Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение температуры плавления

Определение температуры плавления

Температура (точка) плавления (англ. melting point) — температура, при которой вещество из твердого состояния переходит в жидкое. Обычно температуру плавления определяют капиллярным методом (рис. 88).

12
1 – внешняя колба (иногда заполняется серной кислотой), 2 – внутренняя колба, 3 – термометр, 4 – капилляр с образцом вещества, 5 – серная кислота

Рисунок 88. – Установка для определения температуры плавления.

Температуру плавления определяют в приборе, состоящем из термостойкой круглодонной колбы и пробирки, закрепленной в этой колбе с помощью шлифа. В пробирку помещают термометр, на ртутный шарик которого надевают резиновое кольцо для крепления капилляра (рис. 88). Колбу наполняют концентрированной серной кислотой, силиконовым маслом, глицерином или дибутилфталатом не более ¾ объема. Если используют концентрированную серную кислоту, то прибор нагревают не выше 250 о С. Для работы с веществами, температура плавления которых выше 250 о С, применяют простое устройство, состоящее из двух пробирок. В широкую пробирку вставляют более узкую, зазор между ними оставляют пустым. В узкую пробирку вставляют на корковой пробке термометр.

Методика определения температуры плавления очень проста. Небольшое количество чистого вещества тщательно растирают стеклянной палочкой на часовом стекле. Затем берут стеклянный капилляр (внутренний диаметр 0,8-1 мм, длина 50-80 мм), запаянный с одного конца, и открытым концом опускают его в вещество. Чтобы вещество переместилось на дно капилляра и уплотнилось, капилляр бросают запаянным концом вниз в стеклянную трубку длиной до 70 см, поставленную вертикально на стол. В капилляре должен быть плотный слой вещества высотой 1,5-2 мм. Капилляр с веществом прикрепляют резиновым кольцом к термометру, так что столбик вещества находится на уровне середины ртутного шарика и нагревают колбу со скоростью не более 1 о С в 1 мин. При определении температуры плавления неизвестного вещества нагревание проводят быстрее (до 5-7 о С в 1 мин), а затем определение повторяют, но с более медленным нагреванием, особенно вблизи точки плавления.

а – заполнение капилляра образцом вещества, б – проталкивание вещества вглубь капилляра (необязательная стадия), в – утромбовывание вещества в капилляре

Рисунок 89 – Подготовка капилляра с веществом

Началом плавления вещества считается момент размягчения вещества и переход его в жидкое состояние, а концом — образование прозрачной жидкости. Во время определения необходимо постоянно следить за веществом в капилляре и одновременно за показанием термометра. Если вещество чистое, сухое , то оно плавится в пределах 0,5-1,0 о С. Четкая температура плавления, как правило, является признаком его чистоты. Если экспериментально определенная температура плавления ниже описанной в литературе, то вещество не является индивидуальным, содержит примеси.

Многие органические вещества при плавлении разлагаются, и это сопровождается их потемнением, а иногда и обугливанием. В этом случае, конечно, точка плавления будет нечеткой.

Определять температуру плавления необходимо в защитных очках или защитной маске. Это особенно важно, если колба заполнена концентрированной серной кислотой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Разница между температурой кипения и температурой плавления

Точка кипения и точка плавления — это термины, связанные с изменением состояния вещества, поскольку оба они являются температурами, при которых межмолекулярные силы ослабевают и с увеличением кинетической энергии молекулы должны изменять свое состояние вещества. Точка плавления — это температура, при которой твердое вещество начинает превращаться в жидкость. Например, температура плавления льда составляет 0 ° C или 273K, поэтому при этой температуре лед начнет распадаться как жидкость. Точка кипения — это температура, при которой жидкость начинает переходить в форму пара. Например, при комнатной температуре температура кипения воды составляет 100 ° C, при этой температуре молекулы воды начинают испаряться в виде паров.

Сравнительная таблица

Точка кипения Температура плавления
ОпределениеТочка кипения — это температура, при которой давление пара жидкости равно внешнему давлению, окружающему жидкость.Точка плавления — это температура, при которой твердая и жидкая фазы находятся в состоянии теплового равновесия.
Физическое изменениеТочка кипения — это температура, при которой жидкость начинает переходить в форму пара.Точка плавления — это температура, при которой твердое вещество начинает превращаться в жидкость.
ДавлениеТемпература кипения не остается прежней, она изменяется с учетом внешнего давления.Температура плавления не имеет ничего общего с внешним давлением.

Что такое точка кипения?

Точка кипения — это температура, при которой давление пара жидкости равно внешнему давлению, окружающему жидкость. Обычно это высокая температура, когда межмолекулярные силы ослаблены и все молекулы настроены на разрыв связи и испарение в виде пара. Внешнее давление является одним из наиболее заметных факторов, влияющих на процесс кипения, поскольку чем выше внешнее давление, тем выше будет точка кипения, а при понижении внешнего давления — температура кипения ниже. Температура кипения воды не остается прежней, она изменяется в зависимости от внешнего давления. Например, при комнатной температуре вода имеет точку кипения 100 ° C, хотя на горе Эверест, где давление составляет около 34 кПа, кипящая вода составляет 71 ° C.

Что такое точка плавления?

Точка плавления — это температура, при которой твердая и жидкая фазы находятся в состоянии теплового равновесия. Температура плавления обычно является свойством твердых веществ. Это определенная температура, при которой твердые тела превращаются в жидкости. Как мы знаем, в твердых телах молекулы прочно удерживаются межмолекулярными силами, поэтому, когда речь идет о температуре плавления, кинетическая энергия достаточно высока, чтобы освободить молекулы, чтобы они могли изменить состояние вещества. Многие люди , вытекающие из этого думать , что плавление и точки замерзания вещества такие же, хотя это не является обязательным , как и в случае агара, который плавится при температуре 85 0 С , но получает обратно в твердой форме при 31 0 С до 40 0 C .

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Вы хорошо знаете, что одно и то же вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: в твёрдом, жидком и газообразном. Эти состояния вещества различаются расположением, характером движения и взаимодействия молекул. При некоторых условиях, например при определённых значениях температуры и давления, вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое. Самым известным таким примером служат вода, лёд и пар.

Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое называют агрегатными превращениями.

Многие природные явления обусловлены естественным изменением агрегатных состояний различных веществ. Например, хорошо знакомый вам большой круговорот воды в природе, объясняется изменением агрегатного состояния воды.

Конечно же у вас могут возникнуть вопросы: при каких условиях происходит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое? Или как объяснить изменение агрегатного состояния вещества?

Давайте попытаемся найти ответы на эти и другие вопросы. Вы уже знаете, что молекулы одного и того же вещества не меняются с изменением его агрегатного состояния. А меняется их расположение, характер движения и взаимодействия.

Твёрдое тело Жидкость Газ

Вспомним, что в твёрдых телах молекулы плотно прилегают друг к другу и могут только колебаться около своих положений равновесия.

Из-за сильного взаимодействия в твёрдом веществе частиц друг с другом, и отсутствие у них подвижности, приводит к тому, что твёрдые тела сохраняют свою форму и объём.

В жидкостях, молекулы расположены немного дальше друг от друга. Поэтому они совершают беспорядочные колебания и вращения в одном положении, а также могут перемещаться друг относительно друга.

Наличие сил притяжения между молекулами обеспечивает жидкости сохранение объёма, а перемещения — текучесть.

В газах молекулы расположены на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому молекула в газе двигается свободно до момента столкновения с другой молекулой или стенкой сосуда, в котором он находится.

А если газу не мешают стенки сосуда, то его молекулы разлетаются в различных направлениях.

Давайте рассмотрим несколько примеров о том, как люди используют изменение агрегатных состояний веществ в своих целях. Существует такое устройство, как паровая турбина.

Это тепловой двигатель, в котором за счёт разности давлений энергия пара преобразуется в механическую энергию.

Также, чтобы придать ту или иную форму металлическим изделиям, люди сначала приводят металлы к жидкому состоянию, а потом остужают их.

А, например, сжиженный газ используется в холодильных установках.

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что при теплопередаче изменяется внутренняя энергия тела. И чаще всего это связано с изменением его температуры. Но при этом агрегатное состояние вещества остаётся прежним. Однако существуют процессы, при которых внутренняя энергия вещества при получении теплоты увеличивается, а температура остаётся постоянной.

К таким процессам относятся плавление и кристаллизация (отвердевание). Изучим эти процессы с помощью опыта.

Возьмём калориметр, во внутренний сосуд которого положим немного измельчённого льда при температуре минус десять градусов по Цельсию.

Опустим в него термометр и оставим на столе. Будем следить за изменением температуры льда и процессами, которые с ним происходят. Наблюдения показывают, что какое-то время лёд остаётся в твёрдом состоянии, а его температура постепенно повышается.

При температуре в 0 о С лёд начинает плавиться, в сосуде появляется вода, но температура льда остаётся неизменной. И она не будет изменяться до тех пор, пока весь лёд не перейдёт в жидкое состояние. Только после этого температура образовавшейся изо льда воды начинает повышаться. И это будет происходить до тех пор, пока она не станет равной комнатной температуре.

Такой переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называют плавлением.

Из наблюдений можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, лёд начинает плавиться при определённой температуре. Важно отметить, что лёд находится в кристаллическом состоянии. Следовательно, процесс плавления кристаллических тел происходит при определённой температуре, которую называют температурой плавления.

Во-вторых, температура льда и образовавшейся воды во время всего процесса плавления остаётся неизменной. Таким образом, во время процесса плавления кристаллического вещества его температура остаётся постоянной.

Процесс плавления любых кристаллических тел протекает аналогично рассмотренному процессу плавления льда. То есть чтобы расплавить твёрдое кристаллическое тело, необходимо нагреть его до температуры плавления и в дальнейшем сообщать ему энергию до тех пор, пока всё оно не превратится в жидкость. Исключение составляют те вещества, которые меняют свой химический состав или сразу превращаются в газ.

Различные кристаллические вещества имеют разную температуру плавления.

Из таблицы видно, что температуры плавления различных веществ лежат достаточно в широком диапазоне.

Температуру плавления приходится учитывать при создании бытовой и промышленной техники. Так, например, спирали лампочек и нагревательных элементов делают из тугоплавких материалов. А в самолётостроении, в ракетной и космической промышленности используют материалы с очень высокой температурой плавления.

Но вернёмся к нашему опыту с калориметром. Поместим его, вместе с находящейся в нём водой, в морозильную камеру и проследим за изменением температуры воды.

Заметим, что сначала вода будет охлаждаться до 0 о С, отдавая при этом некоторое количество теплоты окружающему воздуху. При этом будет уменьшаться и её внутренняя энергия за счёт уменьшения средней кинетической энергии движения молекул. Когда температура воды станет равной 0 о С, она начнёт превращаться в лёд. При этом температура воды не будет изменяться до тех пор, пока вся она не перейдёт в твёрдое состояние.

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое называют отвердеванием или кристаллизацией.

Данный процесс сопровождается выделением определённого количества теплоты и соответственно уменьшением внутренней энергии вещества за счёт уменьшения потенциальной энергии взаимодействия его молекул.

Температура, при которой тело отвердевает или кристаллизуется, называется температурой отвердевания или кристаллизации. Эта температура остаётся неизменной во время всего процесса кристаллизации.

Из опыта следует, что для кристаллических тел температура кристаллизации равна температуре плавления.

В заключении отметим, что понятия «температура плавления» и «температура кристаллизации» применимы не ко всем веществам. Например, согрев рукой кусок холодного твёрдого пластилина, мы ощутим постепенное уменьшение его твёрдости. Продолжая нагрев на каком-либо нагревателе, можно перевести пластилин в состояние вязкой жидкости. Но мы не обнаружим определённой температуры плавления. То же самое происходит при нагревании стекла. Наблюдается непрерывное уменьшение твёрдости стекла и увеличение его текучести. Причина такого поведения указанных веществ в отсутствии в их строении правильного повторяющегося расположения частиц. Этот особый вид тел принято называть аморфными телами. Помимо стекла и пластилина, к ним ещё относятся, например, твёрдая смола, сургуч, различного вида пластмассы и так далее.

Поэтому помните, что понятия «температура плавления» и «температура кристаллизации» применимы лишь к телам, имеющим кристаллическое строение.

Конспект урока «Описывать свойства вещества — температура кипения и плавления

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел долгосрочного плана:

Строение и свойства веществ

Школа: НИШ ХБН г. Павлодар

ФИО учителя: Ажикенова А.Б.

Количество присутствующих :

отсутствующих :

Температура кипения и температура плавления.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения

Знать, что такое температура плавления и кипения. Знать температуру кипения и плавления воды и сравнивать другие вещества со свойствами воды.

Критерии успеха

-знают, что такое температура плавления и кипения.

-знать температуру кипения и плавления воды.

— сравнивают другие вещества со свойствами воды.

Языковые цели

пользоваться ключевой лексикой для устного описания температуры кипения и плавления

Привитие ценностей

Уважение по отношению к себе и окружающим

Ответственная гражданская позиция

Обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные связи

Серия полезных фраз для диалога/письма

Я классифицировал вещество по …потому что оно…

Самое важное в . это . потому, что .

Наша группа думает, что…

Мы обнаружили, что…

Частицы приобретают энергию, и, следовательно, начинают двигаться быстрее

Частицы вибрируют . что освобождаются от тесной связи с друг другом ……. могут двигаться теперь свободно.

Переход из …..состояния в……..состояние

При повышении температуры, скорость движения частиц растет.

Высокая температура кипения/плавления, низкая температура плавления/кипения

Навыки использования ИК

Предварительные знания

Предметная лексика

Органические вещества, неорганические вещества

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие. Прежде, чем назвать тему урока, провести демонстрацию: Учитель нагревает лёд и кипятит воду. Спросить у учащихся:

— Что произошло со льдом? (расплавился)

-Что произошло с водой? (закипела)

— Почему? (пытаются объяснить своими словами)

Учитель: «Существуют явления, на которые никогда не надоедает смотреть. Кипение воды – наслаждение зрелищем воды и огня, таинством их взаимодействия. Эта изменчивая картина завораживает. Закипая, чайник начинает разговаривать» .

Демонстрация: пробиркодержатель, пробирка, нагревательный прибор, вода, фарфоровая чашка, лёд.

Учитель: « Из чего состоят вещества и почему они все в разных агрегатных состояниях? Вещества могут находиться в трех основных агрегатных состояниях: твердое, жидкое и газообразное.

Состояние вещества зависит от температуры. Например, когда твердое вещество нагревают, оно начинает плавиться (превращаться в жидкость), если же нагревание продолжают, то образовавшаяся жидкость начинает испаряться, превращаясь в газ.

Когда твердое вещество нагревают, частицы приобретают энергию, и, следовательно, начинают двигаться быстрее. Скорость, при которой частицы вибрируют продолжает расти при повышении температуры. Если нагревание продолжается, то в итоге частицы вибрируют настолько сильно, что освобождаются от тесной связи с друг другом и могут двигаться теперь свободно. Этот процесс называется плавлением (таянием), т.е. переход из твердого вещества в жидкое.

Когда жидкость нагревают, энергия подается к частицам, заставляя их двигаться быстрее, скорость движения частиц продолжает расти при повышении температуры . Если нагревание продолжать, то многие частицы в жидкости в итоге будут двигаться настолько быстро, что исчезнут (оторвутся) от жидкости. Этот процесс называется кипением »

Посмотрите данные температуры плавления некоторых металлов. Напишите в тетради, какой из металлов имеет самую низкую и высокую температуру плавления. Предположите, в каком агрегатном состоянии металлы находятся? Приложение 1

Перед вами список из 15 веществ. Определите агрегатное состояние веществ (твердое, жидкое, газообразное), по имеющимся температурам кипения и плавления. Сделайте вывод. Приложение 2

Посмотрите внимательно на рисунок. Укажите цифру, которая показывает процесс плавления. Подчеркните буквы, которые показывают процесс кипения (А→С, А→В, В→С, С→А, С→В, В→А). Приложение 3

Дополните предложения. Приложение 4

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Ошибки исправьте зеленой ручкой, если они имеются.

После чего учитель показывает слайд с правильными ответами, и каждый учащийся проверяет себя сам.

Задание 5 «Разгадай-ка»

Учащимся предлагаются вопросы, на которые они должны устно ответить:

1)Что произошло с героиней сказки «Снегурочка», когда она прыгнула через костёр?

Какая, примерно, температура плавления льда? (растаяла, плавление, 0 0 С).

2) Какие процессы есть в этих сказках?

a ) Из древнегреческой легенды «Икар».

Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи расплавили воск, скреплявший крылья.

Что означает слова «и лучи расплавили воск»?

b ) Какой тепловой процесс упоминается в пословице.

Когда вода кипит, пар идет горячий.

c ) П рослушайте сказку и ответьте на вопрос:

Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол — царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.

«Мои любимые дочери, — начал свою речь царь, — сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».

Закипит ли чайник у сестер? Если да, то у какой из сестер чайник закипит быстрее? Почему?

Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!

Карточка, зеленая ручка, презентация

hello_html_70e484fa.png

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Из чего состоят вещества и почему они все в разных агрегатных состояниях? Вещества могут находиться в трех основных агрегатных состояниях: твердое, жидкое и газообразное.

hello_html_1d030ca1.png

Некоторые вещества могут находиться во всех трех агрегатных состояниях. Состояние вещества зависит от температуры. Например, когда твердое вещество нагревают, оно начинает плавиться (превращаться в жидкость), если же нагревание продолжают, то образовавшаяся жидкость начинает испаряться, превращаясь в газ. И наоборот, если газ охлаждать, то он сконденсируется (превратиться в жидкость), в случае дальнейшего охлаждения образовавшаяся жидкость замерзнет (затвердеет) и превратиться в твердое вещество.

hello_html_143f6af0.png

Для чистого вещества (вспомнить, что такое чистое вещество), изменение агрегатного состояния происходит при фиксированной (одной и той же, одинаковой) температуре. Температура кипения жидкости – это температура, при которой жидкость стремительно превращается в газ (пар). Температура плавления твердого вещества — это температура, при которой твердое вещество превращается в жидкость. Например, температура кипения воды 100 0 С.

Температура плавления вещества – это температура, при которой твердое вещество переходит в жидкое состояние, Например, температура плавления воды 0 0 С.

Кипение — это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре .

Температура кипения вещества зависит от природы вещества и от того, насколько сильно частицы притягиваются друг к другу.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением.

Когда твердое вещество нагревают, частицы приобретают энергию, и, следовательно, начинают двигаться быстрее. Скорость, при которой частицы вибрируют продолжает расти при повышении температуры. Если нагревание продолжается, то в итоге частицы вибрируют настолько сильно, что освобождаются от тесной связи с друг другом и могут двигаться теперь свободно. Этот процесс называется плавлением (таянием), т.е. переход из твердого вещества в жидкое.

hello_html_m1661c799.png

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется парообразованием .

Когда жидкость нагревают, энергия подается к частицам, заставляя их двигаться быстрее, скорость движения частиц продолжает расти при повышении температуры . Если нагревание продолжать, то многие частицы в жидкости в итоге будут двигаться настолько быстро, что исчезнут (оторвутся) от жидкости . Этот процесс называется кипением

hello_html_m1661c799.png

hello_html_m7b1811b1.png

Если нагреть твердое вещество до определенной температуры, которая называется точкой плавления, то оно превратится в жидкость, продолжим нагревать вещество до точки кипения, и жидкость станет паром. Например, лед начинает плавиться при температуре 0 0 С, а точка кипения воды 100 0 С.

Самый тугоплавкий металл вольфрам. Он плавится при температуре 3422 0 С, а кипит при 5555 0 С.

Самый легкоплавкий металл – ртуть, она превращается в жидкость при -39 0 С, но самая низкая температура плавления у гелия. Он переходит из твердого состояния в жидкое, при температуре -272 0 С

Приложение 1 – Задание

Посмотрите данные температуры плавления некоторых металлов. Напишите в тетради, какой из металлов имеет самую низкую и высокую температуру плавления. Предположите, в каком агрегатном состоянии будут находиться металлы?

1)правильно определяет металлы с самой низкой и высокой температурами плавления.

2) правильно предполагает агрегатное состояние веществ (пытается определить агрегатное состояние веществ).

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Установка фрезера в стол видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector