача высокого тока небольшими импульсами. Это происходит очень быстро, ориентировочно 1–3 секунды. Причем величина тока должна быть выше емкости изделия в 10–20 раз.
Такая восстанавливающая технология, была испытана на аппаратах рулонного типа. Эта технология восстановления cd аккумулятора шуруповерта может применяться для батареек любого типа, даже потекших. Безусловно, чем батарея старше, тем сложнее выполнить ее восстановление. Для работы требуется заранее подготовить:
- Рабочий аккумулятор с большим током. Подойдет автомобильная батарея.
- Провод, сечением 1,5 кв. мм.
- Крокодилы.
- Прибор, контролирующий напряжение (мультиметр).
- Защитные средства (очки, перчатки).
Технологический процесс ремонта кадмиевых батарей проходит в конкретной последовательности:
- Определяются полюса у восстанавливаемого изделия (плюсовой и минусовой контакт).
- Отрезком кабеля соединяются минусы. Для усиления контакта в места соединения устанавливают крокодилы.
- К положительному контакту присоединяют второй отрезок провода.
- Когда все кабели надежно зафиксированы, свободным концом нужно быстро дотронуться до плюсового контакта. Очень важно чтобы касание проходило быстро и не занимало много времени (1–3 секунды).
- Операция продолжается примерно 3–4 секунды. Причем нельзя допустить, чтобы произошло приваривание провода в точке касания.
- Когда один цикл касаний закончен, проверяется напряжение. В случае его отсутствия, цикл повторяется. После появления напряжения, никелевую батарею ставят на полную зарядку, для получения максимального значения емкости.
Улучшенная технология восстановления никелевых аккумуляторов шуруповерта
Разбирая банки батареи, автор такой методики, заметил, что произошел разрыв между положительным контактом и отрицательным корпусом. Причиной обрыва стала деградация электролита. Другими словами, во время эксплуатации батареи, начинается реакция окисления, во время которой расходуется много воды. Уменьшение ее объема вызывает изменения состава электролита, что приводит к падению его эксплуатационных параметров.
После подробного изучения данного процесса, было предложено для восстановления кадмиевого аккумулятора шуруповерта, выполнить несколько операций:
- Прежде чем начать подавать импульсный ток, а затем заряжать батарею, необходимо отобрать все детали, имеющие нулевое напряжение.
- Затем в корпусе каждой детали, микродрелью с тонким сверлом сделать отверстие.
- Берется дистиллированная вода (1 куб. см) и закачивается в отверстие.
- Батарейка должна оставаться в покое после этой процедуры примерно один час. Затем измеряется напряжение. Обычно импульсный ток поднимает нулевое напряжение.
- После этого выполняется полная зарядка всех элементов.
- Заряженный аккумулятор не нужно трогать несколько дней. Затем провести проверку напряжения.
- Если все элементы демонстрируют признаки жизни, отверстия можно запаять или заделать герметиком.
- Аккумулятор собирают, ставят на зарядку.
- В случае нулевого напряжения добавляют дистиллированную воду. Повторяют весь процесс, до получения положительного результата.
Заключение
Сегодня известно большое количество способов самостоятельного восстановления батареи шуруповерта. Для проведения таких технологических операций необходимо учитывать определенные нюансы, связанные с методикой, ее преимуществами и недостатками. От этого зависит достижение нужного результата.
Видео про Ni─Cd аккумуляторы для шуруповёрта
Как выполнить ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками?
Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками выполнить несложно, однако понадобится правильно определить поломку.
Поломка аккумулятора шуруповерта происходит из-за частой зарядки и работы в неприемлемых условиях.
Сегодня данный инструмент имеется практически у каждого мужчины. Данное приспособление предназначается для различных работ по ремонту и монтажу. С его помощью можно закрутить или выкрутить самонарезающие винты и болты. Известно, что аккумуляторные батареи у шуруповертов не являются долговечными. Частые зарядки и работа в неприемлемых условиях могут спровоцировать поломку аккумуляторов. Многие в таком случае идут в магазин и покупают новую батарею. Однако следует знать, что аккумулятор занимает первое место в стоимости шуруповерта. Все действия по ремонту аккумулятора шуруповерта своими руками сможет выполнить практически каждый желающий.
Заметим, что не всегда получится быстро отыскать аккумулятор, который подходит для определенной модели. На сегодняшний день существует огромное количество различных типов аккумуляторных батарей для подобного приспособления. Проще всего произвести ремонт этой детали самостоятельно.
Рисунок 1. Сумма всех элементов питания будет давать итоговое напряжение на контактах аккумулятора.
Элементы, которые будут нужны для выполнения ремонта аккумуляторов для шуруповерта:
- мультиметр;
- паяльник;
- флюс;
- олово;
- медные провода.
Стоит знать, что, независимо от марки инструмента и страны изготовителя, аккумуляторные батарейки имеют одинаковое строение. Собранный блок аккумулятора изображен на рис. 1. Из курса физики известно, что элементы, которые соединены последовательно, складывают свои потенциалы. Сумма всех элементов питания будет давать итоговое напряжение на контактах аккумулятора.
Банки в большинстве случаев имеют стандартные размеры и напряжение, отличаются они исключительно емкостью. Данный показатель измеряется в А/ч и указывается на самой детали. Визуально это можно увидеть на рис. 2.
Для компоновки аккумуляторных батареек шуруповертов используются такие виды элементов:
- никель-кадмиевые, номинальное напряжение которых составляет 1,2 В;
- никель-металл-гидридные, напряжение которых 1,2 В;
- литий-ионные с напряжением 3,6 В.
В большинстве случаев устанавливаются никель-кадмиевые элементы, так как они имеют невысокую стоимость. Недостатком их является то, что они имеют небольшой срок службы. Больший период способны прослужить литиевые батарейки. Их недостатком является то, что через время литий разлагается, в связи с чем они могут преждевременно прийти в негодность.
Как диагностировать неисправности?
Рисунок 2. Устройство банки аккумулятора для шуруповерта.
Перед тем как приступить к ремонтным работам, понадобится выполнить качественную диагностику инструмента. Не во всех случаях можно сразу определить поломку. Большинство современных моделей аккумуляторов состоят из деталей, которые последовательно соединены. У них есть конкретный номинал напряжения.
Первым делом понадобится разобрать данную деталь. Однако перед тем как его разбирать, аккумулятор нужно полностью зарядить. Далее каждый элемент следует замерить при помощи мультиметра. На данном приспособлении надо выставить номинальное напряжение батарейки, после чего выполнить замеры. Сделать это очень просто. Каждый элемент должен иметь примерно одинаковые показатели.
Затем батарейку нужно собрать и поработать с ее помощью до тех пор, пока она полностью не потеряет мощность. После этого еще раз устройство следует разобрать и выполнить замеры напряжения на каждой из банок. Если на какой-то из них будет значение в 2 раза ниже номинального, то данная банка непригодна для использования. Таких элементов может быть несколько, поэтому все детали следует заменить. Не рекомендуется откладывать данную процедуру.
Какие нюансы следует учитывать?
Если шуруповерт функционирует от напряжения 12 В, то можно выполнить диагностику другим методом. Понадобится разобрать батарею на составные элементы, при этом они должны остаться скрепленными между собой. Цепочка последовательная, поэтому будет возможность подсоединить лампочку к концам АКБ. Напряжение должно составить 12 В. Допускается использование автомобильных лампочек. После этого надо будет выполнить замер падений напряжений на каждой детали. Та, на которой данный показатель окажется максимальным, является неисправной.
Стоит заметить, что могут быть и другие неисправности. Например, может пропадать контакт в местах скрепления деталей. Причиной является плохая пропайка. В таком случае понадобится прикрепить на место провод, который отсоединился. Неисправным может быть и термистор. Данную деталь можно проверить при помощи того же мультиметра.
Как отремонтировать аккумуляторы?
Многие желают знать, можно ли выполнить ремонт аккумуляторных батарей для шуруповертов?
Если вышел из строя литиевый аккумулятор, то следует учесть, что он не имеет эффекта памяти. Поэтому их очень сложно отремонтировать. Часто проблема состоит в том, что в батарейках разложился литий. Это устранить не получится. Однако проблема может заключаться и в схеме управления.
Особенности зарядки аккумуляторов шуруповертов.
Для того чтобы выполнить проверку, можно применить аналогичную схему, которая снята с такого же приспособления. Если устройство будет функционировать нормально, то проблема состоит в неисправности одного или нескольких элементов питания. Если номинал детали равен 3,6 В, то надо будет подать на нее 4 В при токе 200 мА. Если батарея зарядится до номинального показателя, то она пригодна для использования. Если она не сможет полностью зарядиться, то надо будет ее удалить из цепочки. Восстановить элемент в таком случае не получится, поэтому нужно выполнить замену.
Если в шуруповерте установлены никель-кадмиевые батарейки, то устройство можно будет отремонтировать. Стоит заметить, что подобные батареи чаще всего устанавливают на бытовые приспособления. Неисправная деталь подвергается эффекту сжатия. Если в ней есть электролит, то это поможет решить проблему. Если нет, то следует использовать другой способ. Понадобится пробить аккумулятор мощным зарядом. Для этого следует подать на элемент напряжение, которое сильно превышает номинальное. Затем надо будет увеличить ток.
Если данные способы не помогли, то понадобится замена аккумуляторной батареи. Проблема заключается в выкипании электролита. Если это произойдет, то надо будет заменить отдельные элементы инструмента.
Как выполнить ремонт и замену аккумуляторных батареек?
Вначале следует купить несколько банок или разобрать еще один аккумулятор, в котором есть исправные банки. Аккумуляторы сегодня продаются во многих специализированных магазинах, поэтому можно попытаться найти нужную модель.
Паяльник необходим для ремонта аккумулятора шуруповерта.
Для работы надо будет подготовить паяльник. В данном случае подойдет бытовое приспособление небольшой мощности. Для того чтобы выполнить пайку, следует подготовить флюс и олово.
Процесс замены достаточно прост. Понадобится исключить неисправную деталь, а на ее место прикрепить новую. Если есть хотя бы минимальный опыт в данном деле, то работы по замене займут не более 2-3 минут.
В процессе пайки надо работать максимально быстро, иначе все детали, которые планируется заменить, перегреются, что часто приводит к выходу их из строя. В процессе скрепления элементов важно использовать родные пластинки или выполнять пайку при помощи проводов из меди. Пайка должна производиться качественно, иначе может быть плохой контакт. Этого допускать не рекомендуется, так как места скрепления будут перегреваться. Это может негативно повлиять на функционирование аккумуляторной батарейки шуруповерта.
В процессе скрепления деталей важно не перепутать плюс с минусом.
Все компоненты батарейки нужно соединять последовательно: плюс предыдущей банки следует соединять с минусом последующей.
Это следует обязательно учитывать.
Когда все детали будут установлены, понадобится выровнять потенциалы каждого аккумулятора. Для этого нужно выполнить цикл заряда/разряда аккумуляторной батарейки. Во время этого будет происходить выравнивание потенциалов на всех деталях, а это и является обязательным условием для правильного функционирования устройства подобного типа.
Говоря о том, как восстановить аккумулятор шуруповерта, следует знать, что батарейки не всех типов подлежат замене. Все будет зависеть от того, какая аккумуляторная батарея установлена в имеющемся шуруповерте.
Замена и ремонт аккумуляторов для инструмента своими руками
Зачастую аккумуляторы в инструментах выходят из строя раньше, чем детали механизма. Решить такую незадачу поможет эта статья, в ней мы расскажем о секретах восстановления и ремонта аккумуляторов своими руками, а также о некоторых способах продлить жизнь никель-кадмиевых батарей.
Для профессионалов ремонтного дела, использующих фирменный инструмент, аккумуляторы не более чем расходный материал. Со временем емкость батареи падает, и ее просто меняют, благо, что комплектующие можно найти достаточно легко. Но это не относится к дешевым инструментам: подобрать подходящую батарею порой почти невозможно, остается либо распрощаться с инструментом, либо прибегнуть к самостоятельному ремонту.
Причины неисправности аккумуляторов
Несмотря на большое разнообразие аккумуляторов, все они имеют типовое устройство и легко поддаются ремонту. Пластиковый корпус — всего лишь внешняя оболочка. Внутри него находится связка из 10, 12 или 15 последовательно соединенных никель-кадмиевых аккумуляторов на 1,2 В, для батарей с общим напряжением 12, 14 и 18 вольт соответственно. Аккумуляторы, в простонародье именуемые «банками», расположены в два яруса: в верхнем обычно их два, остальные компактно сгруппированы в нижнем.
Поломки батареи могут носить механический или электрохимический характер. К первому типу относят разрушение самих банок или контактов и мест пайки, а также замыкание между батареями из-за нарушения изоляционной обкладки. Такие поломки случаются вследствие сильного удара или затопления, батарея не подает никаких признаков жизни, напряжение на входе отсутствует. Чтобы произвести ремонт, батарею придется разбирать.
Второй тип неисправности возникает ввиду деградации батарей, возникающей из-за неправильной эксплуатации, нарушения процедуры зарядки и использования или просто в силу старости. Батарея показывает напряжение в 3–5 В, которое может вырасти до 8–9 В после зарядки, чего хватит на очень непродолжительное время работы. Если батарея провела в таком состоянии более года, скорее всего, потребуется разборка. В иных случаях достаточно «разогнать» батарею специальной процедурой.
Восстанавливающий «прогон» аккумуляторной батареи
Для работы с батареями желательно приобрести зарядно-балансирующее устройство (ЗБУ) с контроллером, например, HobbyKing ECO6 или аналогичное. Его стоимость эквивалентна покупке нового аккумулятора, оно также пригодится и в быту для зарядки и восстановления разных видов аккумуляторов, в т. ч. от ноутбуков и телефонов.
С большим трудом, но тоже реально, использовать два цифровых мультиметра и источник питания с регулируемым напряжением на выходе, подключенный через реостат. Один мультиметр в режиме измерения тока подключают последовательно линии питания, второй подключают к клеммам батареи для отслеживания напряжения на полюсах.
Чтобы «разбудить» батарею, необходимо подать на клеммы питания двукратное напряжение и выставить ток на треть значения емкости. То есть для батареи емкостью 2 А·ч напряжением 12 В нужно напряжение 25 В при силе тока в 600–700 мА. После двух-трех минут зарядки батарею нужно отключить и проверить напряжение на клеммах несколько раз с интервалом в 10–15 минут. Если в этих периодах не наблюдалось падения более чем на 0,1 В, на батарею снова подают повышенное напряжение при силе тока в 70% от емкости, в этот раз время заряда 4–5 мин. После «прогона» следует полностью разрядить батарею с помощью реостата, выставив ток на 0,5–0,7 А, и зарядить. Цикл нужно повторить от 2 до 7 раз для устранения эффекта памяти.
Зарядное устройство сделает все эти операции автоматически, в том числе нужное число циклов заряда/разряда. Если же батарею по тем или иным причинам невозможно «прогнать», зарядное оповестит об этом и придется разбирать корпус для замены одной или нескольких банок.
Как вскрыть корпус, не разломав его
Самые дешевые батареи имеют разборной корпус, нижняя и верхняя половинки которого стянуты четырьмя саморезами. Но существуют и корпуса, кажущиеся цельными при первом осмотре, у них половинки склеены или спаяны.
Для вскрытия такого корпуса следует положить аккумулятор на бок и наносить по стыку удары резиновой киянкой, периодически проверяя, не разошелся ли шов. После нескольких минут таких манипуляций корпус должен расколоться, либо на стыке появится видимый зазор. В него можно вставить под углом лезвие секционного ножа и слегка забить его молотком поглубже. Если сделать так с 3–4 сторон, слой клея даст трещину и половинки удастся разъединить.
Когда корпус будет разобран, связка аккумуляторов останется в его верхней части. Чтобы ее оттуда извлечь, следует слегка подогнуть контактные пластины. В верхней части аккумуляторной батареи может находиться оголовок с термопарой, чтобы его снять нужно либо разогнуть пластины крайних аккумуляторов, либо отпаять их.
Между ярусами батареи и под ней есть две изолирующие прокладки: их нужно сохранить для обратной сборки. После ремонта батареи на нее надевают оголовок и вставляют обратно, соединяя две половинки корпуса цианакрилатом.
Замена банок или их реставрация
Батарея теряет емкость и разряжается сама по себе из-за наличия в связке даже одной неисправной банки. Поэтому нужно проверить каждый элемент цепи, прикладывая щупы мультиметра к клеммам батареи в соответствующей полярности. «Молчащие» аккумуляторы практически не имеют напряжения, не отзываются на их «прогон» и даже на импульсный прогрев высоким (5–7 В) напряжением. Такие элементы меняют на новые (они есть в свободной продаже), либо собирают один аккумулятор из двух.
В 90% случаев аккумуляторы выходят из строя по причине пересыхания и их можно относительно легко вернуть к жизни. Для этого в торце минусового контакта нужно просверлить совсем небольшое отверстие диаметром 0,2–0,25 мм. В него с помощью шприца достаточно залить 1–1,5 см 3 дистиллированной воды и дать элементам отлежаться при комнатной температуре 3–4 дня. После этого можно приступать к прогону каждого аккумулятора в отдельности по аналогии с целой батареей. Заряжать и разряжать батарею можно целиком, для работы с отдельными элементами их отпаивать не нужно.
Если батарея вернулась к жизни, в нее добавляют еще 0,2–0,3 см 3 дистиллята и запаивают отверстие оловом. Нужно восстановить поврежденную бумажную оболочку изолентой, затем собрать аккумуляторы в пучок и скрепить их вместе скотчем или термоклеем.
Секреты долгой эксплуатации
Есть несколько простых способов добиться более продолжительного срока службы батарей. В первую очередь — не эксплуатировать инструмент и не хранить аккумулятор при температуре менее 6–8 °C. Также не следует сильно нагружать батарею, допуская перегрев. При падении мощности более чем наполовину необходимо заменить батарею, а 2–3 цикла полной разрядки-зарядки проводить раз в полтора месяца активной эксплуатации.
Аккумуляторы шуруповерта допускается хранить в разряженном состоянии, но лучше это делать с подключением к ЗБУ, работающему в соответствующем режиме. Устройство также поможет выполнить несколько циклов зарядки-разрядки при оптимальных для вашей батареи параметрах тока.