Wabashpress.ru

Техника Гидропрессы
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современное ручное ткачество. На стыке традиции и новизны

Современное ручное ткачество. На стыке традиции и новизны

Основы домашнего ткачества для начинающих: рамка, станки и другие приспособления, описание процесса

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.

Самостоятельное изготовление станка

Перед многими стоит задача – как сделать ткацкий станок? Да еще чтоб потратить меньше материалов. Так как же сделать ткацкий станок своими руками? Прежде всего, нужно придерживаться схемы изготовления, содержащей в себе последовательные этапы:

Гребенку можно изготовить из толстой фанеры. Высота ее достигает 15 см. Длина гребенки должна быть больше расстояния между рамами, которые находятся сбоку. Число вбитых гвоздей нужно поделить на два, чтобы получить число зубьев. Высоту зубьев подбирать примерно 70-100 мм, а ширину 5-7 мм. Межзубьевой промежуток – 5 мм.

На ближнем валу располагаются гвозди, на которые привязываются одинаковой длины нити. Потом нитки делятся на четные и нечетные. Позади гребенки располагается двигающийся вал, где крепятся нечетные нити. А четные нити находятся на гребенке, а именно обматываются на гвоздях зубьев. Самодельный ткацкий станок работает по правилу наматывания на планку остаточного количества ниток, и делается основание изделия.

В дальнейшем идет намотка ниток на уток. Концовка нитки крепится на левой части рамы, которая находится впереди ведущей рейки. При поднятии планки уток проталкивается в зев. Движение происходит слева направо. Чередуя разноцветные нитки, можно получить рисунки на изделии (клетка, полоска).

Видео: как сделать ткацкий станок?

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.
Читайте так же:
Рейтинг мотокультиваторов для дачи

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Принцип работы настольного ткацкого станочка

Устройство ткацкого станка предполагает прокладку ниток с помощью специального прокладчика. Количество пряжи, которая поступает в установку, может достигать 2-4 кг. Таким образом, на ткацком станке стб можно трудиться долгое время, не делая остановок.

Такая установка представляет собой сочетание валов. Это валик-навой для навивки нитки на него и валик для готовой ткани. Нити проделываются через отверстия – ремизки. Ремизки соединены между собой тесьмой, которая перекидывается через ремизные валики сверху и снизу. Еще имеются два валика, которые необходимы при выходе основной части и готового изделия соответственно.

Вид механизма на устройствах представляет собой образование зева. Существует механизм 3 типов:

Если предполагается изготовление простых узоров, то используется кулачковый тип. Благодаря кулачкам также можно легко переходить от рисунка к рисунку. Жаккардовый механизм реализует широкие возможности установки.

В зависимости от ширины заправки станки подразделяются на широкие (от 25 м) и узкие (22 м). При наличии многоцветного уточного дополнения появляется возможность ввода нитей разной фактуры и плотности.

Основные этапы работы:

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

Давно. но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества. Будучи «информационным хомяком» долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!) Но ,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:).. ). Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный. Отделочных цветов может быть несколько , в зависимости от узора. Толщина нитей должна быть одинаковой (во избежании проблем) Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной. Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи. В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Игла с широким ушком,ножницы,вилка Итак, приступим: Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать насновка делается свободно, с провисом

Если нажать на нити , то они должны прогнуться вниз на 3-4 см Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х( длина стороны +20см(бахрома))

Мне нравится работать иглой,для зашивания мешков.Уплощенно-загнутый кончик очень удобен

Вставляем сложенную вдвое нить в иглу и начинаем делать полотняное переплетение

Разрезаем петлю на ушке иглы..

и назводим нити в противоположные стороны

вдеваем новую нить в иглу и прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

и все повторяем: разрезать петлю,

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:) )

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

равязываем попарно узлами и одеваем на гвоздики: одна пара нитей — один гвоздик

и так до начала рисунка

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

Мастер-класс: Изготовление рамы для ткачества

Автор: Сергей Салтыков

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Читайте так же:
Перечень точек смазки станка 1к62

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необъодимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка

Теперь можно при помощи болтов (лучше «барашков») регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями — тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса.

Натягиваем основу.

Натяжка должна быть равномерной по всей длине

Следующая задача — заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу — ткачеству.

КАК СДЕЛАТЬ РАМУ ДЛЯ ГОБЕЛЕНА САМОСТОЯТЕЛЬНО?

СПОСОБ 1. НАТЯЖЕНИЕ ОСНОВЫ ВКРУГОВУЮ НА ПОДРАМНИК

При этом способе можно соткать по гобелену на каждой из сторон и в конце одновременно их срезать.

Вам понадобятся:

• Деревянный подрамник (на примере – 30х45 см);

• Нить основы – прочный хлопок / лён / джут;

• Простой карандаш, линейка, ластик, ножницы.

1. Определите ширину будущего гобелена. При помощи линейки и карандаша нанесите соответствующие засечки на противоположных рейках рамы – вверху и внизу. Поделите это расстояние на равные отрезки 4 или 5 мм – на этой ширине друг от друга будут располагаться нити основы. Засечки на верхней и нижней рейках должны располагаться параллельно друг другу.

2. Возьмите нить для основы, привяжите её двойным узлом к верхней рейке рамы на крайней левой точке нашей разметки. Начинайте натягивать основу слева направо. Натягивая нить, доведите её до крайней левой точки на нижней рейке рамы, обогните рейку и проведите нить за рамой сзади. Обогните нитью верхнюю рейку по второй слева засечке и снова спуститесь вниз.

Повторяйте до тех пор, пока не закончатся засечки. Нить должна быть постоянно в хорошем натяжении.

3. Закончить натягивать нить нужно на верхней рейке, чтобы количество нитей основы было чётным. Чтобы закрепить конструкцию, два-три раза обвяжите нить вокруг верхней рейки. Затем завяжите двойной узел на крайней правой нити основы.

4. Чтобы задние нити визуально не мешали передним, разместите под ними подходящий по размеру кусок картона. На него позже при помощи скрепок можно будет закрепить эскиз. Готово! Можно приступать к ткачеству.

СПОСОБ 2. ТКАЦКАЯ РАМА С ГВОЗДИКАМИ

Классический способ создания рамы для ткачества. Я пользуюсь рамой 60х60 см (по внутренним размерам). Плюс такой рамы в том, что в её пределах можно сделать гобелен любой ширины. То есть задействовать для натяжения нитей основы лишь часть гвоздиков. В этом случае можно ткать параллельно две небольшие работы.

Технология "ТКАЧЕСТВО" станочное, ручное

Бисерное ткачество в России стало популярно с середины XIX века. Применялось оно поначалу в городском рукоделии. Таким образом делали небольшие цепочки, витражи для свеч, экраны для каминов. В народном рукоделии ткали пояса, гайтаны, браслеты и сережки.

В этой теме есть:

Автор темы Pupsik
Pupsik

  • Цитата

Сообщение 23 июл 2007, 9:42

Вложения Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 2.jpg Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 3.jpg Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 4.jpg
Автор темы Pupsik
Pupsik

  • Цитата

Сообщение 24 июл 2007, 22:24

ПЛОТНОЕ ТКАЧЕСТВО

Поверхность плотного тканого изделия образована сплошными бисерными рядами и напоминает вышивку крестом. В качестве основы иногда использовали металлическую сетку — так делали экраны для каминов.

Читайте так же:
Подъемные механизмы для гаража своими руками

Мы рассмотрим другой, более распространенный, способ.
Приступая к работе, приготовьте простейшее приспособление: рамку или дощечку с планками на концах (рис. 176). В шахматном порядке на расстоянии 2-3 мм друг от друга забейте маленькие гвоздики. На них натяните нити основы (не слишком туго, чтобы изделие не стягивалось).
Нить с бисеринками поместите на натянутые нити, отступив от их концов 10-15 см. Распределите бисеринки в промежутках между нитями и проведите иглой еще раз через отверстия, огибая нити основы снизу. Вместо рамки можно использо вать кусок картона с отверстиями. В этом случае удобно под нити основы подложить вязальную спицу.

Ткачество начинают приподняв нити основы спицей и пропустив нить с бисером под нитями основы. Затем спицу сдвигают вниз, нити основы опускаются и плотно прижимают бисеринки к картону. После этого проводят иглу через бисеринки поверх нитей основы.
В качестве рисунка годится любой рисунок для вышивки крестом. Возможно искажение рисунка — вытягивание изображения вдоль нитей основы, так как бисеринки не идеально круглые, а немного приплюснуты с боков. Законченную работу можно, не снимая с картона, вставить в рамку. (178)

Вложения Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 9_1185044732.jpg Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 9_1185044738.jpg Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - Scr-494.png
Автор темы Pupsik
Pupsik

  • Цитата

Сообщение 25 июл 2007, 22:04

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНКЕ

Для работы на станке следует приготовить:
рисунок, по которому осуществляется плетение образца;
салфетку, на которой разложен бисер;
бисер (откалиброванный) необходимых цветов;
воск пчелиный;
ножницы;
нитки капроновые, нужного цвета;
иголки низальные;
булавки с круглыми головками (i дальнейшей калибровки бисера);
рабочую нитку длиной 110-120 см, обработанную пчелиным воском с иголке на конце;
линейку для «подбивания» рядов (металлическую или пластмассовую).

РАБОТА НА СТАНКЕ

Плетение ведется на наклонном участке, между передним роликом и шпилькой. Привязать свободный конец рабочей нити к первой нити основы с левой стороны, оставив свободным конец рабочей нити длиной 12—15 см для последующей заделки. Узелок должен находиться на 1—2 см выше ролика (рис. 70).
Для плетения первого ряда прямого участка образца с орнаментом набрать на иголку с рабочей ниткой 11 бисерин и пропустить ее вместе с нанизанными бисеринами сзади нитей основы (рис. 71).
Немного потянуть рабочую нитку вправо так, чтобы каждая бисерина оказалась между двумя нитями основы. Прижать бисерины указательным пальцем левой руки сзади нитей основы, что
бы они зафиксировались в этом положении (рис. 72а).
Пропустить иголку в обратном направлении через все бисерины ряда перед нитями основы (рис. 726). Иголку следует пропускать по верху отверстия бисерин, чтобы не прокалывать ранее пропущенную через них нитку.
Осторожно притянуть рабочую нитку (чтобы крайние нити основы оставались параллельными всем нитям), и выровнять бисерины этого ряда, аккуратно «подбивая» весь ряд снизу и сверху линейкой. Теперь этот ряд бисера закреплен на основе.
Для плетения второго ряда снова набрать на иголку с ниткой 11 бисерин, пропустить ее вместе с нанизанными бисеринами сзади ниток основы. Далее работу нужно вести так, как было указано ранее (после плетения первого ряда). Таким образом продолжать плетение прямого участка. Каждый ряд выравнивать, «подбивая» линейкой.

Вложения Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 1.jpgТехнология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное — 1.jpg (25.75 КБ) 124237 просмотров Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 2.jpg Технология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное - 3.jpgТехнология ТКАЧЕСТВО станочное, ручное — 3.jpg (39.23 КБ) 124237 просмотров

Технология ткачества

Одним из самых распространённых видов традиционного народного искусства на Вологодской земле было узорное ткачество. Особенно славились своим искусством мастерицы деревень, расположенных вокруг Череповца. Они составляли яркие многоцветные узоры из геометризированных фигур, которые располагали полосами или заполняли орнаментом все изделие.

Узорным ткачеством украшали полотенца, подолы и рукава женских рубах, передники, скатерти – столешники и другие бытовые вещи. Ткачихи прекрасно владели различными техниками ткачества: браной, ремизной, выборной. Геометрический орнамент составляли из ромбов, крестов, гуськов, свастик, крючьев и т.д. В далекие времена такие фигуры были символами плодородия, благополучия, изобилия. Со временем значение орнаментов утратилось, они стали просто красивыми узорами, искусство которых передавалось из поколения в поколение.

Фабрика ручного ткачества ООО «Фабрика «Красный ткач» сохраняет и возрождает традиции северного узорного ткачества – технически самого сложного вида украшения тканей.

Сущность ткачества состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служит специальное приспособление – ткацкий станок с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетают нитями утка. Простейший способ полотняного переплетения нитей мастера дополняют различными приемами и усовершенствованиями.

Технологический процесс ткачества – трудоемок и длителен. Он состоит из нескольких этапов: подготовки основы, подготовки утка, самого ткачества.

Читайте так же:
Сож на масляной основе

1 этап – ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ

Работы по подготовке основы – очень кропотливы. Как уже было замечено ранее, основа представляет собой продольные нити, которые привязывают на ткацкий станок определенным образом и под натяжением. Далее они будут перекрываться поперечными нитями утка, образуя узор.

Основа готовится на ручной сновальной раме: сновальщица закрепляет нить на верхнем конце рамы, далее накручивает вокруг рамы необходимое количество кругов – метров, закрепляет нить в нижнем конце рамы, а далее возвращается наверх, повторяя количество кругов. Этот процесс называется одним оборотом нити. Этот процесс повторяется необходимое количество раз (обычно 100 раз), на данном этапе закладывается длина основы и плотность ткани по основе.

Когда основа для будущей ткани готова, со сновальной рамы она снимается в косу.

Косу навивают на катушку для ткацкого станка. Катушка переносится на станок.
Далее основу связывают с предыдущими нитями на станке: мастер связывает каждую ниточку и делает до 2 000 узелков.

Более того, каждая ниточка основы подается по заправочному рисунку в галево ремиз (в старину галево называли «нитченки»).

Набор галев («нитченок») на всю ширину ткани образует ремиз.

Количество таких ремиз на станке также зависит от заправочного рисунка (у каждой ткани он свой).

На нашем производстве ремиз на станке может быть от 2х до 9ти. Каждый ремиз на станке подвязывается к подножкам и журавликам каретки.

Это позволяет поднимать и опускать ремизы с нитями основы и переплетать их с нитями утка в определенный узор, который так и называется – «ремизный».

Итак, основа на станке готова. Теперь можно приступать к следующему этапу подготовительных работ.

2 этап – ПОДГОТОВКА УТКА

Процесс подготовки утка заключается в следующем: пряжа тростится в необходимое количество сложений нити, а затем навивается на цевки.

Цевка вставляется в челнок, которым и работает ткачиха в процессе создания ткани.

3 этап – ТКАЧЕСТВО

Узорное ткачество – это узор, создаваемый утком, с использованием разных техник. Мастерицы нашего предприятия владеют всеми техниками узорного ткачества. Каждая техника – своеобразна, требует определенных навыков и умений.

БРАНАЯ ТКАНЬ – двусторонняя: на лицевой стороне рисунок образован настилом утка, а на изнанке – настилом основы; она выполняется с помощью «бральницы» – специальной дощечки (лопатки), узор выкладывается по счету нитей рисунка цветными утками, которые частично перекрывают основу.

Эта техника издавна использовалась мастерицами для украшения небольшой части изделия, чаще всего – краев полотенец, подзоров, подолов рубах.
Узоры браного ткачества – очень разнообразны. В одних – орнамент чисто геометрический: ромбы, полуромбы, восьмиконечные звезды, розетки. В других – геометризированные фигуры людей, животных, птиц, дерева. Все они располагаются строгими горизонтальными рядами.

ВЫБОРНАЯ ТКАНЬ – по структуре сходна с браной, но уток в ней не одноцветный, а узор делится на несколько участков, причем каждый выполняется отдельной нитью в одну и другую стороны. Узор может быть выполнен и на средней части полотна в виде ромбов, розеток.

АЖУРНУЮ ТЕХНИКУ ткачества также можно назвать разновидностью браного ткачества. Узор получается из мережек, которые перевиваются левой рукой – по две или более нитей и продеваются на дощечки-бральницы. Узор получается скромный и изысканно красивый: крупный, строго геометрический: ромбы, треугольники, косые кресты – по диагональным линиям, по клеткам, по горизонтальным линиям.

МНОГОРЕМИЗНОЕ ТКАЧЕСТВО – техника, при которой узор создается на множестве «ремизок»: от 3х до 9ти. Рассчитывать узор в данной технике нужно на стадии заправки ткацкого станка, что требует от мастера внимательности и сложных математических расчетов (см. этап подготовки основы). Прорисовать и рассчитать узор – это задача художника.

В этой технике ткется практически весь ассортимент изделий фабрики. Получаемая в результате переливчатая фактурная поверхность ткани придает неповторимую изысканность и привлекательность.

В технике ПОЛОТНЯНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ткется однотонное белое или серое полотно для традиционных рубах, косовороток и полотенец; многоцветная «пестрядинная» полосатая и клетчатая ткань используется для юбок, сарафанов и других видов традиционной одежды и костюмов; а также для дорожек и покрывал.

В большинстве изделий Фабрики совмещено сразу несколько техник ткачества: изделия выполняются в ремизно-браной технике, ремизно-выборной, ремизно-ажурной техниках.

Ткачество (часть 1)

Ткачество — древнейшее ремесло, представляющее собой процесс изготовления тканого полотна, используемого впоследствии для шитья одежды и предметов обихода. Как и прядение, ткачество возникло в эпоху неолита и распространилось еще при первобытнообщинном строе.

Возникновение данного процесса было обусловлено необходимостью в утеплении жилища, затем ткачество стали использовать для декоративных целей. Так появились такие художественные текстильные изделия, как ковер, шпалеры и гобелены.

Ковры использовались в качестве украшения и утепления жилища, а также как средство звукопоглощения. Самый древний ковер найден на Алтае и датируется V веком до нашей эры.

Читайте так же:
Принцип работы токарно карусельного станка

Более древней разновидностью ткачества является шпалерное ткачество, подарившее миру стенные ковры без ворса. Появление этого вида декоративно-прикладного искусства датируется 1400 годом до нашей эры — такая льняная пелена была найдена в гробнице египетского фараона.

За 5‒6 тысяч лет до нашей эры люди уже освоили ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы.

Ткачество в древние века

Ткаными полотнами утепляли каменные полы и стены, устилали ими ложе, завешивали вход в жилище, клали на повозки.

Древние копты-христиане, перуанцы, китайские мастера — все они, по данным археологической науки, имеют высокий уровень шпалерного ткачества.

В XI–XII веках ткачество появляется в Европе, сначала в Германии. Привозят его крестоносцы со Святой Земли.

Ткачество в эпоху Средневековья

В данный период шпалеры были доступны лишь очень знатному сословию и создавались по заказу на библейские или исторические сюжеты.

В интерьерах церкви Средневековья они служили в качестве одной из иллюстраций для поучения верующих. Чаще всего ткачеством занимались в монастырях и частных мастерских.

После Германии это искусство перекочевало во Францию. В XVI веке в Париже появляется корпорация готлисьеров, которые создавали произведения в технике гобелена. Во многом развитию гобеленного ткачества поспособствовал король Карл V, который очень часто заказывал гобелены с изображением библейских, а также исторических сцен. Множество тканых вещей во Франции создавалось для нужд церкви: покрывала для скамеек, монументальные гобелены со сценами из Писания.

В эпоху Возрождения ткачество приобретает более изысканные формы и ткани.

В начале XVI века в живописи преобладает пейзажный жанр, что также сказывается на шпалерном ткачестве.

Основные виды сырья для ткачества на славянских землях

По всей видимости, самая первая на свете нить была шерстяной, произведенной из обработанной шкуры, добытой на охоте.

Основной шерстью для ткачества у древних славян была овечья. В курганах на реке Оке был обнаружен фрагмент шерстяной ткани, который датируется не позднее 1000 года до нашей эры.

Также наши славянские предки использовали козью, коровью и собачью шерсть. Коровью шерсть брали для изготовления поясов и одеял, а из собачьей выделывали «обувь», которую носили люди при ревматизме.

Он считается одним из древнейших культурных растений Европы и Азии. В I веке нашей эры его развозили галлы и германцы.

На славянские земли это растение пришло из Средней Азии, Юго-Восточной Европы и, возможно, даже из Китая.

Из нее еще в каменном веке на берегах Ладожского озера плели рыболовные сети. Некоторые народы Дальнего Востока поддерживают эту традицию и сейчас. А ханты изготавливали из крапивы не только сети, но и одежду.

Растение имеет неплохие волокнистые свойства и к тому же часто встречается в нашей полосе.

Растет по берегам болот и озер и многими ошибочно называется «камышом».

Ткань, сделанная из волокон рогоза, в основном использовалась для хозяйственных целей. Одежда из такой ткани у древних славян олицетворяла полнейшую бедность. «В рогожу одеться, от людей отречься» — гласит русская пословица.

Единственным видом одежды из рогожи был плащ-накидка, сшитый углом, от дождя.

На Руси умели ткать даже из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и сосновых иголок — «лесной шерсти». Для этого вида сосновые иглы распаривали, вываривали в щелоке, затем расчесывали, отмывали и сушили. Из такого волокна обычно мастерили теплые вещи.

Процесс изготовления нитей

Осенью лен собирали, затем теребили и оставляли в поле на пару недель. Дальше лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, так что его твердая составляющая отделялась. Затем лен трепали, держа пучок в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, а после чесали щетью.

После стрижки овец их шерсть также стирали, мяли, чесали с помощью специальных щеток и только после этого пряли шерстяную нить.

Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прядильное волокно закрепляли с помощью веревки на лопаске прялки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой — с веретеном.

Нить получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена.

Чем ровнее было подкручено из кудели начало нити, тем качественнее получалась нить. Потом нити сматывали на деревянную катушку (тюрик). Получив таким образом достаточное количество ниток, из них уже на ручном ткацком станке делали ткань.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector