Динамометрический ключ для автомобиля: виды и обзор лучших
Динамометрический ключ для автомобиля: виды и обзор лучших
Динамометрический ключ – это гаечный ключ, в который встроен инструмент для измерения момента силы. Используется для точной затяжки резьбовых соединений. Обеспечивает надежное закручивание всех частей, и их безопасность.
Виды динамометрических ключей
Всего существует три категории: торсионный, щелчковый, индикаторный.
В торсионном ключе используется рукоятка со шкалой и неподвижной стрелкой. Погрешность может достигать одной пятой. Работает данный ключ в обе стороны. К преимуществам можно отнести простоту использования и низкую, относительно других типов, стоимость.
Из недостатков – низкая точность, которая уменьшается по мере износа ключа, и неудобство использования в труднодоступных местах, в которых сложно следить за шкалой. Торсионный ключ нельзя отрегулировать. Если он потерял свою точность, инструмент необходимо заменить.
Предельный или щелчковый динамометрический ключ необходимо предварительно настроить на момент срабатывания. Есть модели, которые работают в обе стороны. Усилие, которое применяет данный инструмент, может колебаться от полкило до ста пятидесяти килограмм. Максимальная погрешность не превышает одной десятой. Данный вид ключа наиболее распространен за счет простоты использования и небольшой стоимости. После использования необходимо вернуть инструмент в нулевое состояние, иначе может снизиться его точность.
Для достижения максимальной точности и наименьшего износа, не нужно использовать ключ на максимальных значениях. Это поможет продлить срок его службы. Когда в рукоятке производится щелчок – ключ достиг установленного момента. Это во многом облегчает работу: нужно установить необходимый момент и затянуть крепеж.
Благодаря данной технологии работа продвигается быстрее, и потому что не нужно следить за стрелкой – инструмент дает звуковое предупреждение, им удобно пользоваться в труднодосягаемых местах.
Индикаторный динамометрический инструмент позволяет проследить динамику закрепления крепежа. Конструкция инструмента оснащена шкалой с одной или двумя стрелками. Одна устанавливается на требуемое значение момента силы, другая фиксирует текущий момент. Когда затяжка завершена, стрелки должны быть совмещены.
Индикаторный ключ работает в обе стороны. Погрешность этого вида ключей не превышает одной сотой, и его можно регулировать по различным единицам измерения. Когда наступает нужный момент затяжки, ключ известит световой и звуковой индикацией.
Какой динамометрический ключ для автомобиля считается лучшим
Для качественного ремонта автомобиля, необходимо использовать инструменты, гарантирующие надлежащую прочность резьбовых соединений. Когда у мастера много опыта, он работает на глаз, но при таком способе всегда есть человеческий фактор, который подразумевает погрешность.
Вид инструмента выбирается в зависимости от потребностей мастера. Самыми точными, но и дорогостоящими являются индикаторные ключи.
Самое большое количество положительных отзывов получил ключ компании Force. Он работает в очень широком диапазоне, до 350 Нм, и имеет максимальную погрешность не более трехсотых. Кроме того, мастер сможет самостоятельно выбирать направление вращения. Ключ рекомендуют работникам автосервисов и владельцам грузовиков.
Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками
Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками?
Для чего предназначен динамометрический ключ — понятно любому автомобилисту. Для правильной затяжки с заданным моментом силы (усилием) определенных резьбовых соединений. Как правило, это гайки ступиц колес, болты головок БЦ и т.д. Но можно ли сделать такой инструмент своими руками?
Ответ: можно. Но тут встает второй вопрос: нужно ли? А вот здесь ответ менее категоричен: не всегда.
Если позволяют финансы лучше, конечно, приобрести готовый инструмент. Фирм Ombra или Jonesway, например (обе тайваньские). Цена, правда, кусачая — может перевалить за 350$. Не хило, не каждый себе позволит. В этом случае приходится экстренно мастерить собственноручно какой-то аналог.
Динамометрический ключ своими руками представляет собой комбинацию из стандартного торцевого ключа плюс кантера. Умельцы давно делают подобные конструкции и выкладывают их в Сети:
Нужно только немного вспомнить физику. В паспортных данных на авто усилие затяжки может быть выражено в НМ. Под 1НМ понимается сила в один Ньютон, которая перпендикулярно приложена к рычагу, имеющему длину в один метр. Поскольку метровым рычагом орудовать неудобно, используем обычный ключик, держа в уме соотношение: 1/L=H, где L, естественно, длина ключа, а H — приложенная к нему сила в Ньютонах. И еще помним, что 1Н ≈ 0,102 кгс, иными словами 100 граммам.
Результаты подсчета самоделки будут немного грубыми, но сделать затяжку с нужным усилием и при этом не сорвать резьбу вполне достижимо после некоторой тренировки.
Практическую работу динамометрического ключа, смастеренного самостоятельно, можно увидеть в этом видео:
Несколько кустарно, конечно, нужно приноровиться, но в безвыходной ситуации данный метод может сработать. Есть деньги – приобретаем «фирму» со стрелочной или цифровой индикацией. Недорогие модели динамометрических ключей можно купить на 25-37$, не придется мастерить аналог своими руками.
2 Oтвет на Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками?
У меня тайваньский. С ним Шкоду проверять одно удовольствие. Что дорого — да. Но вот эти все самоделкины… сомнительно это все.
Не совсем так. Как раз среди инструментов, сделанных своими руками, порой встречаются уникальные вещи.
Написать ответ Cancel reply
- О тюнинге
- Общие вопросы
- ГАЗ
- ВАЗ
- УАЗ
- Это можем сами
- Минусы и выводы
- Очистительное оборудование
- Съемники
- Шиномонтажное оборудование
Свежие комментарии
- Teor21 к записи Реальные отзывы владельцев о машине Лада Веста, недостатки и минусы
- Александр к записи Реальные отзывы владельцев о машине Лада Веста, недостатки и минусы
- Владимир К. к записи Что можно сказать об амортизаторах LYNX?
- К к записи Последние новости о растаможке в Армении в 2020 году, калькулятор и ставки
- Никита к записи Что можно сказать об амортизаторах LYNX?
Пишите нам
Ваше сообщение было успешно отправлено. Спасибо!
Для чего нужен динамометрический ключ?
Определенный момент затяжки на сопрягаемых деталях нужен для равномерного прилегания плоскостей. Кроме того, если по контуру установлена прокладка, неравномерное усилие болтовых соединений может ее разрушить.
Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто требуется с высокой точностью выполнить динамометрическую затяжку посадочного места подшипника.
Производитель рассчитывает значения крутящего момента, исходя из типа материала и конструктивных особенностей узла. При создании автомобиля на заводе, весь крепеж затягивается согласно техническим условиям: как правило, эту работу выполняют сборочные роботы.
А при обслуживании, ремонте, замене деталей – нужное усилие обеспечивается ручным инструментом: динамометрическим ключом.
Главное его достоинство – возможность работать в широком диапазоне настройки. Вы просто устанавливаете предел срабатывания своими руками, или визуально контролируете стрелку динамометра.
То есть, универсальный динамометрический ключ не позволяет одинаково точно затягивать гайки с усилием 2 Н.м. и 100 Н.м.
Производители инструмента выпускают динамометрические ключи в нескольких диапазонах:
- самый популярный «размерчик»: 40 – 210 Н.м. Он позволяет выполнять большинство ремонтных работ на ходовой части автомобиля;
- точный динамометрический ключ (от 2 Н.м. до 50 Н.м.) предназначен для ремонта и обслуживания двигателя. Настройка карбюратора, затяжка свечей, сборка коленвала и шатунов. Работы по замене впускной или выпускной систем, также выполняются динамометрическим ключом малого диапазона;
- предел затяжки от 200 Н.м. и выше предназначен для силовых элементов мощных конструкций. Применительно к автомобилям – пожалуй, лишь ступичные гайки.
Процесс выбора динамометрического ключа
Динамометрический ключ фирмы Force
Существует несколько компаний, предлагающих инструменты для затяжки резьбовых соединений. Популярным вариантом является динамометрический ключ для автомобиля фирмы Force. Инструменты, предлагаемые под этим брендом, относятся к щелчковым. Их отличает высокий диапазон значений, в ассортименте можно найти ключи для затяжки до 350 Н/м. К преимуществам ключей Force стоит отнести удобную эргономичную ручку, возможность затяжки как «правой», так и «левой» резьбы, точность срабатывания с погрешностью 3%.
Динамометрический ключ KABO
Также, рассматривая рейтинг динамометрических ключей для автомобиля, можно выделить еще несколько популярных моделей. Инструмент KABO – это электронный инструмент, который могут себе позволить автолюбители в виду его не слишком высокой стоимости. Его основными преимуществами является возможность предустановки нужного момента силы, четкий жидкокристаллический дисплей, цветовая и звуковая индикация, широкий диапазон значений.
Динамометрический ключ «Мастак»
Если цена на динамометрический ключ для автомобиля является основополагающим параметром, то стоит обратить внимание на отечественного производителя «Мастак». Под этим наименованием выпускаются щелчковые ключи с достаточно длинной и удобной рукояткой. Главным достоинством ключей «Мастак» является их доступная стоимость. Но они имеют достаточно высокую погрешность, которая может достигать 10%.
Чтобы понять, какой динамометрический ключ для автомобиля лучше приобрести, стоит учитывать все потребности и возможности. Если же по каким-то причинам нет возможности приобрести этот важный и нужный инструмент, то можно попробовать сделать его самостоятельно.
Складной болт от «Камы» обновил термоусадкой.
Отступив от края баллонного ключа, я просверлил отверстие на 8 мм. Дальше с помощью конусного сверла расширил отверстие до 9 мм с одной стороны и 11мм с другой.
В 9 -мм отверстии нарезал резьбу на 10 мм.
Болта на 10 мм нужной длины у меня не оказалось, и пришлось применить шпильку с гайкой длиной примерно 40 мм.
Закрутил импровизированный болт и собрал всю конструкцию.
Выбор инструмента
Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.
Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:
- Зубр;
- King;
- JTC;
- Force;
- Jonnesway;
- Ombra;
- Licota;
- Автодело.
Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.
Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.
Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготавливают динамометрический ключ. Особенно, если мы говорим про стрелочный тип. Ограничений нет по усилию, потому когда вы переусердствуете, инструмент из плохого материала просто сломается.
Еще одним важным критерием выбора является необходимый вам диапазон усилий. Среди всех самый распространенный — это 5-25 Нм. Диапазон зависит от размера самой головки торцевого ключа.
Как сделать самому?
Наверняка не один автолюбитель хотел в целях экономии или просто утешения собственного самолюбия смастерить динамометрический ключ своими руками . В этом поможет воспоминание из школьного курса физики.
Для начала необходимо разобраться в величинах и их конвертации. Все руководства по эксплуатации автотранспорта содержат указания относительно допустимых усилий зажима болтов или гаек в ньютонах на метр. Крутящий момент является перемножением силы, прикладываемой к плечу на его длину.
Что же означает, к примеру, 10 ньютонов на метр ? Прилагаемые усилия пропорционально зависят от длины рычага. Для достижения цифры в десять единиц необходимо приложить десять килограммов силы на рычаг в десять сантиметров.
Трубу можно будет одеть на любой ключ или же вставить в нее кубический квадрат для головок. Динамометр можно найти на каждом рынке, и представляет он собой безмен или пружинные весы.
Лучше брать к использованию измеритель силы с круглым циферблатом – на нем можно достигнуть меньшей погрешности.
Оптимально максимальное значение будет в двадцать килограммов . Крепить его к трубе следует строго перпендикулярно, путем проделывания в одном конце основы двух отверстий для болтов. Далее, нужно проградуировать свою работу.
Показатели в десять ньютон на метр достигаются при остановке стрелки на отметке в два килограмма. Свечи зажигания зажимаются прилагаемым усилием в шесть кило, что по-научному — тридцать ньютон-метров. И так далее.
Такой самодельный рычаг поражает своей абсолютной универсальностью, и к тому же его не найти ни в одном магазине. Конструкция, как влитая, подходит для разводного, рожкового и накидного ключа, для шестигранника или воротка.
Конечно, о высокой точности речь и не идет, но для достижения грубых цифр вполне подойдет и такое приспособление. Да и оперировать подобным инструментом довольно хлопотно.
Получите Динамометрический ключ 1/4 5-25Нм Зубр 64091-025 по цене 2 784 руб. в нашем офисе уже на следующий день после заказа: г. Санкт-Петербург, Свердловская набережная, 62. Это бесплатно!
При заказе доставки курьером вы получите заказ через 2-3 дня до двери. Это стоит 400 рублей в пределах Санкт-Петербурга. О цене доставки в пригороды уточняйте у менеджера.
Самовывоз из 32 пунктов выдачи в СПб — 150 рублей. Узнайте, где находятся пункты выдачи в вашем городе
Живёте в другом регионе?
Заберите заказ из пунктов самовывоза Главпункт, СДЭК, Деловые линии или в отделении Почты России. Стоимость зависит от веса груза и удалённости города. По времени доставка занимает от 2-х до 7-ми дней (европейская часть страны). О точном времени доставки и стоимости узнайте у менеджера.
Нужно больше информации о доставке? Читайте на странице Доставка/самовывоз
Неисправности динамометрических ключей
Неисправности динамометрических ключей будут рассматриваться на примере моментных ключей щелчкового типа, т.к. они наиболее распространены в нашей стране.
Предельные ключи считаются исправными если они способны выполнять свою основную функцию. Проводить затяжку болтового(гаечного) соединения с заранее установленным моментом.
Вопрос: Как долго может работать(функционировать) динамометрический ключ?
Ответ: моментный ключ может функционировать пока не потерял свои потребительские свойства, то есть срабатывать — издавать звуковой сигнал при достижении установленного на нем момента в пределах допустимой погрешности принятой в РФ +- 4% или у ряда иностранных производителей +-3%
Вопрос: как узнать что ключ срабатывает когда надо??
Ответ: читаем ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) там все написано… Или 1 год с момента калибровки или 5000 затяжек(что наступит быстрее). Для регулярного контроля при ответственном производстве существуют специальные приборы для контроля момента затяжки. Или кустарные методики, которые можно почерпнуть в интернете.
Если ключ эксплуатируется правильно и не очень интенсивно, то в моей практике был ключ который эксплуатировался 3 года и проходил калибровку без ремонта.
Вопрос: Что значит эксплуатировался правильно?
Ответ: САМОЕ ВОЖНОЕ при эксплуатации щелчковых ключей сгонять(устанавливать) ключ В ПОЛОЖЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО МОМЕНТА ДЛЯ НЕГО, ПОСЛЕ КАЖДОЙ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ. При не соблюдении этого требования ключ начинает неверно срабатывать на нижнем диапазоне ключа уже через 2-3 суток у китайцев или через 7-10 дней у нормальных производителей, т.к. пружина в напряженном состоянии теряет свои свойства..
Это правило не относится к ряду типов ключей например к DREMOMETR. Эти ключи могут храниться при любом установленном моменте. На работопригодность влияет, только количество срабатываний и условия эксплуатации и хранения.
Вопрос: какие неисправности бывают у динамометрических ключей?
1. Наиболее часто встречаются механических неисправностей , такие как
1.1. Поломка трещотки исполнительного привода. Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно(купить ремнабор), если нет в сервис
1.2. Ключ не щелкает. Действия -строго в сервис или выкинуть.
1.3. Поломка привода(искривление или вообще срез). Действия — попытка купить рем комплект, если не удачно, то в сервис. После установки ремкомплекта ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО провести поверку, хотябы на тестере момента типа DREMOTEST.
1.4. Поломка или искревление корпуса ключа. Действия — выкинуть(дешевле будет)
1.5. Поломка визиров установки момента(разбитие, загрязнение стекла визира). Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.
1.6. Поломка механизма установки момента на ключе(у ключей, у которых нет одного предустановленного момента).
Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.
1.7. Ключ не верно срабатывает при установленном моменте. Действия — строго в сервис.
1.8. У щелчковых ключей ключ не скручивается на «0». Действие — в сервис.
1.9. У шкальных ключей стрелка индикатора не встает на «0». Действие — в сервис.
Вопрос: Ключ неисправен… ЧТО ДЕЛАТЬ.
Ответ: Вы должны четко сформулировать ремонтной организации что с Вашим ключем не так..
1. Кто производитель? Многие производители не имеют сервис центров в РФ и соответственно комплектующих для ремонта нет. Иногда (прежде всего Китайцы и Тайваньцы продают ремкоплекты для трещоток и на этом все).
2. Что сломалось.. Трещотка, приводной механизм или что то еще..у многих производителей трещотка и приводной квадрат входят в состав ЗИП наборов. Если что то еще, это уже фатально –ключ можно выбрасывать, если это конечно не серьезный производитель.
3. Ключ не прошел поверку.. Скорее всего у него проблемы в пружиной установки механизма момента. У GEDORE это не проблема.. Заменили и продолжаем работу после настройки и поверки. У основной же массы щелчковых ключей это повод их поменять, т.к. там даже конструктивно не предусмотрена их разборка.
Вопрос : почему динамометрические ключи выходят из строя?
Ответ: 1. Человеческий фактор. Работники забывают скрутить момент на максимальный. Роняют ключи. Используют не по назначению.(видел случай, когда ключ использовали как лом). Не аккуратно обращаются, разбивают визиры, металлическая стружка попадает в исполнительный механизм и т.д. и т.п. Не правильно хранят — в ключ попадает вода, стружка, КЛЕЙ, масло и прочие посторонние субстанции.
2. Жесткие условия эксплуатации. Ключ совершает много затяжек в смену в неудобных местах, трется и соприкасается с элементами конструкции.(видел ключи, у которых элементы конструкции просто стирались, как будто их долго обрабатывали напильником). При больших моментах затяжки, затяжку часто проводят «с рывка».. ГОСТом это не запрещено(я по крайней мере не нашел), там рассказывается, что калибровку надо проводить при плавной затяжке, но и на практике это делать надо, т.к. при рывке значения усилия на 20-30% может превосходить номинальное установленное значение на данном ключе. При моментах выше 500Нм это часто приводит к поломке трещоток(на ключах где они есть, (около 50% рем случаев) или к поломке приводного квадрата. Я отнес этот случай к жестким условиям, т.к. работник, который крутит по 400 болтов в смену при усилии скажем 1300 нм должен гнать темп, а не думать о поломке ключа, хотя квалификация рабочих очень влияет на количество ремонтов и в этом случае. Чем выше квалификация, тем меньше ремонтов.
Работы на открытом воздухе ВСЕГДА приводят к более быстрому выходу ключа из строя. Попадает вода и грязь ключ ржавеет и конечно циклы замораживания!! Вода попала в механизм ключа и замерзла. Варианты поломок следующие.
А) рабочий начинает менять на замершем ключе момент и ломает механизм установки момента
Б) ключ просто не срабатывает.
С) грязь забивается в механизм срабатывания и ключ или не срабатывает или нельзя поменять момент.
Вывод: настройки ключа в мороз только в теплом помещении.
3.Недостатки конструкции и материалы из которых делают ключи. Если коротко. Почитайте гарантийные обязательства какого- нибудь китайско тайваньского производителя.. там написано больше чем в этой статье и суть, по сути одна. Купил используй пока работает, а дальше твои проблемы. ДЕШЕВЫЕ КЛЮЧИ ДЕЛАЮТ НЕ РЕМОНТОПРИГОДНЫМИ ИЗ ДЕШЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ!
1. Покупая ключ пойми, что тебе от него надо.. Если 5-10 затяжек у месяц, то дешевые и проще взять в аренду динамометрический ключ
2. Если вы собираетесь покупать ключ для жестких условий эксплуатации(большой объем затяжек, работа на улице, низко квалифицированный персонал) то у поставщика ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть сервис центр в РФ! Человеческий фактор имеет страшную разрушительную силу, особенно в сильных руках не отягощенных мозгами работников..
3. Дешевые ключи вы покупаете до первой поломки. Они не ремонто –пригодны. (кроме трещоток у некоторых производителей, которые не всегда есть у продавцов).Стоимость поверки ключей, как правило соизмерима с их собственной стоимостью, то есть при интенсивной эксплуатации ключ прослужит МАКСИМУМ год(или 5000 затяжек).
4. Чем менее квалифицированный в вашей организации персонал, тем более дорогие ключи Вам необходимо покупать.
5. Если ключ нужен, чтоб показать поверочный сертификат проверяющим то наилучьший выход — аренда динамометрического ключа!!
Динамометрический ключ своими руками
В автомобиле множество крепежа затянуто с определенным крутящим моментом, ведь именно он определяет усилие, возникающее в продольном (осевом) натяжении крепежа. Такое нормированное усилие необходимо для того, чтобы обеспечить номинальный натяг, чтобы не передавить уплотнения, не «перетянуть» подшипник и т.д. Ведь маленькое или слишком большое усилие натяга значительно ухудшает эксплуатационные характеристики сборочных узлов. Именно исходя из этих условий, нужно закручивать крепеж с определенным крутящим моментом. Для того, чтобы затягивать крепеж с этим самым «нужным» моментом необходим будет динамометрический ключ. Фактически это ключ, который начинает прокручиваться при выставленном моменте, тем самым обеспечивая затяжку с моментом, с которого он начинает прокручиваться. Здесь все понятно, но динамометрический ключ это специализированный инструмент, а в гаражных условиях он требуется не часто, да и под руку попадается не в каждом магазине. Это значит, что не каждый гаражный мастер готов потратиться на то, что используется не часто, если даже это и необходимо. В этой статье мы хотели предложить альтернативу динамометрическому ключу, вернее даже не альтернативу, а одно из его исполнений, но выполненное своими руками. Вполне возможно, кому-то данная идея придется по нраву, а значит найдет применение при ремонте и свое законное место в гаражном инструменте.
Что необходимо для изготовления динамометрического ключа своими руками
Здесь все логично, как оно и следует из случая, если вы собрались собрать динамометрический ключ своими руками. Нам потребуется ключ, в данном случае это рукоятка с профилем квадрат под установку головок. Также необходим будет измерительный инструмент, который и станет нашим азимутом, в определении фиксации усилия образующегося на рукоятке при приложении к ней энной силы. В данном случае это весы, обычный безмен. Заготовка для крепления безмена. Теперь непосредственно об изготовлении инструмента из всего вышеперечисленного.
Процесс изготовления и применения динамометрического ключа
Рассказывать здесь особо нечего, но все же, об основных принципах, что к чему, и как это работает, мы упомянем. Первым делом необходимо изготовить крепление для безмена. В нашем случае это скоба, с возможностью продеть через ее отверстия и через отверстия безмена стержень, который и будет фиксировать измерительный инструмент к ручке ключа. Изготавливать такую скобу, скорее всего, придется на заказ, именно это самая большая проблема при изготовлении такого динамометрического ключа.
Далее привариваем скобу к ключу, лучше всего использовать автоматическую сварку в защитном газе с помощью сварочной проволоки. Это будет более аккуратно. Ну, и самое главное, так это то, что скоба должна быть приварена на определенном расстоянии относительно оси вращения ключа. Все дело в вычислении крутящего момента, ведь именно этот параметр (расстояние) будет использоваться при его определении.
Крутящий момент находится перемножением силы прикладываемой к ключу, умноженной на плечо, то есть на то самое расстояние. Именно поэтому в крутящий момент и выражается как Н*м (чаще всего). То есть на плече 1 метр была приложена сила в 1 ньютон. Сила 1 ньютон это 98 грамм, но обычно округляют до 100 грамм. На самом деле ключи в 1 метр, то есть с такой длинной ручкой, редкость, поэтому приварить скобу придется на меньшем расстоянии. Здесь соотношение 1 метра к этому меньшему расстоянию и будет являться коэффициентом, на который необходимо разделить показания безмена. Проще говоря, если мы уменьшили плечо, то должны увеличить силу, для сохранения того же крутящего момента. В итоге, если мы хотим узнать момент на плече в 1 метр, то необходимо умножить усилие на соотношение этого 1 метра, принятого для обозначения крутящего момента, и расстояния, на котором приварена скоба. Чтобы было проще, скажем так. Если у вас скоба на расстоянии 10 см, то показания безмена делим на 10, если на 20 то на 5, если на 33, то на 3, если на 50, то на 2 и т.д.
Единственное о чем хотелось бы сказать, так это на том, что не бойтесь вычислений, о которых мы так нудно и неинтересно рассказывали. Установить скобу лучше всего максимально далеко от оси поворота ключа. Это позволит обеспечить создание максимального крутящего момента комфортно, то есть с приложением минимальной силы. Кроме того, это позволит измерять больший крутящий момент, так как безмен имеет тоже ограничения по измерению. Так вот в случае если его установить дальше от оси, то при максимально измеряемом параметре мы сможем обеспечить больший крутящий момент, а значит, изготовим динамометрический ключ с большим диапазоном измерения.