Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cтопорная шайба, зачем и почему

Cтопорная шайба, зачем и почему?

Стопорные шайбы — это элементы крепежа, которые предназначены для того, что-бы обеспечить надежность резьбовых соединений и их устойчивость к ослаблению под влиянием различных факторов.

Их использование позволяет не допускать ослабления соединения и само откручивание.

шайба стопорная

Конструктивные элементы стопорных шайб

В отличие от шайб обычных, стопорные имеют в своей конструкции такие элементы, как насечки, зубья и лапки, а также разрезы.

Основным материалом изготовления стопорных шайб является пружинная сталь, но иногда используется и бронза.

По сути дела, практически любую шайбу, которая не является плоской, можно отнести к разряду стопорных.

В каких случаях используются стопорные шайбы?

Стопорные шайбы всегда используются в тех резьбовых соединениях, которые находятся под большими нагрузками и испытывают на себе влияние вибраций.

Кроме того, их нередко применяют просто в качестве страховки от самовывинчивания даже тогда, когда его вероятность, исходя из нормальных условий эксплуатации изделия, невысока.

Разновидности стопорных шайб

Все стопорные шайбы подразделяются на несколько основных разновидностей:

  • гроверная;
  • зубчатая;
  • тарельчатая;
  • с выступами и лапками;
  • с насечкой и рифлением.
  • клиновая шайба (типа nord-lock).

Среди них наиболее широко распространены гроверные шайбы.

Они представляют собой кольца, имеющие надрезы, сделанные таким образом, чтобы их концы находи-лись в различных плоскостях.

Поскольку шайбы-гроверы изготавливаются из подпружиненной стали, то после установки они подвергаются упругой деформации, благодаря которой и предотвращают самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений.

Все гроверные шайбы имеют квадратное поперечное сечение и могут изготавливаться как с антикоррозионным покрытием, так и без него.

Зубчатые стопорные шайбы могут иметь как плоскую, так коническую форму, а их зубцы, в зависимости от разновидности этого крепежа, бывают как внешними, так и внутренними.

Они подразделяются на три типа: A, J, V. Как нетрудно догадаться из самого названия, тарельчатые стопорные шайбы имеют форму тарелок, а на осталь-ных наличествуют насечки, рифления, лапки и выступы.

Стандарты стопорных шайб

В России все стопорные шайбы выпускаются в соответствии с ГОСТ 13463-77, со-гласно которому для их изготовления должна использоваться сталь, твердость кото-рой лежит в пределах от 41.5 до 49.5 HRB.

В тех случаях, когда для этой цели приме-няется бронза, этому показателю надлежит быть в два раза выше. Кромки срезов гро-веров должны быть заостренными, а на поверхностях стопорных шайб других типов не должно быть заусенец, трещин, признаков коррозии и окалины.

Проверка качества этих крепежных изделий проводится согласно ГОСТ 17769-83.

В ходе этого процесса из каждой изготовленной партии отбирается несколько изделий для того, чтобы проверить их внешний вид, размеры, качество покрытия (если таковое имеется), вязкость, твердость и пружинистость.

Монтаж и демонтаж стопорных шайб

Для того чтобы установить стопорную шайбу, ее размещают между головкой резьбового крепежного элемента (болта, винта и т. п.) и той поверхностью, в которую он ввинчивается.

При затяжке соединения она сжимается, чему препятствует ее упругость.

В итоге создается сила трения, препятствующая самораскручиванию соединения.

Поскольку прочность соединения с использованием стопорных шайб достаточно высока, то их демонтаж является более сложной задачей, чем установка.

Следует заметить, что в некоторых случаях для этого приходится использовать такие инструменты, как молоток и зубило.

Основная же задача состоит в том, чтобы немного сдвинуть этот крепежный элемент с места, в результате чего соединение ослабится, и резьбовой элемент можно будет просто выкрутить.

Еще один способ состоит в использовании съемников, предназначенных специально для «устранения» из соединений стопорных шайб и колец.

Следует, однако, иметь в виду, что их применение практически всегда ведет к повреждению этих деталей.

Стопорение отгибными шайбами

Стопорение отгибными шайбами

Распространенным способом позитивного стопорения является стопорение отгибными шайбами.

Шайбы изготовляют из мягкой листовой стали и снабжают лапками. На рис. 305, I, II изображены наиболее часто применяемые формы отгибных шайб.

При установке шайбы под гайку одну из лапок фиксируют на стягиваемой детали (чаще всего отгибом на близлежащий уступ крепежного фланца), другую отгибают на грань гайки. Получается жесткая связь между гайкой и стягиваемой деталью (стопорение на корпус).

Стопорение шайбой с отгибными лапками

Помимо отгибки на фланец, практикуют и другие способы фиксации шайбы на стягиваемой детали, пользуясь для этого любыми подходящими элементами детали, находящимися поблизости от гайки.

Иногда фиксирующие элементы приходится создавать искусственно: лапку заправляют в специально проделанное поблизости от гайки отверстие (рис. 306, I), или надевают ее на специально установленный для этой цели штифт (рис. 306, II), или фиксируют соседним болтом.

Способы фиксации стопорной шайбы на корпусе

Фиксация стопорными шайбами применима для ввертных болтов и для гаек, навертываемых на шпильки. При стопорении гаек, навертываемых на болты (рис. 307), необходима одновременная фиксация головки болта от поворота. При стопорении одной гайки (рис. 307, I) болт может вывернуться из застопоренной гайки. Правильная конструкция с фиксацией гайки и болта показана на рис. 307, II. Фиксация стопорной шайбы на корпусе должна быть надежной и жесткой.

Стопорение болта отгибной шайбой

На рис. 308, I и II изображена неправильная установка шайбы: фиксирующая лапка отогнута на полукруглую бобышку корпуса; при отвертывании гайки лапка беспрепятственно проворачивается вокруг бобышки (в направлении, указанном стрелкой). На рис. 308, III показана более правильная установка: шайба не может повернуться вместе с гайкой, так как лапка упирается в прямолинейную часть корпуса. Но и эта установка не свободна от недостатков; при затяжке гайки приходится придерживать шайбу от пропорота в направлении вращения гайки. На рис. 308, IV показана наиболее правильная конструкция: лапка заведена в наклонный паз, профрезерованный в теле бобышки; шайба зафиксирована от поворота в любом направлении.

Установка стопорной шайбы на фланце с полукруглыми бобышками

Другой пример фиксации показан на рис. 309, I. Здесь лапка отогнута на уступ цилиндрического фланца. Несмотря на то, что центр фланца и ось поворота шайбы в данном случае не совпадают, фиксация шайбы неопределенна; шайба может провернуться на некоторый угол вокруг своей оси, достаточный для того, чтобы вызвать ослабление гайки. Правильной установкой в данном случае является или заведение фиксирующей лапки в паз на фланце, или (с целью сокращения механической обработки) упор шайбы в вертикальную цилиндрическую стенку детали (рис. 309, II).

Установка стопорной шайбы на цилиндрическом фланце

На рис. 310 показана стопорная шайба с треугольным вырезом на лапке, позволяющим отгибать лапку не только на грань гайки (рис. 310, I), но и на угол шестигранника гайки (рис. 310, II), благодаря чему гайка может быть застопорена не через 60°, а через каждые 30° поворота.

Стопорная шайба с разрезной лапкой

На рис. 311 изображена стопорная шайба с разрезной лапкой; одну половину лапки отгибают на притягиваемую деталь, другую — на грань гайки.

Стопорная шайба с разрезной фиксирующей лапкой

На рис. 312 показан способ стопорения гайки на болт подкладной шайбой с отгибными лапками. Шайба имеет два усика, входящие в продольные канавки на болте; лапки отгибают на грани гайки. Недостаток этой конструкции — ослабление болта канавками.

Стопорение шайбой с отгибными лапками, фиксируемой канавками в теле болта

На рис. 313 показана скоба с отгибными лапками для гаек, стягивающих цилиндрические фланцы. Симметричные скобы (рис. 313, I) вводят под головку болта и под гайку. Гайку стопорят отгибом лапок. Сама скоба фиксируется от проворачивания отгибом лапок на головку болта.

Скобы для стопорения гайки и болта, стягивающего фланцы

Правильнее способ стопорения, показанный на рис. 313, II. Здесь скоба более надежно фиксируется от проворота пазом (а) во фланцах.

В зависимости от условия установки и способа фиксации на корпусе применяют отгибные шайбы различной формы (рис. 314, I—XII). Шайбы часто выполняют без лапок, в виде круглых, овальных или прямоугольных пластинок (рис. 314, V, IX, X), Фиксация шайбы на корпусе и гайки в данном случае достигается отгибом краев пластинок; иногда с вырубкой отгибаемых частей (рис. 314, XI, XII), что позволяет стопорить бесступенчато. Отгибные шайбы — стопоры разового применения. При каждой перетяжке соединения отгибные шайбы заменяют новыми.

Форумы сайта "Отечественная радиотехника 20 века"

Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Версия для печати

Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Прошу поделиться опытом — кто чем снимает и устанавливает разжимные шайбы? Щипцов специальных для стопорных колец в продаже полно, да только это совершенно не то. Каким инструментом снимать шайбы, которые ставятся на оси диаметром всего 1,5 мм, к примеру, и никаких отверстий для инструмента не имеют? В магнитофонах применяются массово. На фотке ниже — данное изделие:

Изображение

Можно, конечно, поддеть лезвием или часовой отвёрткой, а потом любоваться ободранной осью. Наверняка можно делать это как-то интеллигентнее и точнее?

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Изображение

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Только по нормальному они должны наоборот работать — при сжатии ручек разжимать губки.
Купить что-то подходящее не реально. Сделать — сложно. Части, которые раздвигают пружину, подкалены должны быть, но не перекалены. Мне отец в середине 80-х делал такие клещи, но под пружинные шайбы,которые широко использовались в бобинных магнитофонах. Две половинки ручки можно сложить так, чтобы клещи работали на разжим, а можно на сжатие.
Как вариант, купить разжимки со сменными губками и попробовать доработать одни из них на точиле. Что-то типа этого.
Изображение

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

В том-то и прикол, что для данного типа стопорных шайб ни каких пазов на оси нет и они, по этому, очень тугие.
С пазами вот такие.
Изображение

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Фкетае этих съемников на алиэкспрессе до. Почти по пояс вобщем будет. Тока надо смотреть внимательно, кетайцы массово недорого за каким-то этим самым местом до которого по пояс делают зажимные а не разжимные инструменты. Но за полтора косаря вполне можно взять наборчик.

А так и снимаются и одеваются обычной слотовой отверткой. Только надо подобрать по ширине чуть шире паза в шайбе. Но съемником уонечно удобнее и снять и поставить.

Изображение
Свящщени котэ посылае волшебны пяни, мелки, сочни и сладки

Re: Разжимные шайбы малых диаметров: кто чем снимает?

  • Цитата

Всем спасибо за участие. Собственно, всё вышло, как я и думал — продавцы и манагеры магазинов понятия не имеют что за инструмент они продают. Но, поглядев на него, понял, что это совсем не для таких шайб, о которых я говорил. Распереть шайбу отвёрткой (или пинцетом) это дело понятное, сам так делаю, когда надо шайбу надеть на ось. А вот чтобы снять, да ещё в таких случаях, как на фото в начале темы, когда ни отвёртку, ни пинцет некуда впихнуть — шайба лежит плашмя на поверхности. Самый хреновый случай — это узкие ролики в «Вильме-102» с ЛПМ «старого» образца — там оба ролика такими шайбами застопорены. А тугие — ужас. Можно, понятно, плоскогубцами их стаскивать, но эдак можно и «стол» погнуть ненароком. А надевать обратно? Не молотком же бить! К тому же, весь пакет, состоящий из ролика, направляющей и дистанцера, который держит шайба, должен быть собран с зазором, да не каким-то, а определённым.

В общем, решил, что беру первые же приблизительно подходящие щипцы и перетачиваю им кончики как надо.

Шайба стопорная – не допустим произвола со стороны крепежа!

Шайба стопорная пружинная имеет несложные дополнения к конструкции по сравнению с простой, но за счет этого способна оказать сопротивление ослаблению в месте соединения, а также не дает развинтиться резьбовым крепежным элементам при их эксплуатации в составе приборов и разных конструкций.

Что же должна стопорить такая шайба?

Что мы можем делать, имея подобное стопорящее соединение? К основным конструктивным элементам этих шайб можно отнести наличие зубьев, лапок, насечек, а также разнообразие форм (гроверные, выгнутые, тарельчатые и волнистые). Материалом для изготовления служит специальная пружинная сталь. В отличие от плоских шайб стопорные обеспечивают достаточную площадь соприкосновения с резьбовыми поверхностями, что предотвращает развинчивание. По сути, любую шайбу, не являющуюся плоской, можно смело отнести к стопорным. Использование их предусматривается практически во всех соединениях.

стопорные шайбы

Когда непосредственно стоит использовать стопорные шайбы? Это ситуации, при которых во время эксплуатации соединения есть вероятность воздействия больших внешних нагрузок, особенно вибрационных. Эти условия могут способствовать ослаблению или раскручиванию резьбового соединения, чего не допустит эта шайба. Также сюда можно отнести и ситуацию, когда они используются просто в качестве страховки для придания дополнительной прочности и большей надежности. Из этого выводится следующий итог: стопорные типы шайб можно и нужно использовать в любом соединении с резьбой, при условии, что такую возможность дают конструктивные условия изделия или прибора.

Виды стопорных элементов или чем популярен гровер?

Разновидности стопорных шайб бывают следующими:

  • гроверные (так называемые шайбы Гровера), они со специфическим надрезом и сделаны из пружинной стали;
  • зубчатые – имеют внутренние, внешние или же оба варианта зубцов, которые могут быть плоской или конической формы, типы таких шайб – A, J, V;
  • тарельчатые (с поверхностью в виде конуса);

Фото тарельчатой шайбы

Самый популярный представитель – гроверная шайба. Как уже упоминалось, она имеет надрез, вследствие чего концы этого изделия находятся в разных плоскостях. Благодаря такой конструктивной особенности шайба предотвращает самопроизвольное постепенное развинчивание в месте крепежа. Этот эффект достигается благодаря упругой деформации изделия из-за нагрузки в месте крепления. Изготавливаются подобные шайбы из пружинистой стали, при этом также используется процесс термообработки. Наиболее часто они применяются в машиностроении и при сборке приборов в качестве контрящего элемента соединения. По государственным стандартам шайба должна изготавливаться либо с покрытиями, либо без. О видах покрытий, их условных обозначениях и толщине каждого можно узнать из нормативно-технической документации.

шайба гроверная

Шайбы-гроверы бывают, как правило, четырех типов, все с квадратным поперечным сечением: Н – нормальная; Т – тяжелая; ОТ – особо тяжелая; Л – легкая. Согласно требованиям той или иной сферы употребления гровер-шайбы оцинковывают или же делают специальные защитные покрытия термодиффузионным методом. К техническим требованиям относятся следующие: для достижения пружинности шайбы должны изготавливаться исключительно из проволоки, соответствующей ГОСТ 11850-72 или же любым другим нормативно-техническим документам, а материалом должна служить сталь марок 65Г, 70 и 3Х13. Возможно применение в изготовлении бронзы марки БрКМц3-1 или прочих цветных сплавов. Требуемая масса шайб из стали, а также их расчетная сила упругости (из стали марки 65Г) обычно указываются в сопутствующих приложениях.

Шайба стопорная – требования стандартов

Как утверждает 13463-77 ГОСТ, стопорная шайба из стали должна иметь твердость в диапазоне 41,5-49,5 HRB, в случае же изготовления изделий из бронзы твердость должна быть в 2 раза выше, то есть не менее 90 HRB (по Роквеллу). Для элементов, изготовленных из стали марки 70, допускается незначительное увеличение прочности. Обязательное условие – кромка, которая получается в месте среза, должна быть заостренной. Поверхность элемента должна быть без окалин, заусениц, а также трещин и признаков коррозии. В месте среза допустимы небольшие дефекты, не оказывающие никакого влияния на характеристики шайбы во время эксплуатации (при условии, что они не увеличивают размеры изделия выше допустимых значений). Концы такого изделия необходимо делать с плоским срезом, а толщиной принято считать её наибольшую высоту.

Шайбы, имеющие металлическое покрытие, которое нанесено с использованием метода катодного восстановления, необходимо подвергнуть обеззараживанию. Проверка качества производится следующим образом. Высота между разведенными концами после того, как их трижды сжимают до плоского состояния и выдерживают в таком положении ровно сутки, должна составлять около 1/6 части от фактической толщины шайбы. При этом она не должна ломаться, также не должны появляться трещины, если изгибать концы на 45°. Правила приемки готовых изделий должны соответствовать ГОСТу 17769-83, созданному для контроля изделий с грубой точностью (класса С).

Фото стопорных шайб с металлическим покрытием

От каждой изготовленной партии, готовой к сдаче, отбирают несколько шайб для проверки внешнего вида, их размеров, твердости, вязкости, насколько они пружинисты и каково качество покрытия. Проверка внешних характеристик производится невооруженным глазом или при помощи лупы с трехкратным увеличением.

Параметры каждой из выбранных шайб проверяют штангенциркулем или другими измерительными инструментами, установленными госстандартами. По этим же критериям проверяется и твердость. Испытание на вязкость производится путем зажатия одного конца шайбы в тиски. При этом другой конец отгибается рычагом или разводным ключом с целью увеличения зазора между концами. Пройденной проверка на вязкость считается, если выдержан размер между губками тисков и рычагом, который равен половине диаметра изделия. Пружинность шайбы испытывают в следующем порядке: она трижды сжимается до получения полностью плоского состояния. При другом варианте проверки пружинные шайбы (10 штук и более) надеваются на длинный болт, на который закручивается гайка до того момента, пока полностью не сожмутся концы стопорных шайб. Такое зафиксированное плоское положение они должны сохранять сутки, то есть 24 часа.

разнообразные стопорные шайбы

Как снять стопорную шайбу – как оценить свои возможности?

При желании надежно закрепить резьбовое соединение шайбу стопорного типа кладут между головкой метиза и поверхностью, в которую он вкручивается. При затяжке она сжимается и начинает пытаться распрямиться. По этой причине возникает сила трения, что и препятствует самораскручиванию. В принципе, даже плоская шайба прокладывается под шляпку с этой же целью, и действует она также. Только сила трения в случае стопорного типа намного сильнее, что может иногда даже создать проблему при раскручивании крепления, если вдруг таковое понадобится. А вот как снять стопорную шайбу, сразу догадаться не так просто, но не стоит впадать в панику.

Фото соединения со стопорной шайбой

В зависимости от тяжести конструкции, которую поддерживает шайба стопорного типа, и следует подбирать решение. Чем тяжелее конструкция, тем сильнее она держит ось, а значит, мы можем дойти даже до использования зубила и молотка. В случае небольшой нагрузки можно обойтись и пинцетом. Основная суть в том, чтобы чуть-чуть сдвинуть шайбу с места, тогда усилие на какой-то момент, хоть и на короткий, спадет, и можно пробовать откручивать крепеж. Главное делать это тонким плоским предметом, вставить его следует в место разреза. Если потом вам срочно нужно закрепить крепеж опять, а шайбу вы испортили, на время можно воспользоваться кусочком проволоки, свернутом таким же образом или кусочком резиновой трубочки. Конечно, это не заменит стальной шайбы.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Ремонт бензопилы штиль мс 660
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector