Диспетчерские наименования энергетических объектов — Диспетчерские наименования элементов схем
Диспетчерские наименования энергетических объектов — Диспетчерские наименования элементов схем
В случае, если элемент схемы образует присоединение, то его диспетчерское наименование состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, которое будет являться наименованием присоединения, и класса напряжения.
В случае, если элемент схемы не образует присоединения, то его ДН состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, класса напряжения, наименования присоединения. Существуют отклонения от этих правил для функционально определенных элементов схем. Эти правила описаны ниже.
Диспетчерские наименования функционально-определенных элементов схем
Перечень функционально-определенных элементов схем приведен в таблице .
Таблица. функционально-определенные элементы схем.
Наименование
Буквенное сокращение
Примечание
Трансформатор собственных нужд
как разъединитель с одним заземленным концом.
Линейный разъединитель
Разъединитель является линейным, если одним концом он соединен с линией (КЛ или ВЛ) или элементом, являющимся частью линии – фидером, муфтой, связъю с объектом. Другим концом он не должен быть присоединен к ОШ – обходной шине.
Шинный разъединитель
Как правило, разъединитель, соединенный с шиной называется шинным (исключение составляют разъединители обходных шин и трансферов, секционные разъединители, см. ниже).
Для шинного разъединителя необходимо указывать сокращенное обозначение (ШР), наименование секции, с которой он соединен, и наименование присоединения. Это необходимо для однозначного именования шинных разъединителей одного присоединения, соединенных с разными секциями шин. В этом случае все элементы, стоящие в цепи шинного разъединителя от шины до узла, соединяющего в себе более двух элементов схемы или до сдвоенного реактора, должны содержать в диспетчерском наименовании имя секции шин, к которой они присоединены. Это относится и с разъединителям, и к выключателям, реакторам. Иногда, в случае, если у присоединения один шинный разъединитель, ДН упрощают и не указывают, с какой шиной соединен шинный разъединитель. Тем не менее, в оперативных переговорах как правило уточняют эту информацию на словах.
Пример:
ШР 1 сек. 110 кВ Т-1: 1 сек. 110 кВ – наименование секции, Т-1 – наименование присоединения.
Разъединитель трансформатора напряжения
Могут быть установлены на линиях и шинах. Именуются ТР ТН-1 500 кВ ВЛ Липки – Рюмино. На шинах в зависимости от местных правил могут именоваться как ШР ТН-1 10 кВ, или ТР ТН-1 10 кВ.
Секционный разъединитель
Разъединитель, стоящий в цепи секционного выключателя.
ДН включает в себя имя разъединителя (СР), ДН секционного выключателя,
Пример: СР 10 кВ СМВ 1-3 сек. в стор. 3 сек.
Обходной разъединитель
Разъединитель, соединенный с обходной шиной.
Примеры : ОР ТН 220 кВ ОСШ, ОР 110 кВ Т-1,
ОР 110 кВ ВЛ Тяговая – Пущино.
Трансформаторный разъединитель
Разъединитель в цепи обмотки трансформатора, Ближайший к трансформатору разъединитель.
Пример: ТР 10 кВ Т-1. В случае, если он соединен с шиной в схемах четырехугольников, мостов используется наименование ТР.
Трансформатор собственных нужд
Именуется как трансформатор, только вместо Т стоит ТСН.
Заземляющий нож
Наименование заземляющего ножа состоит из префикса ЗН, наименования разъединителя или другого коммутационного аппарата, на котором установлен ЗН, и указания, в какую сторону включен заземляющий нож. «Сторона», в которую включается заземляющий нож, это ближайший к ЗН в электрической цепи элемент схемы в сторону, противоположную разъединителю, на котором установлен ЗН. Пример:
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. ВЛ,
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. МВ.
ЗН МВ-10 кВ ТСН-1 в стор. ТСН-1
Поскольку операция заземления является очень ответственной операцией, необходима предельная точность в указании места, куда устанавливается заземление.
Но в некоторых предприятиях используют не однозначные правила именования заземляющих ножей, не указывая, в какую сторону установлен заземляющий нож, если он единственный на разъединителе. Однозначность наименования в этом случае соблюдается, но меняется правило наименования заземляющих ножей и точность диспетчерского наименования.
Аналогично именуются и короткозымыкатели на отделителях.
В случае, если заземляющий нож отдельно установлен для заземления шин, то наименование шины служит для него именем присоединения : ЗН 1 СШ 110 кВ в ст. .
Обходные шины
Наименование обходных шин состоит из сокращения ОШ и класса напряжения. В некоторых случаях, когда в пределах одного распредустройства несколько обходных шин одного класса напряжения, им присваивают различные номера. Например : ОШ-1 110 кВ,
ОШ-2 110 кВ. Обходные шины предназначены для перевода какого либо присоединения со своего выключателя на выключатель обходной системы шин без перерыва в электроснабжении.
Обходной выключатель
Обходной выключатель предназначен для перевода нагрузки какого-либо присоединения через обходную систему шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.
Пример: ОР -110 кВ ОВ, ШР 1 сек. 110 кВ ОВ. В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: ШР 1 сек. 220 кВ ОВВ (воздушный).
Секционный выключатель
Если выключатель соединяет секции, у которых нет общих присоединений — это будет секционный выключатель.
Секционный выключатель предназначен для соединения секций шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Пример : СВ 110 кВ.
В случае, если в распредустройстве больше двух секций, то в наименование секционного выключателя добавляются наименования секций, которые он соединяет.
Пример : СВ 1–3 сек. 10 кВ
Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.
Пример: СР 1 сек. 110 кВ СВ . В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: СР 1 сек. 220 кВ СВВ (воздушный).
Шиносоединительный выключатель
Если в схеме распредустройства две шины с возможностью перевода присоединения как на одну, так и на другую шину, (в присоединении два шинных разъединителя ) то выключатель, соединяющий шины называется шиносоединительным (ШСВ). Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Примеры: ШСВ 110 кВ. Рш 1 сек. 110 кВ ШСМВ.
Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах безусловное преимущество любого автовладельца
Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.
Что представляют собой автомобильные электросхемы?
Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.
Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:
- оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения,
- девайсы, использующиеся для преобразования энергии,
- кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.
Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?
В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.
Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.
Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.
Как устроено электрооборудование любого автомобиля?
Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.
Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:
- Основные. К этим потребителям энергии относятся топливная система, зажигания, впрыска, ЭСУД (управления работы мотором), автоматической трансмиссии, а также усилителя руля, в частности, ЭУР.
- Дополнительные. К ним можно отнести охладительную систему, освещения и оптики, активной и пассивной безопасности, кондиционер, печку, автосигнализацию, акустику, а также навигационную систему.
- Также имеются и кратковременные потребители. К таким потребителям можно отнести системы комфорта, запуска, клаксон, прикуриватель (автор видео канал KroomcoTV).
Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.
Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования
Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).
В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.
Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:
- Как мы уже сообщили, все электроцепи помечаются соответствующим их реальному состоянию цветом. Это во многом облегчает процесс ремонта и замены проводки. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. В том случае, если имеются в виду дополнительные проводники, то на самой электросхеме они отмечаются обычно штрихованными отрезками, которые бывают либо продольными, либо поперечными.
- Если в вашем авто несколько электрических цепей расположены на одном жгуте, при этом маркируются они аналогично, то такие цепи характеризуются гальваническим сопротивлением. То есть эти кабеля попросту соединены между собой.
- Если цепь входит в жгут, он будет отмечен с небольшим отклонением в определенную сторону, в которую он повернут.
- Обычно на любой электросхеме имеются несколько проводов одного цвета, как правило, черного. В данном случае речь идет об электроцепях, подключенных к заземлению, то есть кузову автомобиля. Такие контакты зовутся массой.
- Если говорить непосредственно о реле, то в этом случае контакты указываются в состоянии, когда через обмотку девайса не передается энергия. Если состояние работы устройства стандартное, то эти элементы могут отличаться друг от друга, так как они могут быть разомкнутыми и замкнутыми.
- Кроме того, посмотрев на электросхему, можно будет увидеть, что на самих электроцепях могут быть помечены дополнительные символы. А именно, речь идет о подключении электрической цепи к потребителю энергии. Такое обозначение даст возможность потребителю узнать, куда именно подключена цепи, при этом точно не прослеживая ее прокладку.
- Если вы заметили, что на девайсах или оборудовании указываются конкретные цифры, то эти номера в любом случае должны соответствовать. К примеру, если вокруг номера имеется круг, это свидетельствует о том, что это точка подключения цепи к отрицательному контакту. Если же вас интересуют комбинации из букв и цифр, то так отмечаются штекерные соединения.
Фотогалерея «Обозначения электросхем»
Заключение
Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь об иномарке или авто отечественного производства.
Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»
Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).
Как условно обозначаются элементы на электрических схемах?
Любая электрическая цепь может быть наглядна представлена в виде принципиальной или монтажной схемы, а иначе говоря, на чертежах. Каждое изображение того или иного элемента должно соответствовать единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Для правильного прочтения чертежей необходимо понимать эти условные графические обозначения в электрических схемах.
Нормативная документация
Система УГО была специально разработана, чтобы исключить путаницу и разночтение при работе с документами. Помимо УГО широко применяются буквенно-цифровые обозначения, например, при маркировке радио-, электроэлементов.
Требования к размерам, отображениям, схемам и планам электрооборудования содержатся в следующих нормативных документах ГОСТ:
- 21.404-85;
- 21.614-88;
- 2.755-87;
- 2.756-76;
- 2.747-68;
- 2.709-89;
- 2.710-81.
Элементная база постоянно подвергается изменению, поэтому в конструкторскую документацию вносятся соответствующие коррективы. Специалисты в области электрики и электроники регулярно отслеживают все нововведения в ГОСТах, остальным же это делать не обязательно. В бытовых условиях достаточно знать, как расшифровывается обозначение основных элементов.
Виды электрических схем
Первым делом стоит учесть, что схема — это графическое отображение элементов конструкции, узлов и их связей на бумаге, либо в электронной форме при помощи общепринятых условных обозначений. Всего различается около десятка видов схем, но чаще всего встречаются следующие:
- Функциональная;
- Принципиальная;
- Монтажная.
Их можно встретить в документации к сложным электронным приборам, в руководствах по ремонту техники для мастеров-любителей или в планах по проведению проводки. Ввиду их распространенности с следует рассмотреть отдельно каждый вид.
Функциональная схема
Она не отображает детально конструкцию, а содержит изображение основных блоков устройства с подписями и функциональных узлов. Ориентируясь на данный чертеж, можно только узнать о том, как работает вся система прибора, как связаны между собой различные элементы. Функциональную схему целесообразно применять для описания, например, сложного электронного устройства, но не всегда для устройств электроснабжения.
Принципиальная схема
Содержит в себе определенный набор обозначений элементов, в соответствии с составом прибора. Для верной расшифровки чертежа необходимо знать основные условно графические отображения электроэлементов. В таком виде схем указываются связи между устройствами и сами их составляющие элементы. Для отображения силовых линий целесообразно чертить линейную схему, а для указания видов электрических цепей и проборов контроля, управления – полная принципиальная.
Следует отметить, что на однолинейных чертежах изображена только силовая часть конструкции, а на полных принципиальных приводятся все элементы цепи.
Монтажная схема
Используется при установке элементов на печатные платы, при сборке приборов и электрических цепей. С её помощью мастер определяет какой компонент куда следует разместить, на каком расстоянии друг от друга и в какой последовательности, согласно буквенно-цифровой аббревиатуре рядом с элементом, расшифровка которой приводится либо отдельным документом, либо располагается таблицей в правом нижнем углу над основной надписью. Помимо этого, допускается расстановка номиналов.
Подробную информацию по каждому виду схем можно найти в ГОСТе 2.702-2011.
Основные условно графические обозначения
Переходим к рассмотрению самих обозначений элементов, выполненных по межгосударственным стандартам. Запомнив самые основные и наиболее часто встречающиеся, понимание многих схем станет куда легче.
Базовые изображения
Ни один электронный прибор не обходится без наличия в его устройстве резисторов, катушек, конденсаторов, транзисторов, диодов, контактов и переключателей. Причем некоторые модели элементов, такие как катушки и конденсаторы, имеют весьма малые размеры, в зависимости от своего номинала, поэтому новичкам не стоит удивляться их повсеместному применению, а узнать и запомнить, как они изображаются на чертежах.
Так, например, согласно ГОСТам:
- резистор обозначается прямоугольником, размерами 4Х10мм; – двумя параллельными отрезками, расстояние между которыми 1,5мм;
- Катушки – дуговыми линиями, от 2 до 4, в зависимости от назначения;
- Диоды – треугольниками, к вершине которых проведена параллельная основанию линия. Образованная графикой «стрелка» указывает в каком направлении диод открыт, а каком закрыт; – окружность, диаметром 12мм, от которой исходят три линии или, по-другому, контакта. Стрелка внутри указывает на то, что данный вывод транзистора – эмиттер и к какому типу элемент относится (n-p-n или p-n-p);
- Приборы, такие как амперметр, ваттметр или вольтметр обозначаются так же окружностью, но с диаметром 10мм и общепринятой буквенной аббревиатурой PA, PW и PV соответственно;
- Контакты – разомкнутой линией, на одном конце которой проведен отрезок длиной 6мм под углом в 30°.
Линии проводок и токопроводов
Проводники на всех схемах изображаются, в основном, прямыми линиями, соединяющими элементы в нужной последовательности. Допускается нанесение данных над линией, для уточнения параметров подаваемого напряжения и тока на устройство в целом или на отдельную его часть. В таких случаях разрешается указывать:
- Вид тока (постоянный, переменный, импульсный);
- Значение напряжения;
- Материал;
- Способы прокладки проводки.
- Отметки и пр.
Также на самой линии проводников допустимо указывать насечками общее количество проводов, например, в кабеле. Точки, в местах пересечения двух или более проводников указывают на их соединение между собой, если отсутствуют, то провода никак не взаимодействуют друг с другом и просто пересекаются.
Заземление на схемах
Стандарты ЕСКД и ГОСТ 2.721-74 так же оговаривают и символику знака заземления на схемах. Система допускает использование трех различных вариантов и соединения выводов к корпусу прибора:
- Самое распространенное обозначение выглядит как линия, с проведенными к ней тремя перпендикулярами, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга и имеющими разные размеры в зависимости от отдаленности проводника (чем дальше, тем меньше). На старых чертежах встречается только такой знак «земли».
- Во втором варианте приведено бесшумное заземление. Сам знак полностью повторяет первый, за одним исключением: вокруг него проведена не полная окружность. Это означает, что прибору в целом или элементу требуется отдельное заземление, изолированного от общей «земельной» магистрали. Такое изображение встречается редко, но вполне может встретиться в чертежах.
- Защитное заземление похоже на гибрид предыдущих двух знаков, только окружность показана не частично, как на бесшумном, а полностью охватывает изображение. Наиболее распространен на силовых электрических чертежах. В соответствии и требованиями безопасности, значение изображение такого, что оно отражает соединения токоведущих частей электросхемы, находящихся без напряжения, с заземлением.
- Четвертый вариант отображает не совсем «землю», а соединение токоведущих частей устройства с его корпусом. Однако, даже при условии заземления корпуса, данный вид соединения нельзя назвать «землей», но может часто встречаться.
Как обозначаются различные токи
Кроме всего прочего, отдельную важность на чертежах представляет правильное указание токов, для которых введены следующие знаки (указываются рядом с источником питания, либо внутри него):
- Постоянный – прямая короткая линия
- Переменный – волнистая линия
- Импульсный – пунктир
Рядом с условным обозначением может приписываться значение тока.
Розетки, выключатели и переключатели
Среди всех принятых обозначений графическое изображение выключателей подразделяется на ряд групп по:
- ;
- способу монтажа (открытый, скрытый);
- количеству клавиш.
Важно! Для диммеров и кнопочных устройств управления светом УГО не существует.
Стали распространены переключатели на два или три направления. Они экономят электроэнергию, а также можно управлять двумя или тремя точками соответственно.
Розетки, также разделены по степени защиты и количеству полюсов. В соответствии с этим приняты дополнительно буквенно-цифровые подписи, обозначающие число и назначение устройств.
Обозначение источников света
Графическое изображение осветительных приборов необходимо при составлении планов и монтажных схем энергоснабжения частных домов, квартир, а также специальных сложных осветительных установок и различных видов лампочек. Поэтому и для них введены свои условные обозначения, что значительно ускоряет время составления документации.
Знание этих знаков будет полезно в быту тем, кто собирается самостоятельно изучить или составить планы энергоснабжения своего жилья.
Источники питания и предохранители
Среди источников широкое распространение получили гальванические элементы и аккумуляторы (буква G на схемах). Внешне напоминает обозначение конденсатора, с одним отличием – отрезки используются разной длины (короткая – «минус», длинная – «плюс»). В случаях, когда подаваемого тока или напряжения от одного источника не хватает, то их объединяют в батарею. При этом меняется:
- буквенный код с G на GB;
- обозначаются только крайние элементы, а остальные заменяются на пунктир;
- Контур батареи обводится окружностью или овалом, в зависимости от её размера.
Также в устройствах применяются плавкие предохранители (FU), обозначения которых похожи на резисторы, но имеют внутреннюю линию, обозначающие сгорающую металлическую нить внутри. Кроме этого, используются разрядники обычные (F2) или вакуумные (F3) в устройствах с высоковольтным питанием.
Знание условных обозначений пригодится каждому, кто планирует отремонтировать электроприбор или начать монтажные работы для обустройства своего жилья, т.к благодаря единой системе нет нужды придумывать свои графические изображения. Достаточно запомнить общепринятые.
Как научиться читать электрические схемы?
Что такое однолинейная схема электроснабжения и какие требования для её проектирования
Принципиальная схема
Принципиа́льная схе́ма, принципиальная электри́ческая схема — графическое изображение (модель), служащее для передачи с помощью условных графических и буквенно-цифровых обозначений (пиктограмм) связей между элементами электрического устройства.
Принципиальная схема, в отличие от разводки печатной платы не показывает взаимного (физического) расположения элементов, а лишь указывает на то, какие выводы реальных элементов (например, микросхем) с какими соединяются. При этом допускается объединение группы линий связи в шины, но необходимо четко указывать номера линий, входящих в шину и выходящих из неё. Использование направленных линий связи, в отличие от структурной и функциональной схем, не допускается. Обычно, при разработке радиоэлектронного устройства, процесс создания принципиальной схемы является промежуточным звеном между стадиями разработки функциональной схемы и проектированием печатной платы.
В ГОСТ 2.701-2008 принципиальная схема определяется как «схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними и, как правило, дающая детальное представление о принципах работы изделия».
Содержание
Виды принципиальных схем [ править | править код ]
По ГОСТ 2.701 [1] принципиальным схемам присваивается буква, детализирующая вид схемы и цифра 3 — принципиальная схема, например, Э3 — принципиальная электрическая схема. Детализирующее буквенное обозначение схем приведено в таблице.
Вид схемы | Определение | Код вида схемы |
Схема электрическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, действующие при помощи электрической энергии, и их взаимосвязи | Э |
Схема гидравлическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, использующие жидкость, и их взаимосвязи | Г |
Схема пневматическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, использующие воздух, и их взаимосвязи | П |
Схема газовая (кроме пневматической схемы) | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, действующие с использованием газа, и их взаимосвязи | X |
Схема кинематическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений механические составные части и их взаимосвязи | К |
Схема вакуумная | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, действующие при помощи вакуума либо создающие вакуум, и их взаимосвязи | В |
Схема оптическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений оптические составные части изделия по ходу светового луча | Л |
Схема энергетическая | Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части энергетических установок и их взаимосвязи | Р |
Схема деления | Документ, содержащий в виде условных обозначений состав изделия, входимость составных частей, их назначение и взаимосвязи | Е |
Схема комбинированная | Документ, содержащий элементы и взаимосвязи различных видов схем одного типа | С |
Оформление [ править | править код ]
В эксплуатационной документации устройств ЕС ЭВМ широко практиковалось совмещение «схемы электрической принципиальной» и схемы функциональной, при этом на каждом переходе с листа на лист в обязательном порядке указывался идентификатор электрического сигнала.
Условные графические обозначения элементов [ править | править код ]
Электрические элементы на схеме изображают условными графическими обозначениями, начертание и размеры которых установлены в стандартах ЕСКД и/или МЭК или построенных на их основе. При необходимости применяют нестандартизированные условные графические обозначения. Обычно, они поясняются на свободном поле схемы.
Условные графические обозначения элементов и устройств выполняют совмещенным или разнесенным способом. При совмещенном способе составные части элементов или устройств изображают на схеме так, как они расположены в изделии, то есть в непосредственной близости друг к другу. При разнесенном способе условные графические обозначения составных частей элементов располагают в разных местах схемы с учётом порядка прохождения по ним тока (то есть последовательно) так, чтобы отдельные цепи были изображены наиболее наглядно. При изображении элементов разнесенным способом, на свободном поле схемы помещаются условные графические обозначения элементов, выполненные совмещенным способом.
Линии [ править | править код ]
В зависимости от сложности схемы линиями изображают:
- электрические взаимосвязи (функциональные, логические и т. п.);
- пути прохождения электрического тока (электрические связи);
- механические взаимосвязи;
- материальные проводники (провода, кабеля, шины);
- экранирующие оболочки;
- корпуса приборов;
- условные границы устройств и функциональных групп.
Электрические связи изображают, как правило, тонкими линиями. Для выделения наиболее важных цепей (например цепей силового питания) иногда используют утолщенные и толстые линии. Условные графические обозначения и линии связи выполняют линиями одной и той же толщины.
Для уменьшения количества линий, изображаемых на схеме, применяют условное графическое слияние отдельных линий в групповые линии, при этом у каждой отдельной линии указывается её уникальное в пределах схемы или документа имя.
Линии, соединяющие графические обозначения на схемах, показывают, как правило, полностью. В случае, если это затрудняет чтение схемы, допускается обрывать линии связи. Обрывы линий заканчивают стрелками с указанием имени линии.
Позиционные обозначения элементов [ править | править код ]
Всем изображенным на схеме элементам и устройствам присваиваются условные буквенно-цифровые позиционные обозначения.
Позиционные обозначения проставляют на схеме рядом с условным графическим обозначением элементов и устройств с правой стороны или над ними.
Позиционные обозначения элементам (устройствам) присваивают в пределах изделия. Порядковые номера элементам (устройствам) начиная с единицы, присваивают в пределах группы элементов (устройств) с одинаковым буквенным позиционным обозначением одной группы или одного типа в соответствии с последовательностью их расположения на схеме сверху вниз и в направлении слева направо, например R1, R2, …, C1, C2.
На схеме изделия, в состав которого входят устройства, позиционные обозначения элементам присваивают в пределах каждого устройства, а при наличии нескольких одинаковых устройств — в пределах этих устройств по правилам, изложенным выше.
Если взамен условных графических обозначений входных и выходных элементов изделия помещены таблицы, то каждой таблице присваивают позиционные обозначения замененного элемента.
Перечень элементов [ править | править код ]
Данные об элементах и устройствах, изображенных на схеме изделия, записывают в перечень элементов. Связь между условными графическими обозначениями и перечнем элементов осуществляется через позиционные обозначения.
Элементы записывают по группам (видам) в алфавитном порядке буквенных позиционных обозначений, располагая по возрастанию порядковых номеров в пределах каждой группы, а при цифровых обозначениях — в порядке возрастания.
Если позиционные обозначения присваивают элементам в пределах устройств или одинаковых функциональных групп, то элементы, относящиеся к устройствам и функциональным группам, записывают в перечень отдельно.
При наличии на схеме элементов, не входящих в устройства (функциональные группы), заполнение перечня начинают с записи этих элементов. Затем записывают устройства, не имеющие самостоятельных принципиальных схем, а также функциональные группы с входящими в них элементами.