Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подключить розетку фаркопа автомобиля самостоятельно

Как подключить розетку фаркопа автомобиля самостоятельно?

Фаркоп есть практически на каждом автомобиле, а если и нет – то прикрепить его не составит особого труда. Но вот более сложная задача – это подключение розетки фаркопа к автомобилю, чтобы в дальнейшем к нему также можно было подключить и прицеп. Процедура эта является обязательной, так как ездить с неподключенным прицепом запрещают правила дорожного движения. Именно по этой причине мы сегодня попробуем разобраться, как самостоятельно подключить фаркоп, то есть разберем электросхему подключения прицепа легкового автомобиля.

Как подключить розетку фаркопа автомобиля самостоятельно?

Какие материалы понадобятся для подключения розетки фаркопа к автомобилю? Знакомимся с двумя основными способами подключения проводки фаркопаДополнительные нюансы, о которых нужно помнить при подключении розетки фаркопа

Какие материалы понадобятся для подключения розетки фаркопа к автомобилю?

В классическом варианте, если вы покупаете фаркоп для установки на свое авто, вместе с ним же в комплекте должны продаваться и все необходимые для подключения материалы. Если же нет, этот комплект необходимо будет приобрести отдельно. Что же для этого потребуется?

• Розетка фаркопа для подключения прицепа.

• Схема подключения прицепа с распиновкой розетки фаркопа.

Помимо этого, придется самостоятельно позаботиться об инструментах для работы. В частности, вам понадобятся:

• Гаечные ключи (лучше подготовить целый набор).

• Инструменты для демонтажа бампера или его подрезки.

• Дрель и сверла (только в том случае, если на автомобиле не предусмотрено место под фаркоп и розетку).

• Соединительные клеммы для проводки, если таковых нет в комплекте.

Если у вас нет специального комплекта для подключения проводки, то провода обязательно выбирайте многожильные с сечением не меньше 1,5 мм2. Для проводки идеально подойдут только медные провода. Приступая к работе, также не забудьте поснимать с автомобильного аккумулятора клеммы, чтобы полностью обесточить сеть и не подвергать себя опасности.

Знакомимся с двумя основными способами подключения проводки фаркопа

При самостоятельном подключении проводки фаркопа можно прибегать либо к стандартному способу подключения, либо к универсальному. Первый вам подойдет в том случае, если и на фаркопе вашего автомобиля, и на прицепе уже есть специальные разъемы, которые при необходимости можно будет соединить. По сути, в таком случае придется всего лишь внимательно изучить распиновку разъема прицепа легкового автомобиля, что зачастую можно сделать при помощи эксплуатационной инструкции автомобиля. Трогать электрическую сеть совсем не придется.

Во всех остальных случаях, особенно когда вам приходится самостоятельно монтировать на автомобиль и фаркоп, и розетку, подойдет только универсальный метод подключения. Но все же рассмотрим и первый, и второй способы.

Чтобы подключить саму розетку фаркопа, необходимо вначале внимательно ознакомиться со схемой ее подключения и распиновкой розетки прицепа. После этого вам необходимо найти колодку жгута любого из задних фонарей автомобиля. Именно к этому жгуту нужно будет подсоединить розетку, для чего будут использоваться подходящие разъемы.

Очень часто автоконструкторы предусматривают в конструкции транспортного средства специальное окошко, через которое удобно просовывать провода. Но при подключении у вас обязательно должен остаться один провод, который нужен для подключения второго поворотника автомобиля.

Что касается способа соединения проводов, то для этого можно либо использовать объемные клипсы, либо же фиксировать соединения путем пайки (предварительно с проводов необходимо будет снять небольшой участок изоляции).

В такой работе самое главное – ни на шаг не отходить от схемы подключения розетки фаркопа. В противном случае вы рискуете не только повредить новый фаркоп, но и всю электропроводку своего автомобиля. Если нет уверенности в собственных силах – рекомендуем доверить задачу профессиональным автоэлектрикам.

Читайте так же:
Полировальная насадка для болгарки

Универсальный способ подключения

Если у вас более современный автомобиль, на котором электронный блок управления, использовать стандартный метод мы не рекомендуем. Дело в том, что ЭБУ полностью контролирует работу заднего освещения, и если вы вмешаетесь в целостность проводки, компьютер может выдать ошибку и вовсе прекратить всякое освещение.

Важно! Стоит понимать, что при подключении дополнительной розетки, а к розетке прицепа, увеличится норма энергопотребления.

Поэтому, помимо всех перечисленных материалов, вам необходимо будет также подготовить так называемый блок «согласования». Если он у вас есть, то сам блок «согласования» нужно будет подключить непосредственно к электрической сети автомобиля. Он будет подавать на заднюю светотехнику необходимые сигналы, тогда как основной ЭБУ не сможет распознавать дополнительное устройство и не будет препятствовать подключению и использованию розетки фаркопа. Далее проделываем то же самое, что и в предыдущем методе – соединяем между собой провода от заднего освещения автомобиля и розетки фаркопа, при этом не забывая о необходимости надежной изоляции.

Дополнительные нюансы, о которых нужно помнить при подключении розетки фаркопа

Столкнувшись с такой трудностью как подключение розетки фаркопа к автомобилю и необходимостью разобраться в схеме электропроводки на прицепе, многие любители не рискуют самостоятельно браться за электрику и решаются на риск, выезжая на проезжую часть с неподключенным прицепом. Стоит понимать, что таким образом вы очень сильно осложняете ситуацию на дороге и можете стать причиной аварии, поскольку другие участники движения не обязуются быть максимально внимательными к вашим маневрам.

При отсутствии подключения прицепа к розетке фаркопа вы можете получить штраф от патрульных. По этой причине, даже если ваша розетка уже подключена, не поленитесь перед каждой поездкой еще раз удостовериться в работоспособности проводки, чтобы не лишиться немалой суммы денег.

В целом же подключить проводку фаркопа совсем не сложно, главное хорошо разобраться в схеме подключения прицепа и распиновке розетки фаркопа. Стоит также помнить, что существуют разные виды розеток, но при этом важно, чтобы розетка фаркопа и прицепа совпадали. В противном случае, даже если с проводкой все будет нормально, подсоединить прицеп у вас не получится.

Элементы электрооборудования Беларус МТЗ-82.1

Стандартная 7-ми штырьковая розетка с дополнительным гнездом для включения переносной лампы предназначена для подключения потребителей тока прицепа или прицепного сельскохозяйственного орудия.

Устанавливается на задней опоре кабины трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2. С розеткой соединяется штепсельная вилка жгута проводов прицепа или присоединенных машин.

Рис.41. Назначение клемм семиштырьковой розетки с дополнительным гнездом для включения переносной лампы

1 — Указатель поворота левый; 2 — Звуковой сигнал; 3 — «Масса»; 4 — Указатель поворота правый; 5 — Правый габаритный фонарь; 6 — Стоп-сигнал; 7 — Левый габаритный фонарь; 8 – Гнездо для подключения переносной лампы или других электрических элементов с током потребления до 8А.

Подключение дополнительного электрооборудования агрегатируемых машин

Для контроля за выполнением рабочего процесса агрегатируемых машин допускается устанавливать в кабине трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 контрольно-управляющую аппаратуру (пульты управления), которая является принадлежностью агрегатируемои машины.

Агрегатируемые машины оснащены различными электрическими и электронными узлами, действие которых может повлиять на показания приборов трактора.

Поэтому, применяемые электроприборы, которые входят в оборудование сельскохозяйственных агрегатов, должны иметь сертификат о прохождении электромагнитной совместимости, согласно международным требованиям.

Производите подключение электрооборудования агрегатируемых машин к следующим элементам электрооборудования трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1.

Читайте так же:
Схема подключения двухклавишного выключателя на четыре лампочки

Розетке семиконтактной (тип 12N, ГОСТ 9200) – допустимый потребляемый ток не более 10А, электроцепь защищена предохранителем в электрооборудовании трактора:

— «+» к клемме №5 розетки;
— «–» к клемме №3 розетки.

Розетке двухполюсной (ИСО 4165:2001), расположенной на корпусе семиконтактной розетки (клемма №8)– допустимый потребляемый ток не более 12А,электроцепь защищена предохранителем в электрооборудовании трактора;

К генератору трактора:

— «+» к клемме «В+» генератора (диаметр клеммы = 6мм).
— «–» к корпусу двигателя.

Конструкцией трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 предусмотрена следующая величина отбора электрической мощности для питания электроэнергией агрегатируемых машин (при базовой комплектации генератором мощностью 1150Вт, при работе двигателя не менее 1500 об/мин)

В темное время суток, при всей включенной светотехнике:

— не более 5А, при продолжительном режиме включения;

— не более 20А, при повторно-кратковременном режиме включения с продолжительностью включения менее 15% от общего времени работы;

Допускается увеличение потребляемой мощности в светлое время суток при отключенной светотехнике, до следующих величин:

— не более 25А, при продолжительном режиме включения;

— не более 40А, при повторно-кратковременном режиме включения менее 15% от общего времени работы трактора.

Управление компрессором пневмосистемы

Рукоятка включения компрессора пневмосистемы Беларус МТЗ-82.1, 80.1 имеет два положения:

— левое (стрелка на рукоятке обращена вперед по ходу трактора) – «компрессор выключен»;
— правое (стрелка на рукоятке обращена назад, к кабине трактора) – «компрессор включен».

Рис.42. Управление компрессором пневмосистемы

1 – рукоятка включения компрессора пневмосистемы; 2 – компрессор пневмосистемы; 3 – схема управления компрессором пневмосистемы.

Управление кранами топливных баков

Рис.43. Управление кранами топливных баков Беларус МТЗ-82-1, 80-1

1, 7 – кран; 2, 6 – сливной штуцер; 3, 4 – бак; 5 – магистраль подачи топлива вдвигатель; 8 – топливная магистраль, соединяющая топливные баки.

Забор топлива в двигатель может осуществляться из бака 3 или из бака 4, или из двух баков одновременно.

При работающем двигателе Беларус МТЗ-82.1, 80.1 забор топлива происходит следующим образом:

— если кран 1 закрыт, а кран 7открыт, подача топлива в двигатель осуществляется из бака 4;
— если кран 7 закрыт, а кран 1 открыт, подача топлива в двигатель осуществляется из бака 3;
— если оба крана открыты, подача топлива в двигатель осуществляется из двух баков одновременно;
— если оба крана закрыты, топливо в двигатель не поступает.

Если при неработающем двигателе один из кранов, либо оба крана закрыты, уравнивания уровня топлива в обоих баках не происходит.

На рисунке показано положение рукояток кранов 1 и 7 в закрытом состоянии. Чтобы открыть кран, необходимо повернуть рукоятку крана влево (противчасовой стрелки), на 90 градусов.

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

Как правильно подключить розетку прицепа: схема и важные особенности

Для синхронизации осветительных приборов прицепа и бортовой электросистемы автомобиля используют специальные разъёмные соединения. Назначение разъёма – оперативная коммутация цепей. Схема подключения розетки прицепа зависит от количества выходных контактов, а также страны-производителя колёсной платформы или автомобиля. При самостоятельной распиновке учитывают особенности розетки/вилки и места расположения разъёма.

Инструменты и материалы

Как правильно подключить розетку прицепа: схема и важные особенности

Работу по установке разъёма выполняют обычным инструментом, предназначенным для электромонтажа. Понадобятся отвёртки, плоскогубцы, мультиметр. Для крепления деталей к корпусу нужен шуруповёрт или дрель с набором свёрл. Если для прокладки кабеля применяют металлическую гофру, для её порезки нужны ножницы по металлу или ножовка. Крепят розетку к корпусу резьбовыми соединениями, которые затягивают гаечными ключами.

В специализированном магазине или на авторынке свободно можно купить все необходимые материалы.

Для подключения прицепа понадобится:

  1. Корпус разъёма. Розетку выбирают с крышкой и герметизирующим уплотнением. Количество контактов должно соответствовать числу выводов на вилке прицепа. Желательно проверить плотность запрессовки компонентов, надёжность резьбовых соединений.
  2. Провода. Коммутацию лучше выполнять проводниками, предназначенными для автомобилей. Они имеют более плотную изоляцию, устойчивую к воздействию агрессивных сред, кроме того, покрытие выполнено в разных цветах, что облегчает монтаж. Провода должны быть медными, многожильными, сечением не менее 1,5 мм 2 . Для подключения массы лучше использовать жилу 2,5 мм 2 .
  3. Соединительные колодки с предохранителями или блок согласования (для автомобилей со сложной электронной «начинкой»).
  4. Полипропиленовый или металлический гофрированный рукав для изоляции жгутов, несколько десятков пластиковых хомутов.
  5. Силиконовый герметик, консистентная смазка.
Читайте так же:
Типы токарных станков по дереву

Нюансы установки

Монтаж и подключение разъема для прицепа предполагает вмешательство в бортовую электросеть автомобиля. Любое внесение изменений в конструкцию транспортного средства может повлечь за собой отказ электронных приборов. Если водитель не имеет опыта электромонтажных работ, лучше отказаться от установки в пользу выполнения процедуры в специализированных центрах.

Для размещения предохранителей необходимо найти подходящее место. Они не должны висеть на пучке проводов в багажнике, но и доступ к ним затруднять не стоит.

Если автовладелец решает самостоятельно установить розетку на прицеп, ему необходимо позаботиться о сохранности бортовой электропроводки и приборов. Для этого все коммутационные соединения выполняют через предохранители, чтобы защитить цепи от короткого замыкания. Защитные элементы располагают в специальных колодках или отдельных корпусах. Их устанавливают на некотором расстоянии от места внедрения в штатную проводку.

podkluchenie farkopa

Подключение розетки фаркопа возможно двумя способами: непосредственно к проводке задних осветительных приборов и через переходник. Первый вариант применяют для коммутации с бортовой электросетью автомобилей, не имеющей электронного управления и мониторинга состояния цепей. Для корректного подключения необходимо иметь схему сетей машины с отображением цвета проводников. Сначала зачищают изоляцию с проводов, затем припаивают или прикручивают промежуточные элементы.

Подключиться к электросети легкового автомобиля под управлением электроники без адаптера не получится. В задачу блока управления осветительными приборами входит постоянное отслеживание потребления тока задней оптикой. Если подключиться напрямую, расход энергии возрастёт, о чём бортовой компьютер мгновенно оповестит водителя, высветив сигнал об ошибке. В этом случае устанавливают промежуточное устройство под названием «блок согласования». Он получает сигналы от штатной электросети и передаёт их на разъём.

Варианты коммутации

Как правильно подключить розетку прицепа: схема и важные особенности

В зависимости от того, как подключены контакты или «фишки» вилки прицепа, а также от их количества, существует несколько монтажных схем. В разъёмах может быть 7 или 13 выводов, что позволяет подвести напряжение к габаритным огням, сигналам торможения, поворота, а также фонарю освещения номерного знака. Чтобы узнать, какая распиновка разъема у прицепа, необходимо прозвонить цепи тестером или мультиметром.

Распиновка 7-контактного разъёма Евро, РФ

Розетка и вилка, устанавливаемые на легковые транспортные средства, имеют цилиндрические токоведущие контакты. По ним поступают сигналы на световые приборы. Чтобы не путаться с обозначениями, все выходы пронумерованы, им присвоены индексы от 1 до 7. Распиновка разъёма представлена в таблице:

Номер контактаНазначениеЦвет
1Левый поворотЖёлтый
2Опция (в России его используют для подключения противотуманного фонаря)Голубой
3Постоянный «минус» (земля)Белый
4Правый поворотЗелёный
5Резерв (на некоторых украинских прицепах к разъёму подключают правый габарит и подсветку номера, иногда фонарь заднего хода)Коричневый
6Стоп-сигналыКрасный
7Габариты (левый для украинских моделей)Чёрный

Ввиду путаницы с подключением контактов 5 и 7 на прицепах от разных производителей, необходимо предварительно прозванивать существующий разъём.

Распиновка 7-контактного разъёма США

Как правильно подключить розетку прицепа: схема и важные особенности

Прицепы и автомобили, которые собирают на североамериканском континенте, также оснащают коннекторами с 7 контактами. Однако расположение последних и форма существенно отличается от европейской конфигурации. У разъёма один центральный цилиндрический контакт и 6 плоских, равноудалённых от оси. Коннектор не имеет разделения по правому и левому габариту, а некоторые модели дополнительно сблокированы со стоп-сигналами. Распиновка разъёма США указана в таблице:

Читайте так же:
Схема подключения трансформатора тока 12 вольт
Положение контактаНазначениеЦвет
ЦентральныйЛампа заднего ходаБелый
ПравыйПоворотыКоричневый
ЛевыйЗелёный
Правый верхнийПодвод постоянного «плюса»Красный
Левый верхнийГабаритные огниЖёлтый
Правый нижнийСтоп-сигналыГолубой
Левый нижнийПостоянный «минус» (земля)Чёрный

Подключение 13-контактного разъёма

Как правильно подключить розетку прицепа: схема и важные особенности

Прицепы могут подключать разъёмами с большим числом выводов. В России такие коннекторы используют редко, а в странах Запада их часто можно встретить на прицепном устройстве транспортного средства. Отличие разъёма заключается в подводе дополнительного питания, необходимого для работы электроприборов прицепа. Используют расширенные соединители в домах на колёсах, пользующихся популярностью за рубежом. Порядок подключения 13-контактного разъёма можно посмотреть в таблице:

Обозначение выводаНазначениеЦвет
1Сигнализатор левого поворотаЖёлтый
2Противотуманный фонарьСиний
3«Минус» для выводов 1-8Белый
4Сигнализатор правого поворотаЗелёный
5Габаритный огонь левого борта /освещение номераКоричневый
6Лампа стоп-сигналаКрасный
7Габаритный огонь правого борта/освещение номераЧёрный
8Фонарь движения в обратном направленииРозовый
9«Плюс» 12 В, 35 А (включён всегда)Оранжевый
10«Плюс» 12 В, 35 А, (подаётся после активации зажигания)Голубой
11«Минус» для коннектора 9Бело-чёрный
12Резерв/контрольный проводникСине-белый
13«Минус» для вывода 10Оранжево-белый

Включение электрооборудования прицепов осуществляют через специальные разъёмы различной формы и конфигурации. Варианты коммутации зависят от того, где и кем было произведено прицепное транспортное средство. Прежде чем приступать к монтажу розетки и её подсоединению, необходимо изучить историю прицепа, разобраться в особенностях его электропроводки.

Установка фаркопа на ВАЗ 2115 и Самара-2

Так уж повелось в нашей стране, что легковой автомобиль никогда не рассматривался владельцами только в качестве транспорта для комфортного перемещения водителя и его пассажиров.

Напротив, в его функции входят и грузоперевозки, включая буксировку всевозможных прицепов.

На фото - вид сзади ВАЗ 2115

Политика АвтоВАЗа

Однако такая политика владельцев не всегда совпадает с мнением отечественных автопроизводителей. Например, схема подключения фаркопа на ВАЗ старых лет выпуска вообще не предусматривалась – владельцы устанавливали его на свой страх и риск.
Да и сегодня АвтоВАЗ не рекомендует эксплуатировать свои автомобили с прицепом первые 2000 км:

  1. В кузове большинства легковых авто не предусмотрено мест крепления для тягово-сцепного устройства (ТСУ);
  2. В штатной проводке нет свободных разъемов для подключения электрооборудования прицепа;
  3. Нет возможности для подключения тормозной системы трейлера (авто кемпинга) к автомобилю.

Обратите внимание!
В документации на легковой автомобиль ВАЗ 2115 указано, что можно буксировать прицепы, чей вес не превышает 500 кг.

Особенности установки ТСУ на автомобили ВАЗ

Поскольку правилами дорожного движения не запрещается оборудование автомобилей тягово-сцепными устройствами, то владельцы охотно идут на переоборудование своих транспортных средств. Тем более, что цена на фаркопы доступна многим. (см. также статью Особенности установки фаркопа на Рено Дастер своими руками: инструкция)

Однако в линейке АвтоВАЗа существует ряд моделей, имеющих конструктивные особенности кузова, что влияет на конструкцию ТСУ .

Например, установка фаркопа на ВАЗ 2106 отличается тем фактом, что данный автомобиль заднеприводной, а значит:

  • Нужно предусмотреть такой способ крепления, который бы не ограничивал работу карданного вала и подвески задней оси;
  • Обеспечить доступ к смазочному узлу заднего моста;
  • Не мешать снятию резонатора и труб выхлопной системы.
Читайте так же:
При какой температуре плавится камень

При установке фаркопа на «классику» нужно учитывать точки крепления других узлов и агрегатов

В то же время установка фаркопа на Приору своими руками представляет собой более простой вариант, поскольку автомобиль переднеприводной. А значит, в задней части кузова намного меньше узлов, и больше вариантов для крепления ТСУ.

Обратите внимание!
Установка фаркопа на Приору Хэтчбек отличается от установки на аналогичную модель с кузовом седан или универсал.
Особенность заключается в иных точках крепления фаркопа к лонжеронам.

Следует отметить, что АвтоВАЗ с 2010 года изменил политику, ориентируясь на продажи своих моделей за рубежом. Поэтому установка фаркопа на Калину или же установка фаркопа на Гранту нередко сопровождается официальными рекомендациями. Производители ТСУ обращают внимание покупателей на этот факт.

Особенности установки фаркопа на семейство Самара-2

Не секрет, что модель ВАЗ 2115 является преемницей «девяносто девятой», а та в свою очередь унаследовала платформу от ВАЗ-09. Поэтому, установка фаркопа на ВАЗ 2109 в свое время позволила накопить достаточный опыт разработчикам ТСУ, предлагающим в свободной продаже комплекты для установки своими руками.

Если вы владелец автомобиля семейства Самара-2, то прежде чем отправляться в магазин и приобретать тягово-сцепное устройство, обязательно выясните конструктивные особенности вашего авто.

Например, установка фаркопа на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 отличается иными способами крепления к кузову:

  1. Автопроизводитель вносил изменения в силовые элементы кузова в 1997, 2004 и 2007 годах;
  2. На все указанные годы выпуска существуют разные прицепные устройства – фаркопы.

Установка фаркопа - ВАЗ 2115 выпуска 2004 года

Совет!
Если вы не знаете конструктивных особенностей автомобиля, то во время покупки ТСУ оговаривайте с продавцом возврат или обмен.
Дело в том, что определить совместимость можно только сняв задний бампер и установив автомобиль на яму или подъемник.

Работы по установке

Итак, когда ТСУ приобретено и выбрано время для его установки, можно приступить к монтажу:

  1. Размещаем авто на смотровой яме;
  2. Отключаем аккумуляторную батарею;
  3. Снимаем задний бампер автомобиля вместе с силовой балкой бампера (на фото внизу под №2).

Основные детали заднего бампера

Теперь нам предстоит определить места крепления фаркопа на днище автомобиля.

  1. Располагаем поперечную балку ТСУ между кронштейнами крепления бампера;
  2. Боковые кронштейны ТСУ прижимаем к кронштейнам крепления бампера, упирая их в ребро жесткости;
  3. Отмечаем точки сверления;
  4. Продольную балку прижимаем к днищу автомобиля;
  5. Отмечаем точки сверления технологических отверстий.

Вооружаемся дрелью и сверлим отверстия под болты

Приступаем к фиксированию силовой конструкции ТСУ:

  1. Закрепляем уголок ТСУ с помощью двух болтов М10х25;
  2. Устанавливаем втулки из комплекта между стенками кронштейнов крепления бампера.

Совет!
Втулки позволяют избежать деформации во время движения автомобиля с прицепом.
При затягивании болтов соблюдайте момент затяжки, для чего используйте динамометрический ключ.
Для болтов М10 он составляет – 3,5 кг/см, а для М12 – 5,0 кг/см.

Остались только работы по подключению штепсельной розетки к штатной электропроводке ВАЗ.

  • Пробейте в резиновой заглушке в полу багажника под провода диаметром 12 мм;
  • Подсоедините провода ТСУ к электропроводке автомобиля. Лучше всего это делать в жгуте проводов задней блок-фары;
  • Придерживайтесь схемы подключения (на фото ниже).

Совет!
Чтобы защитить световые приборы прицепа, закажите изготовление наклеек на фары.
Это убережет стекла от летящих камней и веток при движении по бездорожью.

В заключение

Надеемся, что изложенные в статье данные и фотографии помогут вам сориентироваться в последовательности работ по установке ТСУ (фаркопа). А представленное видео в этой статье позволит получить дополнительную информацию об особенностях процесса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector