Изготовление и эксплуатация импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Изготовление и эксплуатация импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Разряд аккумуляторной батареи — это довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие наши соотечественники. Для восстановления работоспособности АКБ ее необходимо зарядить, для этой цели в продаже можно найти множество видов зарядных приборов. Из каких элементов состоит зарядное устройство импульсное для автомобильного аккумулятора и как его соорудить своими руками — подробнее об этом читайте ниже.
Характеристика прибора
Приборы для зарядки аккумулятора могут быть трансформаторными либо импульсными. Первые сегодня практически неактуальны из-за их больших размеров и веса, а также недостатков, соответственно, востребованность импульсных ЗУ для АКБ только растет.
Устройство и принцип работы
Предназначение такого прибора заключается в восстановлении заряда батареи.
Устройство девайса следующее:
- трансформаторный импульсный механизм;
- выпрямительный узел;
- стабилизатор;
- устройства индикации заряда;
- управляющий модуль, осуществляющий контроль за работой ЗУ.
ИЗУ для автомобильной АКБ от производителя BOSCH
Если вы сравните импульсное зарядное устройство с трансформаторным, то увидите, что все компоненты, которые входят в состав первого, значительно меньше по размерам и весу. Именно поэтому приборы такого типа получили популярность среди соотечественников, тем более, что их вполне можно соорудить в домашних условиях.
Если говорить о принципе действия, то непосредственно сам процесс заряда может осуществляться:
- напряжением постоянным током;
- напряжением с неизменными параметрами;
- еще один способ — комбинированный.
Наиболее оптимальным, а также правильным с точки зрения теории является второй вариант, поскольку именно он позволяет полностью контролировать процесс заряда. В том случае, если вы планируете добиться максимального уровня заряда, в ходе процесса также следует учитывать и значение разряда аккумулятора. Метод постоянного тока — не самый лучший способ, поскольку в данном случае речь идет о быстром процессе заряда. При таком напряжении через пластины батареи проходит высокий ток, в результате чего есть вероятность разрушения пластин АКБ. А это, в свою очередь, приведет к ее неработоспособности, ведь восстановить пластины не получится (автор видео — канал deonich tex).
Что касается последнего способа — комбинированного, то он считается одним из самых щадящих для конструкции аккумулятора. В данном случае через батарею в первую очередь проходит постоянный ток, который впоследствии меняется на переменный, когда батарея будет практически заряжена. После этого ток постепенно снижается, его значение уменьшается почти до нуля, что способствует стабилизации напряжения в целом. По утверждению многих электриков, этот вариант дает возможность если не предотвратить, то как минимуму снизить вероятность выкипания раствора электролита в банках батареи. Соответственно, это способствует и предотвращению возможности выделения газов.
Особенности подбора оборудования
Есть несколько особенностей подбора девайса:
- Во-первых, большинство наших соотечественников при покупке рассчитывают на то, что зарядный прибор при необходимости сможет восстановить работоспособность полностью севшего аккумулятора. Несмотря на то, то импульсное зарядное устройство — это довольно технологичный прибор, не факт, что оно сможет выполнить эту функцию. Покупая девайс в магазине, обязательно нужно уточнить, сможет ли ЗУ справиться с задачей восстановления полностью разряженной батареи.
- Во-вторых, необходимо учитывать значение максимального тока, который будет проходит через аккумуляторную батарею во время зарядки. Здесь же необходимо брать во внимание и уровень напряжения, с которым будет осуществляться зарядка АКБ. Покупая импульсное зарядное устройство, желательно, чтобы прибор имел функцию автоматического отключения либо поддержки, она будет активироваться в том случае, когда АКБ зарядится (автор видеообзора импульсной зарядки — канал Oops of ZikValera).
Советы по эксплуатации
Используя зарядные приборы для аккумуляторов автомобилей, необходимо руководствоваться элементарными правилами эксплуатации.
Для начала нужно запомнить, что при использовании ЗУ важно соблюдать последовательность действий:
- Сначала АКБ извлекается из авто.
- Затем проверяется состояние батареи — внешний вид, корпус, при необходимости очищаются клеммы.
- Затем выкручиваются пробки банок батареи, если нужно, уровень электролита в банках восполняется путем добавления в систему дистиллированной воды.
- После этого к клеммам АКБ покдлючаются щупы зарядного прибора с соблюдением полярности.
- И только после этого ЗУ включается в бытовую сеть.
При выставлении настроек ЗУ нужно также учитывать такие моменты:
- Значение силы тока — этот параметр можно отрегулировать, чтобы сделать это, следует учесть, насколько АКБ разряжена. Если уровень разряда составляет всего 25%, то при включении прибора значение силы тока может увеличиться.
- Напряжение. В процессе заряда значение напряжения должно быть не выше 14.4 В, в противном случае это может отразиться на работе автоаккумулятора в дальнейшем.
- Время, на протяжении которого батарея должна заряжаться. Практически все современные ЗУ оснащаются дисплеями, а также световыми индикаторами, по которым можно определить степень заряда устройства. Если же индикаторы отсутствуют, то вычислить время зарядки можно с помощью значения тока. Если вы заметили, что на протяжении 2 часов сила тока остается на одном уровне, это может сказать о том, что АКБ полностью зарядилась.
Заряжать аккумулятор больше суток нельзя, поскольку это приведет к выкипанию раствора электролита в банках. А это, в свою очередь, может стать причиной замыкания на пластинах.
Инструкция по изготовлению импульсного ЗУ своими руками
Простая схема для изготовления импульсной зарядки
Сделать ЗУ для автоаккумуляторов можно в домашних условиях, рассмотрим процесс изготовления девайса со схемой IR2153. В этой схеме нет двух конденсаторных элементов, подключенных к средней точке, вместо них устанавливается электролит. По этой схеме можно изготовить девайс, который изначально рассчитан на невысокую мощность, но если вы хотите получить более мощное ЗУ, то можете немного изменить схему, добавив в нее мощные компоненты.
- Схема импульсного зарядного устройства подразумевает использование ключей 8N50, которые оснащаются защитным корпусом. Также вам потребуются и диодные мосты, их не обязательно покупать в магазине, можно взять со старого БП компьютера. Если у вас нет возможности достать такие диоды, то в принципе, мост можно сделать из выпрямительных диодных элементов, потребуется четыре штуки.
- Не менее важным этапом является обустройство цепи питания, для реализации вам понадобится резисторный элемент для гашения тока, наиболее оптимальным вариантом будет резистор на 18 кОм. За резисторным компонентом устанавливается выпрямитель, который монтируется на диоде. В данном случае питание от бытовой сети будет передаваться на плату, это нам подходит. На самом питании нужно будет установить электролит, а его также надо будет соединить с конденсаторным элементом — можно использовать керамическое устройство или пленочное. Конденсатор в обязательном порядке нужно добавить в схему, поскольку это позволит максимально сгладить возможные помехи в работе ЗУ.
- Трансформаторный узел можно взять из старого компьютерного БП, важно убедиться в том, что он рабочий. Устройства, которые ставятся в блоки питания, оптимально подходят для изготовления ЗУ, так как они выдают хороший ток на выходе. Диодные элементы трансформатора должны быть в любом случае импульсными, так как обычные детали будут не в состоянии работать в условиях высокой частоты.
- Что касается фильтрующего элемента, то его использование не является обязательным, но все же добавить фильтр можно. Также в схему можно добавить термистор на 5 Ом и установить его перед фильтром, это позволит добиться максимального снижения помех. К слову, термистор также можно демонтировать из компьютерного БП.
- Не забудьте установить и электролитический конденсаторный компонент, при его выборе необходимо руководствоваться соотношением 1 Вт — 1 мкФ (автор видео о пошаговом изготовлении ЗУ — канал Паяльник TV).
На первый взгляд эта схема может показаться достаточно сложной, но в целом в ее реализации нет ничего сложного. Если вы все сделаете правильно и учтете все моменты и рекомендации, то процесс изготовления не вызовет сложностей, даже если вы никогда ранее не сталкивались с такой задачей.
Фотогалерея «Схемы для изготовления ЗУ»
Ниже представлены более сложные схемы для изготовления зарядных устройств. Если вы владеете навыками, то можете использовать эти схемы.
1. Более сложная схема для импульсного ЗУ
2. Схема мощного импульсного прибора
Видео «Простая инструкция по изготовлению импульсного ЗУ своими руками»
В ролике ниже представлена простая и наглядная инструкция по изготовлению импульсного ЗУ в домашних условиях с описанием схемы и всех основных рабочих моментов (автор видео — канал Blaze Electronics).
Изготовление и эксплуатация импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Разряд аккумуляторной батареи — это довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие наши соотечественники. Для восстановления работоспособности АКБ ее необходимо зарядить, для этой цели в продаже можно найти множество видов зарядных приборов. Из каких элементов состоит зарядное устройство импульсное для автомобильного аккумулятора и как его соорудить своими руками — подробнее об этом читайте ниже.
Характеристика прибора
Приборы для зарядки аккумулятора могут быть трансформаторными либо импульсными. Первые сегодня практически неактуальны из-за их больших размеров и веса, а также недостатков, соответственно, востребованность импульсных ЗУ для АКБ только растет.
Устройство и принцип работы
Предназначение такого прибора заключается в восстановлении заряда батареи.
Устройство девайса следующее:
- трансформаторный импульсный механизм;
- выпрямительный узел;
- стабилизатор;
- устройства индикации заряда;
- управляющий модуль, осуществляющий контроль за работой ЗУ.
ИЗУ для автомобильной АКБ от производителя BOSCH
Если вы сравните импульсное зарядное устройство с трансформаторным, то увидите, что все компоненты, которые входят в состав первого, значительно меньше по размерам и весу. Именно поэтому приборы такого типа получили популярность среди соотечественников, тем более, что их вполне можно соорудить в домашних условиях.
Если говорить о принципе действия, то непосредственно сам процесс заряда может осуществляться:
- напряжением постоянным током;
- напряжением с неизменными параметрами;
- еще один способ — комбинированный.
Наиболее оптимальным, а также правильным с точки зрения теории является второй вариант, поскольку именно он позволяет полностью контролировать процесс заряда. В том случае, если вы планируете добиться максимального уровня заряда, в ходе процесса также следует учитывать и значение разряда аккумулятора. Метод постоянного тока — не самый лучший способ, поскольку в данном случае речь идет о быстром процессе заряда. При таком напряжении через пластины батареи проходит высокий ток, в результате чего есть вероятность разрушения пластин АКБ. А это, в свою очередь, приведет к ее неработоспособности, ведь восстановить пластины не получится (автор видео — канал deonich tex).
Что касается последнего способа — комбинированного, то он считается одним из самых щадящих для конструкции аккумулятора. В данном случае через батарею в первую очередь проходит постоянный ток, который впоследствии меняется на переменный, когда батарея будет практически заряжена. После этого ток постепенно снижается, его значение уменьшается почти до нуля, что способствует стабилизации напряжения в целом. По утверждению многих электриков, этот вариант дает возможность если не предотвратить, то как минимуму снизить вероятность выкипания раствора электролита в банках батареи. Соответственно, это способствует и предотвращению возможности выделения газов.
Особенности подбора оборудования
Есть несколько особенностей подбора девайса:
- Во-первых, большинство наших соотечественников при покупке рассчитывают на то, что зарядный прибор при необходимости сможет восстановить работоспособность полностью севшего аккумулятора. Несмотря на то, то импульсное зарядное устройство — это довольно технологичный прибор, не факт, что оно сможет выполнить эту функцию. Покупая девайс в магазине, обязательно нужно уточнить, сможет ли ЗУ справиться с задачей восстановления полностью разряженной батареи.
- Во-вторых, необходимо учитывать значение максимального тока, который будет проходит через аккумуляторную батарею во время зарядки. Здесь же необходимо брать во внимание и уровень напряжения, с которым будет осуществляться зарядка АКБ. Покупая импульсное зарядное устройство, желательно, чтобы прибор имел функцию автоматического отключения либо поддержки, она будет активироваться в том случае, когда АКБ зарядится (автор видеообзора импульсной зарядки — канал Oops of ZikValera).
Советы по эксплуатации
Используя зарядные приборы для аккумуляторов автомобилей, необходимо руководствоваться элементарными правилами эксплуатации.
Для начала нужно запомнить, что при использовании ЗУ важно соблюдать последовательность действий:
- Сначала АКБ извлекается из авто.
- Затем проверяется состояние батареи — внешний вид, корпус, при необходимости очищаются клеммы.
- Затем выкручиваются пробки банок батареи, если нужно, уровень электролита в банках восполняется путем добавления в систему дистиллированной воды.
- После этого к клеммам АКБ покдлючаются щупы зарядного прибора с соблюдением полярности.
- И только после этого ЗУ включается в бытовую сеть.
При выставлении настроек ЗУ нужно также учитывать такие моменты:
- Значение силы тока — этот параметр можно отрегулировать, чтобы сделать это, следует учесть, насколько АКБ разряжена. Если уровень разряда составляет всего 25%, то при включении прибора значение силы тока может увеличиться.
- Напряжение. В процессе заряда значение напряжения должно быть не выше 14.4 В, в противном случае это может отразиться на работе автоаккумулятора в дальнейшем.
- Время, на протяжении которого батарея должна заряжаться. Практически все современные ЗУ оснащаются дисплеями, а также световыми индикаторами, по которым можно определить степень заряда устройства. Если же индикаторы отсутствуют, то вычислить время зарядки можно с помощью значения тока. Если вы заметили, что на протяжении 2 часов сила тока остается на одном уровне, это может сказать о том, что АКБ полностью зарядилась.
Заряжать аккумулятор больше суток нельзя, поскольку это приведет к выкипанию раствора электролита в банках. А это, в свою очередь, может стать причиной замыкания на пластинах.
Инструкция по изготовлению импульсного ЗУ своими руками
Простая схема для изготовления импульсной зарядки
Сделать ЗУ для автоаккумуляторов можно в домашних условиях, рассмотрим процесс изготовления девайса со схемой IR2153. В этой схеме нет двух конденсаторных элементов, подключенных к средней точке, вместо них устанавливается электролит. По этой схеме можно изготовить девайс, который изначально рассчитан на невысокую мощность, но если вы хотите получить более мощное ЗУ, то можете немного изменить схему, добавив в нее мощные компоненты.
- Схема импульсного зарядного устройства подразумевает использование ключей 8N50, которые оснащаются защитным корпусом. Также вам потребуются и диодные мосты, их не обязательно покупать в магазине, можно взять со старого БП компьютера. Если у вас нет возможности достать такие диоды, то в принципе, мост можно сделать из выпрямительных диодных элементов, потребуется четыре штуки.
- Не менее важным этапом является обустройство цепи питания, для реализации вам понадобится резисторный элемент для гашения тока, наиболее оптимальным вариантом будет резистор на 18 кОм. За резисторным компонентом устанавливается выпрямитель, который монтируется на диоде. В данном случае питание от бытовой сети будет передаваться на плату, это нам подходит. На самом питании нужно будет установить электролит, а его также надо будет соединить с конденсаторным элементом — можно использовать керамическое устройство или пленочное. Конденсатор в обязательном порядке нужно добавить в схему, поскольку это позволит максимально сгладить возможные помехи в работе ЗУ.
- Трансформаторный узел можно взять из старого компьютерного БП, важно убедиться в том, что он рабочий. Устройства, которые ставятся в блоки питания, оптимально подходят для изготовления ЗУ, так как они выдают хороший ток на выходе. Диодные элементы трансформатора должны быть в любом случае импульсными, так как обычные детали будут не в состоянии работать в условиях высокой частоты.
- Что касается фильтрующего элемента, то его использование не является обязательным, но все же добавить фильтр можно. Также в схему можно добавить термистор на 5 Ом и установить его перед фильтром, это позволит добиться максимального снижения помех. К слову, термистор также можно демонтировать из компьютерного БП.
- Не забудьте установить и электролитический конденсаторный компонент, при его выборе необходимо руководствоваться соотношением 1 Вт — 1 мкФ (автор видео о пошаговом изготовлении ЗУ — канал Паяльник TV).
На первый взгляд эта схема может показаться достаточно сложной, но в целом в ее реализации нет ничего сложного. Если вы все сделаете правильно и учтете все моменты и рекомендации, то процесс изготовления не вызовет сложностей, даже если вы никогда ранее не сталкивались с такой задачей.
Фотогалерея «Схемы для изготовления ЗУ»
Ниже представлены более сложные схемы для изготовления зарядных устройств. Если вы владеете навыками, то можете использовать эти схемы.
Видео «Простая инструкция по изготовлению импульсного ЗУ своими руками»
В ролике ниже представлена простая и наглядная инструкция по изготовлению импульсного ЗУ в домашних условиях с описанием схемы и всех основных рабочих моментов (автор видео — канал Blaze Electronics).
Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
Доброго времени суток всем автолюбителям! Если у вас есть свой автомобиль, значит, есть и аккумулятор. А если есть аккумулятор, значит, его нужно заряжать. Большинство автолюбителей используют заводские зарядные устройства. Но ведь его можно изготовить и самому. Для этого нужна схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, инструмент и желание его сделать.
Какие бывают зарядные для аккумуляторов
Как вы знаете, генератор заряжает АКБ на 85-90%. И чтобы не допустить потери емкости, его нужно периодически подзаряжать. Например, вы определяетесь, какой аккумулятор лучше купить, и выбор падает на кальциевый. В этом случае, стоит знать, что его рекомендуется заряжать каждые 2-3 месяца. А если этого не делать – через год батарея пойдет на свалку. Т.е. без зарядного устройства обойтись не получится.
Давайте разберемся, какие вообще существуют зарядные устройства, в чем их основные отличия, достоинства и недостатки.
По типу, они делятся на 2 большие группы:
- импульсные зарядные устройства;
- трансформаторные .
В свою очередь, они также могут быть разных видов. Давайте их рассмотрим.
Импульсные зарядные устройства
Принцип работы импульсного устройства заключается в зарядке аккумулятора на малых токах. Поэтому, отпадает необходимость использования большого трансформатора. А следовательно, они обладают компактными размерами и малым весом. Кроме того, многие модели оснащены функцией десульфатации восстанавливающей емкость аккумулятора.
Из недостатков, стоит отметить сложность ремонта. Принципиальная схема импульсных зарядных устройств, довольно сложная, поэтому без соответствующих знаний с ней будет сложно разобраться.
Трансформаторные устройства
В основе работы лежит трансформатор, который преобразовывает высокое напряжение в низкое. Отсюда большой вес и немалые габариты. Электрическая схема таких устройств, довольно простая, поэтому их легко ремонтировать и при желании можно собрать самостоятельно, воспользовавшись заводской схемой.
Основное различие этих приборов в реализации регулировки тока:
- тиристорная регулировка – сейчас используется редко, т.к. есть более совершенные аналоги;
- транзисторная – эта схема очень популярна, в ее основе лежит использование шим контроллеров;
- ступенчатая – регулировка напряжения делается механически, за счет добавления или уменьшения обмоток трансформатора.
Большое преимущество трансформаторных устройств в их простоте и надежности.
Десульфатирующее устройство
Большой плюс, когда зарядное устройство для автомобильного аккумулятора умеет работать в режиме десульфатации. Если вы не знаете – это разрушение сульфатов серной кислоты, которые образуются на свинцовых пластинах после глубоких разрядов АКБ.
Принцип работы десульфатирующего устройства довольно прост. В первый период, когда диоды открыты, аккумулятор заряжается, а во второй разряжается малым током. Например, ток заряда 10А, а для разряда – 1А. При желании, можно сделать его своими руками.
Для этого понадобятся:
- трансформатор мощностью от 200 Вт;
- реле для защиты АКБ от разрядки;
- диоды;
- переменный резистор для регулировки напряжения;
- амперметр;
- стабилитроны.
В этой схеме нужно предусмотреть радиаторы для охлаждения транзисторов.
Самодельные устройства
В интернете можно найти множество схем для изготовления зарядных для АКБ своими руками. Давайте сделаем небольшой обзор самых популярных и простых вариантов.
- самодельные зарядные из компьютерного блока питания . Один из самых простых вариантов. Для его изготовления потребуется минимум запчастей, т.к. он делается на базе готовой платы. На выходе можно получить регулируемое и мощное устройство;
- на диодах . Самая простая схема, включает диод, проводящий ток в одну сторону и обычную электролампу. Конечно, ее можно использовать лишь в экстренных случаях. Более совершенное устройство можно получить, используя понижающий трансформатор и выпрямительный диод на ток от 20 ампер;
- любительские устройства для аккумуляторов, основанные на использовании трансформаторов .
Браться за собственноручное изготовление зарядного устройства для аккумулятора, имеет смысл лишь в том случае, если у вас есть соответствующие знания. Иначе можно получить неожиданные результаты.
Если вы все же решите делать его самостоятельно, стоит учесть несколько деталей:
- прибор должен быть регулируемым;
- его электрическая схема должна включать стабилизатор зарядного тока. Она нужна для того, чтобы ограничивать подаваемый на АКБ ток по мере его зарядки;
- для мощного зарядного, необходимо предусмотреть систему принудительной вентиляции. Обычных радиаторов может не хватить.
Давайте рассмотрим несколько примеров изготовления альтернативы заводским приборам.
Зарядное из блока компьютерного блока питания
Один из доступных способов изготовления зарядного устройства своими руками – сделать его на базе компьютерного блока питания. Давайте разберемся, как его изготовить.
- блок питания;
- переменный резистор на 33 и 68 кОм;
- предохранитель на 10А;
- два крокодила и провода для их подсоединения к плате;
- паяльник;
Мощность блока питания должна быть не меньше 150Вт, иначе он просто не сможет выдать достаточного напряжения для автомобильных аккумуляторов.
Подготовка
Самое главное, найти подходящий блок питания. Это определяется по шим-контроллеру, установленному на плате. Чтобы сделать самодельное зарядное устройство, подойдут:
- TL494;
- KA7500;
- TL495;
- MB3759;
- UTC51494;
Либо их аналоги. Кстати, в обозначении микросхемы важны цифры – буквы могут быть другими. Если шим-контроллер подходящий, нужно проверить исправность блока питания. Для этого нужно взять основной разъем блока и замкнуть зеленый провод с любым черным. Блок должен запуститься без компьютера.
Переделка платы
Когда вы достанете плату, первым делом нужно избавиться от всех лишних проводов. Легче всего их выпаять мощным паяльником. Для этого, нужно расплавлять припой с обратной стороны платы и аккуратно вытягивать проводки.
Максимальное напряжение, которое может выдать компьютерный блок питания – 12В. А этого для зарядки мало, т.к. нужно 14,5В. Поэтому потребуется отключить на плате защиту от повышения напряжения.
- находится 13, 14 и 15 ноги шим контроллера TL494;
- тестером определяется +5В, которые к ним подходят;
- дорожка перерезается.
После этого, нужно отпаять от первой ноги два резистора и впаять переменные резисторы на 33 и 68 кОм. К резистору на 33 кОм подключается регулятор.
Теперь нужно сделать выводы для подключения платы к АКБ. Для этого подойдет кабель с сечением в 2,5 мм2. Меньше брать не стоит. На плате находится вывод 12 В и земля, к которым нужно припаять эти провода. С другой стороны, к ним присоединяются крокодилы. Для защиты от замыкания, на плюсовую клемму желательно установить предохранитель на 10А.
После этого, блок собирается. Таким образом, можно своими руками сделать простейшее регулируемое зарядное для автомобильных батарей. Его можно усовершенствовать, добавив к электросхеме блок автоматического понижения выходящего тока и вольтметр.
Простое зарядное на диодах
Как уже писалось выше – заряжать аккумулятор таким способом, стоит лишь в экстренных случаях. Для изготовления понадобится:
- автомобильная лампа на 12В;
- зарядное от ноутбука – используется как диод;
- провода.
Последовательность подключения к батарее:
- плюс от зарядки подключается к плюсовой клемме напрямую;
- минус , подключается через лампу.
И все – такая вот схема простого зарядного устройства. Заряжаться аккумулятор будет 6-8 часов. При подключении, важно не перепутать плюс с минусом.
Таким образом, при желании, можно самому сделать полноценное зарядное для машины. Пусть даже и самое простое. Самое главное, что им можно зарядить свой аккумулятор. Но если вы сомневаетесь в своих силах – лучше приобрести заводской прибор . Тем более цена на них не такая уж и высокая.
Как сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками?
Автоматические устройства представляют простую конструкцию, но очень надежную в работе. Создана их конструкция при использовании простого трансформатора без лишних электронных дополнений. Они рассчитаны на простую зарядку аккумуляторов любых транспортных средств.
Плюсы:
- Зарядка прослужит долгие годы при правильном использовании и должном ее обслуживании.
Минусы:
- Отсутствие какой-либо защиты.
- Исключение режима разрядки и возможности проведения восстановления аккумуляторной батареи.
- Тяжелый вес.
- Достаточно высокая стоимость.
Состоит классический зарядный прибор из следующих ключевых элементов:
- Трансформатор.
- Выпрямитель.
- Блок регулировки.
Такой прибор вырабатывает постоянный ток под напряжением 14,4в, а не 12в. Поэтому согласно законам физики, невозможно зарядить одно устройство другим, если напряжение у них одинаковое. Руководствуясь вышесказанным, оптимальным значением для такого устройства является 14.4 Вольта.
Ключевыми компонентами любого зарядного устройства считаются:
- трансформатор;
- сетевая вилка;
- предохранитель (осуществляет защиту от короткого замыкания);
- проволочный реостат (осуществляет регулировку силы зарядного тока);
- амперметр (показывает силу электрического тока);
- выпрямитель (преобразовывает переменный в постоянный ток);
- реостат (регулирует силу тока, напряжение в электрической цепи);
- лампочка;
- включатель;
- корпус;
Провода для подключения
Для присоединения любого зарядного устройства используют, как правило, красный и черный провода, красный – это плюс, черный – минус.
При выборе кабелей, для подключения зарядного или пускового устройства, необходимо выбирать сечение не меньше 1 мм 2.
Внимание. Дальнейшая информация выложена в ознакомительных целях. Все что вы захотите воплотить в жизнь, вы делаете на свое усмотрение. Неправильное или неумелое обращение с теми или иными запчастями и приборами приведет их в неисправность.
Посмотрев доступные виды зарядных устройств, перейдем непосредственно к изготовлению своими руками.
Зарядка для АКБ из блока питания компьютера
Для зарядки любого аккумулятора хватит 5-6 ампер-часов, это является около 10% от емкости всей батареи. Произвести его, может, любой блок питания емкостью от 150 Вт.
Итак, рассмотрим 2 способа самостоятельного изготовления зарядного устройства из компьютерного блока питания.
Способ первый
Для изготовления нужны следующие детали:
- блок питания, мощностью от 150 Вт;
- резистор 27 кОм;
- регулятор тока R10 или блок резисторов;
- провода длиной от 1 метра с клеммами;
Ход выполнения работ:
- Для начала нам потребуется разобрать блок питания.
- Извлекаем неиспользуемые нами провода, а именно -5в, +5в, -12в и +12в.
- Совершаем замену резистора R1 на заранее заготовленный резистор 27 кОм.
- Удаляем провода 14 и 15, а 16 просто отключаем.
- Из блока выводим сетевой шнур и провода к аккумуляторной батарее.
- Устанавливаем регулятор тока R10. В отсутствие такого регулятора, можно изготовить самодельный блок резисторов. Состоять будет он из двух резисторов 5 Вт, которые будут соединены параллельно.
- Для настройки зарядного устройства, в плату устанавливаем переменный резистор.
- К выходам 1,14,15,16 припаиваем провода, а резистором устанавливаем напряжение 13,8-14,5в.
- На окончание проводов присоединяем клеммы.
- Остальные ненужные дорожки удаляем.
Способ второй
Для изготовления нашего устройства по данному способу, потребуется блок питания немного мощнее, а именно на 350 Вт. Так как он может выдать 12-14 ампер, что удовлетворит наши потребности.
Ход выполнения работ:
- В блоках питания от компьютера импульсный трансформатор имеет несколько обмоток, Одна из них на 12в, а вторая на 5в. Для изготовления нашего устройства нужна только обмотка на 12в.
- Для запуска нашего блока потребуется найти зеленый провод и замкнуть его с черным проводом. При использовании дешевого китайского блока, возможно, там будет не зеленый, а серый провод.
- Если у вас блок питания старого образца с кнопкой включения, вышеуказанная процедура не нужна.
- Далее, составляем из желтых и черных проводов 2 толстые шины, а ненужные провода обрезаем. Черная шина будет минусом, желтая соответственно плюсом.
- Для повышения надежности нашего устройства можно осуществить замену местами диодов. Дело в том, что на 5в шине стоит более мощный диод, чем на 12в.
- Так как в блоке питания стоит встроенный вентилятор, то ему не страшны перегревы.
Способ третий
Для изготовления нам потребуются следующие детали:
- блок питания, мощностью 230 Вт;
- плата с микросхемой TL 431;
- резистор 2,7 кОм;
- резистор 200 Ом мощностью 2 Вт;
- резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт;
- резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт;
- реле на 4 контакта;
- 2 диода 1N4007 или подобные диоды;
- резистор 1кОм;
- светодиод яркого цвета;
- длина провода не менее 1 метра и сечением не меньше 2,5 мм 2, с клеммами;
Ход выполнения работ:
- Выпаиваем все провода кроме 4 черных и 2 желтых проводов, так как по ним поступает питание.
- Замкнуть перемычкой контакты, отвечающие за защиту от перенапряжения, чтобы наш блок питания не выключался от перенапряжения.
- Заменяем на плате с микросхемой TL 431 встроенный резистор на резистор 2,7 кОм, для установки выходного напряжения 14,4в.
- Добавляем резистор 200 Ом мощностью 2 Вт на выход с канала 12в, для стабилизации напряжения.
- Добавляем резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт на выход с канала 5в, для стабилизации напряжения.
- Выпаиваем транзистор на плате с микросхемой TL 431, для устранения препятствий при установке напряжения.
- Заменяем стандартный резистор, в первичной цепи обмотки трансформатора, на резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт.
- Собираем схему защиты от неправильного подключения к аккумулятору.
- Выпаиваем из блока питания ненужные части.
- Выводим необходимые провода из блока питания.
- Припаиваем клеммы к проводам.
Преимуществом такого самодельного устройства является отсутствие возможности перезарядки батареи.
Простейшее устройство с использованием адаптера
адаптер для прикуривателя
Теперь рассмотрим случай, когда в наличии нет ненужного блока питания, наш аккумулятор сел и его нужно зарядить.
У каждого хорошего хозяина или поклонника всяких электронных приборов, имеется адаптер для подзарядки автономной техники. Любой 12в адаптер, можно использовать для зарядки автомобильного аккумулятора.
Главным условием такой зарядки является не меньшее выдаваемое напряжение источником, чем у аккумулятора.
Ход выполнения работ:
- Необходимо отрезать разъем с окончания провода адаптера и счищаем изоляцию не меньше 5 см.
- Так как провод идет сдвоенный, необходимо его разделить. Расстояние между окончанием 2 проводов, должно быть, не меньше 50 см.
- Припаиваем или приматываем к окончаниям провода клеммы для надежной фиксации на аккумуляторной батарее.
- Если клеммы одинаковые, то нужно позаботиться о нанесении на них знаков различия.
- Самое большое неудобство этого способа заключается в постоянном контроле над температурой адаптера. Так как если адаптер перегорит, то это может вывести аккумулятор с рабочего состояния.
Зарядное устройство из диода и бытовой лампочки
Диод – это полупроводниковый электронный прибор, который способен проводит ток в одном направлении, имеет сопротивление, приравненное к нулю.
В качестве диода будет использован адаптер зарядки к ноутбуку.
Для изготовления такого вида устройства, нам потребуется:
- адаптер зарядки к ноутбуку;
- лампочка;
- провода длиной от 1 м;
Каждый зарядный прибор для автомобиля выдает около 20в напряжения. Так как диод его заменяет адаптер и пропускает напряжение только в одну сторону, он защищен от короткого замыкания, которое может случиться при неправильном подключении.
Чем больше мощность лампочки, тем быстрее происходит заряд аккумулятора.
Ход выполнения работ:
- К плюсовому проводу адаптера ноутбука подсоединяем нашу лампочку.
- От лампочки бросаем провод на плюс.
- Минус от адаптера напрямую подключаем к аккумулятору.
В случае правильного подключения, наша лампочка будет светиться, потому что ток на клеммах низкий, а напряжение большое.
Исходя из этого, подключать лампочку высокой мощности можно только в особых случаях.
Этот способ предусматривает постоянное наблюдение и измерение напряжения на клеммах. Перезаряд батареи приведет к обильному выделению водорода, и она может выйти из строя.
При зарядке АКБ таким способом, постарайтесь находиться возле прибора, так как временное оставление его без присмотра может привести к выходу из строя прибора и АКБ.
Проверка и настройка
Для проверки нашего прибора необходимо наличие исправной автомобильной лампочки. Сначала, с помощью провода подключаем нашу лампочку к зарядке, помня о соблюдении полярности. Включаем зарядку в сеть и лампочка загорелась. Все работает.
Порядок зарядки автомобильного аккумулятора
Довольно большое количество автовладельцев считают зарядку аккумулятора очень простым дело.
Но в этом процессе существует некоторое количество нюансов, от которых зависит продолжительная работа батареи:
Перед тем, как поставить батарею на зарядку, необходимо провести ряд необходимых действий:
- Используйте химически стойкие перчатки и очки.
- После снятия аккумулятора тщательно осмотрите его на признаки механических повреждений, следов вытекания жидкости.
- Выкрутить защитные крышки, для выхода выделяемого водорода, во избежание закипания аккумулятора.
- Тщательно присмотритесь к жидкости. Она должна быть прозрачная, без хлопьев. Если цвет жидкости темный и имеются признаки осадка, немедленно обращайтесь за помощью к специалистам.
- Проверить уровень жидкости. Исходя из действующих стандартов, на боковой стороне АКБ имеются пометки, «минимум и максимум» и если уровень жидкости ниже требуемого, необходимо его пополнить.
- Заливать необходимо только дистиллированную воду.
- Не включайте зарядный прибор в сеть, пока не подключены крокодилы к клеммам.
- Соблюдайте полярность при подсоединении крокодилов на клеммы.
- Если в процессе зарядки будут слышны звуки кипения, то отключите прибор от сети, дайте время остыть АКБ, проверьте уровень жидкости и после этого можно заново подключить зарядное устройство к сети.
- Следите чтобы, АКБ не перезаряжался, так как от этого зависит состояние его пластин.
- Проводите зарядку АКБ только в хорошо проветриваемых помещениях, так как в процессе заряжания выделяются токсические вещества.
- Электрическая сеть должна иметь установленные автоматы, отключающие сеть в случае ее замыкания.
После того, как вы поставите аккумулятор на зарядку, со временем ток будет падать, а напряжение на клеммах будет возрастать. Когда напряжение достигнет 14,5в – зарядку стоит прекратить выключением из сети. При достижении напряжения более 14,5в, аккумулятор начнет кипеть, а пластины освобождаться от жидкости.
Важно. Никогда не перезаряжайте свой аккумулятор, это может привести к потере его емкости и выходу из строя.