Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самостоятельно ремонтируем болгарку

Самостоятельно ремонтируем болгарку

Ремонт болгарки (УШМ)С помощью угловой шлифовальной машины, которую в народе обычно называют болгаркой, можно выполнить целую кучу полезных в хозяйстве вещей.

Ею можно резать, шлифовать, зачищать любые изделия из металла, керамики, декоративного камня и других, подобных им твердых материалов. Болгарка компактна, удобна в работе и многофункциональна.

Однако, как и любой другой электрический инструмент, болгарка со временем начинает работать не в полную силу, с перебоями, а то и вовсе перестает включаться. Основная масса неисправностей, возникающих при работе с этим типом шлифовальной машинки, не является сложными, поэтому вполне подлежит устранению своими собственными силами. Как это правильно сделать мы и постараемся рассмотреть в данной статье.

Что нам понадобится для ремонта угловой шлифовальной машины (болгарки):

  • Набор отверток и гаечных ключей;
  • Кусок чистой ткани;
  • Кусок наждачной бумаги;
  • Бытовой авометр (тестер);
  • Нож;
  • Техническая смазка (солидол, литол);
  • Лента изоляционная;
  • Комплект запасных частей к болгарке.

Технология обслуживания и ремонта болгарки

При возникновении неисправностей, связанных с загрязнением коллектора болгарки

Признаком подобной проблемы может быть повышенный нагрев машинки во время работы, искрение электродвигателя и запах гари, а также нехарактерные звуки, похожие на хлопки, которые появляются в момент включения болгарки.

1. Разберите инструмент и отделите ротор электродвигателя:

  • Выкручиваем винты крепления и извлекаем из корпуса электрической машины ротор вместе с редуктором.
  • Снимаем верхнюю крышку приводного вала редуктора, чтобы открыть доступ к угловой спиральной шестерне, которая удерживает ротор. Для этого выкручиваем 4 винта, расположенные по углам крышки.
  • Осторожно, не прилагая излишних усилий, извлекаем ротор, стараясь не тянуть за подшипник, расположенный на стороне, обращенной к шнуру электропитания.

2. Проводим профилактическую очистку ротора:

  • Чистой ветошью тщательно протираем ротор, коллектор, находящийся на его конце, угловую шестерню, а также засоры, появившиеся на витках обмотки электродвигателя.
  • Если на поверхности коллектора ротора имеются следы прогорания, то данный элемент потребуется заменить исправным.

Если болгарка не реагирует на нажатие пусковой кнопки

  • Проверяем наличие напряжения в сети. Для этого подключаем к розетке любой переносной электроприбор, в исправности которого заранее уверены.
  • Прозваниваем шнур электрического питания. Для этого используем обычный бытовой тестер с функцией измерения сопротивления. Если шнур исправен, то проверяем места его подключения к электрической вилке и кнопке питания угловой шлифовальной машины. При необходимости дополнительно пропаиваем контакты.
  • Проверяем исправность кнопки пуск. Тем же самым тестером измеряем сопротивление на выводах кнопки во включенном и выключенном ее положении. При неисправности кнопки заменяем ее исправной деталью.

Если при холостом вращении рабочего диска слышен посторонний механический звук

Проверяем исправность всех передаточных узлов редуктора. Данный узел относится к механическим устройствам болгарки, поэтому после длительного и активного использования может выйти из строя. Особенно быстро это случается при игнорировании сроков профилактического осмотра и обслуживания редуктора.

  • Разбираем редуктор.
  • Извлекаем вышедшую из строя шестерню и заменяем ее новой.
  • Смазываем все трущиеся детали редуктора солидолом или другой густой технической смазкой.
  • После сборки болгарки даем ей несколько минут поработать в холостом режиме.
Читайте так же:
Переходник для сим карты евросеть

Где отремонтировать электродвигатель?

Где отремонтировать электродвигатель?

Найти ближайший сервисный центр, получить консультацию по ремонту или заказать выезд мастера вы можете через наш рейтинг сервисных центров по ремонту электродвигателей.

Ремонт болгарки

Якорь – вращающийся элемент электродвигателя, содержащий обмотки.
Коллектор – место на якоре, к которому выведены все обмотки. Выглядит как ряд изолированных друг от друга пластин.
Статор – неподвижная часть электродвигателя, содержащая обмотки.
Щетки – угольные параллелепипеды, подводящие ток к коллектору.
Редуктор – механическое устройство для передачи вращения с изменениям мощности и скорости вращения.

Самым востребованным инструментом в быту после дрели является углошлифовальная машинка или, как называют ее чаще, болгарка. Болгарка применяется для резки металлов, дерева, бетона, шлифования различных поверхностей, прорезание проемов, дверей, нишь. Если есть болгарка, то применение ей можно найти всегда и особенно обидно бывает когда она перестает нормально функционировать, появляются рывки, дерганье, запах гари…

Болгарки все устроены одинаково: продолговатый корпус в котором располагается двигатель и редуктор, сбоку прикручивается ручка и защитный кожух.

Внешний вид болгарки

На корпусе болгарки располагается наклейка с исходными данными. Здесь можно найти как личный номер болгарки, так и напряжение питания – 230 В. Здесь имеется ввиду максимально допустимое напряжение в сети. Частота тока в сети – 50 Гц. Ток потребления – 5 А. Мощность потребляемая от сети – 1100 Вт, она получается как произведение между множителями напряжения (220 В) и тока (5 А). Частота вращения диска, установленного на болгарку – 2800-11000 об/мин. Непосредственно сам якорь вращается с большей скоростью, чем диск. Конкретно на этой болгарке возможно ступенчатое регулирование скорости вращения. Диск устанавливаемый на болгарку имеет наружный диаметр 125 мм, крепежная гайка диска имеет резьбу М14.

Справочные данные болгарки

Бытовой инструмент рассчитанный на фазное напряжение 220 В имеет обмотку якоря и обмотку статора. Передача энергии от сети на якорь осуществляется при помощи графитовых щеток. Напряжение от сети подается на выключатель, который механически связан с кнопкой включения болгарки. Статорная обмотка состоит из двух половин электрически не связанных. Якорная обмотка состоит из множества обмоток но в любой момент времени щетки связывают только две обмотки якоря.

При включении болгарки ток подается на вход половины статорной обмотки, выход статорной обмотки связан со щеткодержателем в который с помощью пружины вставляется щетка. Щетка передает ток на половину обмотки якоря, с другой стороны другая щетка получает ток и через щеткодержатель передает ток на другую половину статорной обмотки. Ток вошел и вышел из болгарки. Если вся электрическая цепь исправна, то якорь начнет вращение.

Реверс, т.е. изменение направления вращения диска можно осуществить, если поменять местами провода идущие на щетки от статорных обмоток. Просто отсоединить провода на щетках и поменять местами.

Электрическая схема болгарки

В торце корпуса болгарки располагается красное колесико для ступенчатого регулирования скорости вращения якоря и винт для снятия кожуха.

Регулятор скорости болгарки

В этом виде болгарки сами щетки расположены внутри корпуса и доступа к ним нет, но разработчики упростили замену щеток при снятии кожуха. После откручивая винта снимается пластмассовая пластинка и наружный кожух сдвигается в сторону шнура, обнажая все внутренности в том числе и щеткодержатели.

Читайте так же:
Треугольник рело в круге

Крепеж кожуха болгарки

Механизм управления скоростью – электронный. Вся схема залита эпоксидной смолой и наружу вынесены только колесико регулирования скорости и радиатор. Что спрятано внутри — коммерческий секрет фирмы. Когда блок выходит из строя — скорость перестает регулироваться, но остается на максимальном уровне. В любом случае отчаиваться не стоит, а последовательно с болгаркой можно включить самый обычный . С его помощью можно регулировать обороты любого коллекторного двигателя переменного тока, главное чтобы мощность двигателя не превышала мощности диммера.

Устройство диммера

Вид регулятора скорости болгарки

По обе стороны от корпуса располагаются стальные щеткодержатели с пружинками в виде завитой полоски стали. Пружина нужна для удерживания щетки прижатой к коллектору якоря даже при сильных вибрациях и нагреве самого якоря.

Щеткодержатель болгарки

Пружина прижимает щетку и по мере стирания щетки пружина все ниже опускается в стальной щеткодержатель. Щетки стираются и уменьшаются. Когда их длина становится недостаточной болгарка перестает работать. В дорогих моделях внутри щетки находится пружинка, которая отталкивает щетку от коллектора якоря. В дешевых моделях щетки не снабжаются встроенной пружинкой.

Щетки болгарки

При выборе новых щеток лучше обращаться в сервисные центры конкретно вашего производителя болгарки. Дело в том, что также как художник по графике выбирает двадцать различные простых карандашей с разной мягкостью, так и производители болгарок специально разрабатывают щетки под определенный тип коллектора. Если использовать другие щетки, например от генератора для ВАЗа, то скорее всего скоро перегорит якорь, но на первое время как решение проблемы такие щетки сгодятся.

Кнопка включения болгарки представляет собой пластмассовую коробочку с механической рычажной передачей. Коробочка достаточно громоздкая, чтобы предположить что она коммутирует большие токи включения и что кнопка идет не только в это оборудование.

Кнопка включения болгарки

В головной части болгарки имеется редуктор, который увеличивает скорость вращения диска до 11000 об/мин. Шток редуктора на который одевается диск, содержит срезанную шайбу, которая прочно садится на вал и имеет опорную площадку с резиновым кольцом для посадки диска.

Рядом расположена лапка с пропилами, которая фиксирует защитный кожух. Для большей безопасности защитный щиток можно сдвигать с последующей фиксацией. Лапку нажимают вниз к болгарке и сдвигают щиток на нужный уровень, после чего лапку отпускают и она фиксирует щиток.

Крепеж режущего диска

Гайки для крепежа диска бывают самозажимные SDS и обычные с отверстиями под ключ.

Защитный щиток

Редуктор держится на четырех винтах. Если их раскрутить и осторожно подковырнув отверткой открыть крышку, то предстанут детали редуктора. Шестерня на валу якоря имеет левую резьбу и с помощью резьбового соединена с валом якоря.

В редукторе применены подшипники качения, т.е. обычные втулки обильно смазанные солидолом. Зубья на модели мощностью 1100 Вт – прямые, видимо этого вполне достаточно при слесарных работах, а вот в моделях 1500 Вт применяются шестерни с кривозубыми зубьями.

Редуктор болгарки

Редуктор болгарки

Для того чтобы извлечь якорь нежно вынуть щетки, снять редуктор и вытянуть якорь из корпуса за шестерню. На другом конце якоря, ближнем к шнуру надет подшипник качения, который утоплен в пластмассу корпуса. Чтобы вынуть якорь нужно тянуть сильно и осторожно.

Читайте так же:
Ремонт бензиновых газонокосилок своими руками

Якорь представляет собой стальной стержень на который напрессована стальная клетка набранная из пластин. В пазах клетки уложены витки медного изолированного провода. На задний конец якоря, называемый коллектором, выведены все концы обмоток. На переднем конце якоря располагается шестерня для передачи вращения.

Якорь болгарки

Чтобы выиграть в силе, которую нужно приложить к диску для работы используют шестереночную передачу. Для болгарки мощностью 2 кВт шестерня якоря имеет 10 зубьев, а шестерня круга – 41 зуб. Получается, что при скорости вращения круга 8000 об/мин якорь вращается 8000X41/10=32800 об/мин. Если при этом учесть что количество контактных пластин коллектора 36, то 32800X36/60=19680 Гц. Это приблизительно та частота которая дает помехи в сеть и для устранения которой нужны ферритовые кольца.

Шестерня круга болгарки

Шестерня диска располагается на валу. На производстве шестерню нагрели, а вал охладили. После этого шестерню надели на вал. Получившееся соединение отличается дешевизной, простотой и не практически не дает возможности снять шестерню не повреждая корпуса редуктора. Нагрев собранной детали вызовет расширение как вала так и шестерни. Единственное чем можно снять шестерню – съемник. При этом захваты лап съемника должны быть достаточно тонкими и крепкими чтобы зайти в маленький зазор между корпусом и шестерней.

Вал круга болгарки

Шестерня в редукторе болгарки

Шестерня круга болгарки

Шестерня вала крепится на резьбе. Наверное, производители высчитали, что чаще разлетается шестерня якоря, чем шестерня редуктора. На данной модели шестерни косозубые чтобы увеличить отдаваемую мощность.

Шестерня вала якоря болгарки

Шестерня имеет ПРАВУЮ резьбу. Для окручивая шестерню нужно обмотать ее тряпкой чтобы не сломать зубья при откручивании, зажать газовым ключом и крутить ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ.

Откручивание шестерня вала якоря болгарки

После снятия шестерни становится видно, что резьба сделана не на всем протяжении высоты шестерни , а лишь на ее небольшом участке. Участок без резьбы позволяет надеть шестерню ровно, без перекосов.

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

Те, кто только начинают работать с УШМ, порой совершают много ошибок, каждая из которых может закончиться трагично. Советы от опытных — в нашей статье.

Угловая шлифовальная машина или, как ее называют в простонародье, болгарка — это лучший инструмент для продольного и поперечного распила металлических конструкций, не говоря уже о «профильной» шлифовке. При правильном ее использовании можно сделать работу быстро и качественно, а при неправильном… Профессионалы знают, что это один из самых опасных электроинструментов: скорость вращения диска может достигать 12 000 об/мин. Какие серьезные ошибки обычно допускают при работе с болгаркой?

1 Установка диска увеличенного размера

Для каждого устройства подходит определенный размер шлифовального диска, что указано в паспорте болгарки. Если напротив строки «режущий диск» стоит значение 125 мм, то это означает, что 125 мм — это максимальный диаметр шлифовального диска, который можно поставить на прибор. Нередко бывает, что оператор ставит на болгарку диск большего размера, чтобы резать более толстый металл или более габаритную конструкцию. Чем это опасно?

Во-первых, чтобы поставить диск большего размера, придется снять защитный кожух, так как диск может попросту не влезть. Оператор лишается защиты, и в случае повреждения диска, может получить травму от осколков.

Читайте так же:
Уголок равнополочный размеры таблица

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

Во-вторых, увеличивается вероятность повреждения режущего диска из-за несовместимости оборотов. Отметим, что для каждого размера диска есть свои допустимые показатели оборотов УШМ, на которых они будут работать: для кругов до 125 мм диаметром 11000 — 12000 об/мин, для кругов до 180 мм диаметром 8000 — 8500 об/мин, для кругов до 230 мм диаметром 6700 об/мин. То есть большими кругами можно резать на пониженных скоростях, а маленькими на повышенных. Стоит отметить, что линейная скорость кромки круга не должна быть больше 80 м/с, поэтому при увеличении диаметра нужно снижать обороты. На высоких оборотах большой диск разлетится на части, что несет в себе опасность оператору.

Вывод: ни в коем случае не превышайте максимальный размер режущего диска. Если необходимо резать толстый металл, то лучше приобрести устройство под крупные диски, например, ЗУБР УШМ-П230-2100 ПВ.

2 Использование дешевых «неродных» дисков

Иногда, чтобы сэкономить, оператор ставит на устройство дешевый диск. Зачастую такие круги бывают кривыми или материал их исполнения очень мягкий. И в том и в другом случае диск при резке металла (особенно толстого) разлетается по помещению, как тополиный пух в мае.

Чтобы избежать поломки круга и обезопасить себя, используйте алмазные и металлические диски хорошего качества. Лучше всего приобретать фирменные диски известного бренда — желательно того же, который выпустил вашу УШМ. Так, например, для устройств фирмы Bosch с максимальным размером режущего круга 125 мм подойдет универсальный диск Bosch Standard for Metal 125×1.6×22.23.

Вывод: использование дешевых кругов приведет к лишним растратам и к вероятности получения травмы. Лучше использовать оригинальные качественные круги.

3 Работа без кожуха

Многие бесстрашные строители пренебрегают техникой безопасности и работают без защитного кожуха на болгарке. Однако во время работы существует вероятность того, что диск закусит, и в момент толчка круг разлетится на осколки, поражая все вокруг. Защитный кожух примет на себя основной удар, а его отсутствие чревато травмами (а в некоторых случаях летальным исходом) для оператора.

Еще одной ошибкой является неприменение средств индивидуальной защиты, таких как защитные очки или маска, а также наушники. Когда разлетается диск, осколки начинают лететь в разные стороны и нередко попадают в лицо. Очки или маска защитят глаза от поражения осколками. Также очки защитят от попадания искр в глаза, потому что во время реза искры летят плотным пучком в сторону человека.

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

Согласно нормативам, допустимый уровень шума при работе с электроинструментом составляет 80 дБ. Свыше данного показателя человек должен надевать средства защиты слуха. Отметим, что средняя шумность болгарок составляет 90 — 100 дБ, что означает, что каждый, кто работает с УШМ, должен защитить свои органы слуха наушниками.

Вывод: перед началом работы проверяйте наличие защитного кожуха на устройстве, а также надевайте очки и наушники.

4 Неправильное направление реза

Многим работникам неудобно, когда во время реза металла искры летят на них. Из-за этого якобы плохо видно линию реза, поэтому дольше приходится выполнять работу. По этой причине многие режут искрами «от себя», чем нарушают технику безопасности и подвергают себя серьезной опасности.

Читайте так же:
Споты в гостиной фото

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

При работе искрами «от себя» вращение диска производится в нашу сторону. Если диск закусит и болгарку вырвет у нас из рук, то траектория полета диска будет направлена в нашу сторону. Диск на скорости 11000 об/мин с легкостью разрезает все на своем пути, и тело оператора не станет для него преградой. Поэтому резать нужно всегда искрами «на себя» — в этом случае диск вылетит вперед и не повредит человека.

Бытует мнение, что пиление искрами «на себя» может привести к воспламенению одежды. Эта проблема решается использованием спецодежды при ремонте с электроинструментом, которую можно недорого купить в любом строительном магазине.

Вывод: резать металл нужно ТОЛЬКО искрами «на себя», надев при этом подходящую спецодежду.

5 Повреждение кабеля

Повреждение кабеля питания часто является причиной выхода из строя устройства или получения травм человеком. Такое может произойти в следующем случае: во время работы болгарки пропадает контакт в кабеле, что приводит к отключению устройства. Человек не поймет в чем дело и одной рукой начинает дергать кабель. Если в этот момент была зажата кнопка запуска, то при поступлении питания устройство резко запустится и человек может выпустить агрегат из рук.

6 опасных ошибок при работе с болгаркой, которые лучше не совершать

Наиболее частым повреждением кабеля является его перелом в месте соединения с вилкой или на входе в болгарку. Заметив такую «неприятность», лучше сначала отремонтировать шнур питания и только после этого возобновлять работу.

Вывод: перед началом работы всегда проверяйте кабель на наличие повреждений. На строительной площадке, где много людей, старайтесь его подвешивать, а не оставлять на земле, чтобы он меньше подвергался механическим нагрузкам.

6 Плохо затянутые крепления

За надежную фиксацию режущего диска отвечает крепежная гайка. Плохо затянутая гайка может привести к «разбалтыванию» круга во время реза, что в свою очередь может попросту разорвать круг. Чаще всего такая «неприятность» случается при смене кругов, когда человек спешит, потому что простаивает работа. Спешка в этом случае часто приводит попаданию в лазарет владельца устройства.

Чтобы проверить, нет ли большого люфта диска, возьмите за его кромку и поводите им из стороны в сторону. Если отклонения больше 3 мм, то затяните гайку потуже. Также проверить отклонение от оси можно следующим образом: поставьте круг на устройство и запустите болгарку. Не прикасаясь к металлу, поднесите к заранее намеченной линии реза и сверху визуально осмотрите работу диска. Если люфт будет большим, то это будет заметно на фоне линии реза.

Вывод: перед включением устройства всегда проверяйте затяжку гайки. Проверяйте диск на наличие больших люфтов.

Сталкивались с другими ошибками? Напишите их в комментариях — предупредите тех, кто еще не имеет большого опыта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector